Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1525/2017 ~ М-1254/2017 от 04.09.2017

Дело № 2-1525/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский

Свердловской области                        01 декабря 2017 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Толкачевой О.А.,

при секретаре Ехаловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Такиуллиной А.Г. к Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по жилищному хозяйству о признании неправомерным отказ в назначении субсидии, взыскании денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Такиуллина А.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Муниципальному казенному учреждению «Расчетный центр города Каменска-Уральского» (далее по тексту – МКУ «РЦ»), в его обоснование указала, что 05.11.2016 в ответ на свое обращение от 15.10.2016 она от МКУ «РЦ» получила уведомление от 28.10.2016 № х «Об отказе в назначении субсидии». В качестве причины отказа уведомление содержало указание на неполное предоставление сведений о доходах (п. 14 Правил предоставления субсидий). 11.11.2016 она направила в МКУ «РЦ» заявление с требованием мотивированного отказа в назначении субсидии. Из полученного 18.11.2016 ответа на заявление следует, что причиной отказа явилось указание в декларации сведений о доходе в размере 8 000 000 рублей, а также наличие в представленных документах о праве собственности сведений о незавершенном строительством объекте. Отказ в назначении субсидии истец полагает незаконным, указывает, что в связи с отказом в назначении субсидии за период с ноября 2016 по февраль 2017 у нее образовался долг за потребленные коммунальные ресурсы. Просит суд признать неправомерным решение об отказе в назначении субсидии, взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Определением от 10.11.2017 по заявлению истца о замене ненадлежащего ответчика, произведена замена ответчика МКУ «РЦ» на Отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по жилищному хозяйству.

Также определением от 10.11.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены МКУ «Расчетный центр», Ахтямова А.К., Такиуллин Е.Э., Кузнецова А.О. (ранее фамилия – С.).

В судебном заседании Такиуллина А.Г. требования иска поддержала.

Представитель ответчика Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по жилищному хозяйству Юрков С.Н., действующий на основании доверенности от (дата) сроком до (дата), против удовлетворения требований иска Такиуллиной А.Г. возражал. Указал, что при обращении с заявлением на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ч.1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации) истцом было представлено Свидетельство о государственной регистрации права на объект незавершенный строительством, назначение: жилое, степень готовности: 54%, расположенное по адресу: <адрес>. Кроме того, при подаче заявления истцом были продекларированы доходы: собственноручно в заявлении указано о ежемесячном получении денежных средств от Ахтямовой А.К. в размере 8 000 тыс. рублей и от С. в размере 5 000 тыс. рублей, что означает 8 и 5 миллионов рублей. Также истцом не была представлена информация о доходах С. (дочери истца), которая согласно справки квартального комитета <адрес> № х от 12.10.2016 зарегистрирована с истцом по данному адресу, т.е. является членом семьи истца. 28.10.2016 решением Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по жилищному хозяйству № х истцу отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещениями коммунальных услуг по причине «неполные сведения о доходах», согласно п. 14 Правил, исходя из следующего: 1. Истец не является собственником, пользователем, или нанимателем жилого помещения, а также не является членом жилищного кооператива, т.е. не относится к числу лиц, имеющих право на получение субсидии. 2. Истцом не были представлены доходы всех членов своей семьи (отсутствовала информация о доходах дочери истца С.); 3.Размер задекларированных доходов истца превышал размер доходов дающих право на предоставление субсидии. Указанный отказ представитель ответчика полагает обоснованным, просит в удовлетворении требований иска отказать.

Представитель третьего лица МКУ «Расчетный центр» Мурзина Е.В., действующая на основании доверенности от (дата) сроком на один год, также полагала требования иска необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания в суд не явились третьи лица Ахтямова А.К., Такиуллин Е.Э., Кузнецова А.О. (ранее фамилия – С.), доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела – не представили.

С учетом того, что реализация права лиц, участвующих в судебном разбирательстве, на непосредственное участие в судебном процессе, осуществляется по собственному усмотрению этих лиц своей волей и в своем интересе, суд расценил неявку третьих лиц в судебное заседание на рассмотрение гражданского дела как свое волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации указанного права, в связи с этим, не затягивая рассмотрение гражданского дела по существу, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты. Жилищный кодекс Российской Федерации, регулируя отношения в сфере предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (ч. 2).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Областным законом от 29.10.2007 № 135-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» полномочия по принятию решений о предоставлении субсидий переданы органам местного самоуправления муниципальных образований.

Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 25.10.2013 № 1525 «Об осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Каменск-Уральский» администрация города Каменска-Уральского в лице отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по жилищному хозяйству определена органом, уполномоченным на реализацию переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Каменск-Уральский государственных полномочий Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и государственных полномочий Российской Федерации и Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В свою очередь, на МКУ «Расчетный центр» возложена реализация отдельных функций, связанных с осуществлением органом местного самоуправления государственного полномочия по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории МО город Каменск-Уральский.

Порядок получения субсидий определен Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005, Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2003 «О порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи и проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им помощи».

Согласно» п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением подтверждающих такое право документов.

В соответствии с п. п. «г» п. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

На основании п. 4 вышеуказанных Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

В силу п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.10.2016 Такиуллина А.Г. обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по адресу: <адрес> (л.д. 11-12).

Решением Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского жилищному хозяйству № х от 28.10.2016 истцу было отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещениями коммунальных услуг, о чем Такиуллина А.Г. была своевременно уведомлена (л.д. 13).

В ответ на заявление истца от 11.11.2016 истцу были разъяснены причины отказа в назначении субсидии, с указанием на то, что истец не является собственником, пользователем, или нанимателем жилого помещения, а также не является членом жилищного кооператива, т.е. не относится к числу лиц, имеющих право на получение субсидии, а также на то, что размер задекларированных доходов истца превышает размер доходов дающих право на предоставление субсидии (л.д. 14, 15).

Суд соглашается с обоснованностью отказа истцу в назначении субсидии по следующим основаниям,

Так, как было указано выше, обращаясь с заявлением от 15.10.2016, истец просила о предоставлении субсидии по оплате коммунальных услуг по адресу: <адрес>. В подтверждение правомочий владения объектом права представила в копиях свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности матери истца - Ахтямовой А.К. (3/7 доли), а также детям истца: П., (дата) года рождения (1/7 доли), У., (дата) года рождения (1/7 доли), Такиуллина Е.Э., (дата) года рождения (1/7 доли). Согласно представленным свидетельствам, указанным лицам, а также С. на праве общей долевой собственности принадлежит объект незавершенный строительством, назначение: жилое, застроенная площадь: 154,4 кв.м., степень готовности: 54%.

Вместе с тем, как было указано выше, право на субсидии имеют, в том числе, собственники жилых помещений (п. 4 ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает следующие виды жилых помещений: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

В соответствии со ст. 18 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Пунктом 10 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Таким образом, с точки зрения права жилым домом строение может считаться только с момента, когда строительство дома завершено, он принят в эксплуатацию приемочной комиссией и зарегистрирован в установленном порядке именно в качестве жилого дома уполномоченными на то специальными организациями, осуществляющими государственный учет жилищного фонда.

Помещение по адресу: <адрес>, жилым помещением не является, а имеет статус незавершенного строительством объекта готовностью 54%.

Как следует из материалов дела, в связи с обращением Такиуллиной А.Г. с заявлением о предоставлении субсидии 14.11.2016 уполномоченным органом был сделан запрос в Управление Росреестра по Свердловской области и получена информация об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о переходе прав на объект недвижимости по <адрес>.

В судебном заседании истец Такиуллина А.Г. признавала, что до настоящего времени объект по указанному выше адресу в эксплуатацию как завершенный строительством объект именно жилищных прав - не введен.

Доводы истца о том, что факт наличия по адресу: <адрес> регистрации её и членов её семьи как по месту жительства, а также предоставление по данному адресу коммунальных услуг электро- и газоснабжения является достаточным основанием для отнесения помещения к категории «жилого помещения» и соответственно к возможности получения спорной субсидии судом отклоняются, поскольку основаны на неверном истолковании действующего законодательства.

Также, по мнению суда, обоснованными представляется отказ ответчика в назначении истцу субсидии по мотиву того, что размер задекларированных расходов истца превышал размер доходов, дающих право на предоставление субсидии.

Так, в силу подпункта «г» пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 среди прочих граждане обязаны предоставить документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Согласно пункту 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.

Суд исходит из того, что Пункт 36 Правил, предусматривает право граждан на добровольное декларирование заявлений о доходах, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, в случае невозможности их документального подтверждения, а также то, что такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Указанный пункт принят Правительством Российской Федерации именно в интересах граждан, в целях соблюдения цели и порядка предоставления субсидий.

Исходя из анализа представленных документов, усматривается, что Такиуллина А.Г. в заявительном порядке задекларировала свои доходы в виде полученных денежных средств от Ахтямовой А.К. в размере 8 000 тыс. рублей и от С. в размере 5 000 тыс. рублей, что означает 8 и 5 миллионов рублей.

Доводы Такиуллиной А.Г. о том, что указанное является не чем иным, как технической опиской, не могут быть расценены как свидетельствующие о незаконности отказа уполномоченного органа в назначении субсидии.

Согласно пункту 14 Правил именно заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Истец имела право на повторное обращение в уполномоченный орган с предоставлением достоверных сведений о своих доходах, однако этим правом – не воспользовалась.

Также суд обращает внимание, что при обращении 15.10.2017 истцом не была представлена информация о доходах С. (дочери истца, в настоящее время имеющей фамилию - Кузнецова). Вместе с тем, согласно справки квартального комитета <адрес> № х от 12.10.2016 дочь истца также зарегистрирована с истцом по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела, при обращении 15.10.2016 истец не представляла уполномоченному органу надлежащих документов, достоверно свидетельствующих о регистрации С. по месту пребывания по иному адресу. Приписка председателем квартального комитета в справке о зарегистрированных лицах на л.д. 45 о том, что С. по адресу: <адрес> имеет регистрацию, но не проживает (без указания периода, причин непроживания, сведений о регистрации по месту пребывания по другому адресу), не может быть расценена как основание для исключения дочери истца из состава семьи заявителя, зарегистрированных по одному адресу по месту жительства.

Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд не находит оснований для удовлетворения требований иска Такиуллиной А.Г. о признании неправомерным решения об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Заявляя требование о признании неправомерным отказ в назначении субсидии, Такиуллиной А.Г. также было заявлено как производное требование о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда, оснований для удовлетворения которого также не имеется.

Руководствуясь требованиями ст. ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, что возмещение морального вреда, причиненного нарушением жилищных прав имущественного характера (по отказу в предоставлении субсидии), законом не предусмотрено.

Основания для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Такиуллиной А.Г. к Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по жилищному хозяйству – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.

Судья:                             О.А. Толкачева

Решение изготовлено в окончательной форме 06 декабря 2017 года.

2-1525/2017 ~ М-1254/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Такиуллина Альбина Гайфетдиновна
Ответчики
Отраслевой орган администрации города по жилищному хозяйству
Другие
МКУ "Расчетный центр г.Каменска-Уральского"
Такиуллин Е.Э.
Ахтямова Адиба Каюмовна
Кузнецова А.О.
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Толкачева О.А.
Дело на сайте суда
sinarsky--svd.sudrf.ru
04.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2017Передача материалов судье
04.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.10.2017Предварительное судебное заседание
10.11.2017Судебное заседание
01.12.2017Судебное заседание
06.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2018Дело оформлено
02.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее