Дело № 2-831\13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 июля 2013 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
с участием истицы, ее представителя Сунцова К.А., представителя ответчика Щербаковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черенковой Е. Ю. к ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району о возмещении расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» по кредитному договору <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истице предоставлен кредит в размере <данные изъяты> руб.
Истица Черенкова Е.Ю. по договору купли-продажи квартиры от <Дата обезличена>, с использованием средств ипотечного кредитования приобрела в собственность квартиру общей площадью 29 кв.м, находящуюся по адресу: <адрес>
Истица обратилась в суд с иском к ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району о возложении обязанности производить ей выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту с <Дата обезличена> и взыскании с ответчика в ее пользу компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту в сумме <данные изъяты>., а также о взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истица указала, что в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 г. № 26, она имеет право на получение субсидии по одному кредиту (займу), которая предоставляется за счет средств областного бюджета гражданам, при условии уплаты в полном объеме им процентов, начисленных в соответствии с кредитным договором, заключенным с банком. В соответствии с указанным Положением она обратилась в ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району для получения данной субсидии, однако в приеме документов ей было устно отказано со ссылкой на то, что постановлением Правительства Амурской области от 26 декабря 2012 г. № 783 в вышеуказанное постановление были внесены изменения и она не может претендовать на получение компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, так как не является ни работником областного государственного или муниципального учреждения области, ни государственным гражданским служащим области, ни муниципальным служащим области.
Считает отказ ответчика в приеме документов для получения указанной субсидии необоснованным. Просит взыскать с ответчика сумму затрат на уплату процентов по ипотечному кредиту, подлежащих возмещению за счет средств бюджета Амурской области за период с <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г., в размере <данные изъяты>.
Заявлением от <Дата обезличена> года истица уточнила исковые требования, просит взыскать с ответчика сумму затрат на уплату процентов по ипотечному кредиту, подлежащих возмещению за счет средств бюджета Амурской области за период с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г., в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истица Черенкова Е.Ю. и ее представитель Сунцов К.А. поддержали заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Помимо этого, из пояснений истицы следует, что она в <данные изъяты> г. в устном порядке обратилась в ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району по вопросу получения субсидии, предусмотренной Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 г. № 26. При этом она представила в ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району документы: справки банка об уплаченных процентах, договор ипотечного кредитования, правоустанавливающие документы на квартиру, письменное заявление о предоставлении социальной выплаты она не подавала, т.к. ей устно заявили, что данная льгота с 1 января 2913 года отменена.
Обратившись в <Дата обезличена> г. с письменным заявлением к ответчику, ей был дан письменный ответ о порядке предоставления указанной социальной выплаты согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 г. № 26. Считает, что ей необоснованно было отказано в предоставлении субсидии по вышеуказанному Положению, т.к. ипотечный кредит ею оформлен в <Дата обезличена> году.
Представитель ответчика Щербакова Е.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что с заявлением на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечному кредиту в <Дата обезличена> году в ГКУ УСЗН не обращалась, тогда как согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства области № 26, государственная поддержка по компенсации части расходов граждан по уплате процентов по ипотечным кредитам предоставляется только в заявительном порядке. В <Дата обезличена> году истица не реализовала свое право на возмещение указанных затрат, поэтому в настоящее время она утратила право на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), поскольку истица не входит в категорию граждан, имеющих такое право, в соответствии с Положением, утвержденным Постановление Правительства Амурской области от 25 января 2012 г. № 26, с учетом изменений, внесенных в указанное Положение постановлением Правительства Амурской области от 26.02.2012 г. № 783.
Представитель третьего лица – министерства социальной защиты населения Амурской области, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов,) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 85 БК РФ). Следовательно, субъекты РФ осуществляют самостоятельное правовое регулирование по вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенным их компетенции органов государственной власти субъекта РФ федеральными законами, законами субъекта РФ за счет собственных бюджетов.
1 января 2012 г. на территории Амурской области началась реализация долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», одной из подпрограмм которой является подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы». В перечень основных мероприятий указанной Подпрограммы были включены, в том числе, мероприятия по оказанию государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков). Органом, ответственным за реализацию данных мероприятий, было определено министерство социальной защиты населения Амурской области.
Согласно положениям вышеуказанной Подпрограммы, оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится государственными казенными учреждениями - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам граждан, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков утверждаемым постановлением Правительства Амурской области.
Данное Положение было утверждено Постановлением Правительства области от 25.01.2012 № 26.
Согласно Положению, государственная поддержка по компенсации части расходов граждан по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным на строительство или приобретение жилья, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), предоставляется в заявительном порядке (соответствующая форма заявления приводится в Приложении № 1 к Положению).
Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 № 26 (в редакции, действующей до 31.12.2012 г.), получателями компенсационных выплат были определены:
граждане, являющиеся работниками областных государственных или муниципальных учреждений области (по основному месту работы), государственными гражданскими служащими области, муниципальными служащими области, инвалидами I группы (далее - граждане), заключившие не ранее 01.07.2009 с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2 000 000 (двух миллионов) рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта (далее - кредитный договор);
граждане, пострадавшие от действий (бездействия) застройщиков, заключившие с 01.01.2011 с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) (далее - кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2 000 000 (двух миллионов) рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека (далее - граждане, пострадавшие от действий (бездействия) застройщиков), при условии заключения кредитного договора (договора займа):
- на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области;
- на достройку жилья по не исполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья на территории Амурской области;
- на погашение ранее выданного ипотечного кредита (перекредитование), средства которого были направлены на оплату обязательств по не исполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья
- на территории Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 18.12.2012 № 736 (опубликованном в газете «Амурская правда» 25.12.2012 г.) в долгосрочную целевую программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» были внесены изменения, в том числе, касающиеся объемов финансирования подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы».
Также указанным постановлением установлено, что начиная с 01.01.2013 г., право на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) имеют граждане, являющиеся работниками областных государственных или муниципальных учреждений области (по основному месту работы), государственными гражданскими служащими области или муниципальными служащими области, и граждане, пострадавшие от действий (бездействия) застройщиков. За гражданами иных категорий, которые до 01.01.2013, получали компенсацию или представили документы для ее получения, право на получение компенсационной выплаты было сохранено.
В целях корректировки механизма предоставления указанной компенсационной выплаты, постановлением Правительства Амурской области от 26.12.2012 № 783 были внесены соответствующие изменения в Положение, утвержденное Постановлением Правительства области от 25.01.2012 №26.
Вышеуказанное постановление Правительства было опубликовано в газете «Амурская правда» № 3 за 11.01.2013 г., вступило в силу с 01 января 2013 г.
Пунктом 2 Постановления № 783 установлено, что гражданам, которые до вступления в силу настоящего постановления в соответствии с постановлением Правительства области № 26 от 25.01.2012 получали социальную выплату в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или представили документы для ее получения, указанная социальная выплата предоставляется в том же порядке, установленном до вступления в силу настоящего постановления.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с кредитным договором <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенным между ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» и истицей Черенковой Е.Ю., истице был предоставлен кредит в размере <данные изъяты> руб. С использованием средств ипотечного кредитования по договору купли-продажи квартиры от <Дата обезличена> Черенкова Е.Ю. приобрела в собственность квартиру общей площадью 29 кв.м, находящуюся по адресу: <адрес>
Также установлено, что в <Дата обезличена> г. истица в устном порядке обратилась в ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району по вопросу получения социальной выплаты, предусмотренной Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 г. № 26. Также в устном порядке истице было разъяснено, что она утратила право на получение социальной выплаты в связи с внесением изменений в вышеуказанное Положение, внесенные постановление Правительства Амурской области от 26 декабря 2012 г. № 783.
<Дата обезличена> на письменное обращение Черенковой Е.Ю. (заявление от <Дата обезличена>), ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району был дан ответ о порядке предоставления указанной социальной выплаты, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 г. № 26 (с учетом изменений, вступивших в силу с 01 января 2013 г.), были указаны категории граждан, имеющих право на получение выплаты на компенсацию расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (к которым, согласно материалам дела, Черенкова Е.Ю. не относится), и перечень документов, необходимых для назначения компенсации.
В 2012 году истица с письменным заявлением о предоставлении данной социальной выплаты не обращалась.
Поскольку в 2012 году Черенкова Е.Ю. с заявлением на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечному кредиту в ГКУ УСЗН не обращалась, (тогда как согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства области № 26, государственная поддержка по компенсации части расходов граждан по уплате процентов по ипотечным кредитам предоставляется только в заявительном порядке) и таким образом не реализовала свое право на возмещение указанных затрат, суд, с учетом вышеизложенного, приходит к выводу, что истицей в настоящее время утрачено право на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), поскольку истица не входит в категорию граждан, имеющих такое право в соответствии с Положением, утвержденным Постановление Правительства Амурской области от 25 января 2012 г. № 26, с учетом изменений, внесенных в указанное Положение постановлением Правительства Амурской области от 26.02.2012 г. № 783.
Сам по себе факт заключения истицей в <данные изъяты> году договора ипотечного кредитования и уплаты процентов по данному договору без обращения в <Дата обезличена> году с письменным заявлением в ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району о возмещении расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту не свидетельствует о приобретении истицей права на получение указанной выше социальной выплаты.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Черенковой Е. Ю. к ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району о возмещении расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 3 июля 2013 года
Судья О.Б.Ворсина