Судья: Алексеева И.А. Дело № 33-12160/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Сухановой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 мая 2016 г. апелляционную жалобу администрации Каширского муниципального района Московской области на решение Каширского городского суда Московской области от 13 октября 2015 г. по делу по административному исковому заявлению Колесова Олега Михайловича о признании незаконным решения комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании подготовить и отправить на согласование проект договора аренды,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя Министерства имущественных отношений Московской области – Шелмакова В.Д.,
установила:
Колесов О.М. обратился в суд с административным иском, в котором (с учетом уточнения требований) просил признать незаконным решение комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании подготовить и отправить на согласование проект договора аренды.
В обоснование требований Колесов О.М. указал, что в 2014 г. он обратился в администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. 01 декабря 2014 г. администрация Каширского муниципального района опубликовала в газете «Вести Каширского района» № 15 (35) объявление о намерении предоставить в аренду земельный участок ориентировочной площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, с установлением срока принятия заявок в течение одного месяца с момента публикации объявления. Письмом от 21 января 2015 г. комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района ему (Колесову О.М.) было сообщено, что в течение указанного срока с момента публикации объявления других заявлений, а также предложений и замечаний от жителей Каширского муниципального района не поступило. Постановлением администрации Каширского муниципального района от 17 марта 2015 г. № 584-па утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Этим постановлением он был обязан обеспечить за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и предоставить его кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения. В дальнейшем земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты>. Однако письмом № 2397/20 от 16 июля 2015 года комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района уведомил Колесова О.М. о невозможности предоставить ему в аренду испрашиваемый земельный участок на основании ранее опубликованного извещения, и сообщил, что опубликует новое извещение в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ (в редакции от 01 марта 2015 г.).
Такой отказ Колесов О.М. считал незаконным.
В судебное заседание в суде первой инстанции Колесов О.М. не явился, был извещен. Его представитель Скобеев И.Е. уточненные требования поддержал.
Представитель администрация Каширского муниципального района и Комитета по управлению имуществом этой администрации по доверенности Гришина А.В. возражала против удовлетворения требований.
Министерство имущественных отношений Московской области своего представителя в судебное заседание не направило, было извещено.
Решением Каширского городского суда Московской области от 13 октября 2015 г. требования Колесова О.М. были удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация Каширского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель Министерства имущественных отношений Московской области – по доверенности Шелмаков В.Д. считал решение суда незаконным, а апелляционную жалобу обоснованной.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о слушании дела в установленном порядке (л.д.93об., 94), в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Согласно пункту 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Приведенные положения действующего законодательства призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 ноября 2010 г. № 1549-О-О, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из анализа приведенных положений законодательства и правовых позиций следует, что публичное информирование в отношении предоставления земельного участка направлено на защиту интересов не только населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами могут быть поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок и способ реагирования на соответствующую информацию.
Из материалов дела усматривается, что в 2014 г. Колесов О.М. обратился в администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства.
01 декабря 2014 г. администрация Каширского муниципального района опубликовала в газете «Вести Каширского района» №15(35) опубликовала сообщение о намерении предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства. В этом сообщении было указано, что заявления от желающих заключить договор аренды этого земельного участка принимаются в администрации Каширского муниципального района в течение месяца с даты опубликования данной информации.
21 января 2015 г. комитетом по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района в письме на имя Колесова О.М. сообщалось, что других заявлений от желающих заключить договор аренды спорного земельного участка, а также предложений и замечаний от жителей Каширского района не поступало.
Постановлением администрации Каширского муниципального района № 584-па от 17 марта 2015 г. (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Каширского муниципального района № 1003-па от 28 апреля 2015 г.), была утверждена схема расположения границ спорного земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, вид разрешенного использования – «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов)». Этим постановлением Колесов О.М. обязан обеспечить за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и предоставить его кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения.
16 июня 2015 г. земельный участок по вышеуказанному адресу площадью 1100 кв.м был поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый <данные изъяты>.
По заявлению Колесова О.М. о предоставлении в аренду земельного участка с указанным кадастровым номером, площадью 1100 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, комитетом по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района (письмо от 16 июля 2015 г. № 2397/20) Колесову О.М. было отказано в заключении договора аренды испрашиваемого им земельного участка на основании вышеуказанной публикации. При этом было указано на отсутствие в публикации сведений о предоставлении земельного участка неограниченному кругу лиц, месте, времени, сроке, где любое лицо вправе было подать заявление на предоставление указанного земельного участка или ознакомиться со схемой расположения земельного участка для принятия решения. Кроме того, сообщалось на опубликование в ближайшем номере газеты «Вести каширского района», на официальном сайте администрации Каширского муниципального района в сети Интернет и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации повторного извещения о намерении предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. отмечалось, что при отсутствии дополнительных заявлений участок будет предоставлен Колесову О.М. в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Разрешая требования Колесова О.М. и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что все необходимые действия для предоставления земельного участка в аренду Колесовым О.М. были совершены, принцип эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления Колесову О.М. земельного участка был соблюден, в связи с чем у комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района возникла обязанность заключить с ним договор аренды испрашиваемого земельного участка. Каких-либо нарушений при осуществлении публикации сообщения о предоставлении земельного участка судом не установлено.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда ввиду следующего.
Исследовав содержащуюся в газете «Вести Каширского района» публикацию о намерении предоставить земельный участок в аренду, судебная коллегия приходит к выводу, что она не может восприниматься, как ориентированное на неопределенный круг лиц предложение о приобретении в аренду свободного земельного участка площадью 1100 кв. м. Так, в сообщении указано о предоставлении земельного участка, но сам объект в этой публикации не конкретизирован и его точное место нахождения неизвестно. При этом в публикации указано на предоставление земельного участка площадью 1000 кв. м, в то время как в дальнейшем все действия осуществлялись С. и администрацией в отношении земельного участка иной площади, а именно 1100 кв. м. Не были перечислены в публикации и сведения, позволявшие заинтересованному лицу получить дополнительную информацию, конкретизирующую этот земельный участок. В публикации также не определены способ и порядок подачи заявлений о предоставлении участка, отсутствуют сведения о принятии решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, осуществленную публикацию нельзя считать относящейся к испрашиваемому Колесовым О.М. земельному участку, способствующей получению наибольшего числа заявок и обеспечивающей возможность предоставления всеми желающими заявлений, в том числе для участия в торгах, а также возможность получения собственником земельного участка максимально выгодных условий при заключении договора аренды этого земельного участка.
При изложенных данных предоставлением Колесову О.М. испрашиваемого земельного участка в аренду могут быть нарушены права неограниченного круга лиц на предоставление земельного участка, а также возможность получения собственником земельного участка максимально выгодных условий при заключении договора аренды этого земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что имелись основания для отказа в предоставлении Колесову О.М. в аренду испрашиваемого им земельного участка.
С учетом изложенного, решение суда, которым удовлетворены заявленные Колесовым О. требования, связанные с оспариванием отказа комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района в предоставлении Колесову О.М. в аренду испрашиваемого земельного участка и заключения с ним договора аренды этого земельного участка, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении его требований.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каширского городского суда Московской области от 13 октября 2015 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Колесова Олега Михайловича к администрации Каширского муниципального района Московской области, комитету по управлению имуществом Каширского муниципального района о признании незаконным решения комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании подготовить и отправить на согласование проект договора аренды.
Председательствующий
Судьи