Дело № 2-1188/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2018 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием заместителя прокурора Зейского района Шехтель Э.Р., истца Странда А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Зейского района, действующего в интересах Странда АА, к администрации Зейского района Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Странда А.А. обратился в суд с настоящим иском к администрации города Зеи Амурской области, указав, что прокуратурой Зейского района по обращению Странда А.А. была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что решениями Зейского районного суда от <Дата обезличена> и <Дата обезличена> родители Странда А.А., <Дата обезличена> года рождения лишены родительских прав. Постановлениями главы администрации Овсянковского сельской администрации Зейского района <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> за несовершеннолетним Странд А.А. и его сестрой Таран М.Е. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, которая принадлежала их матери Странд Е.В. Постановлением главы администрации Зейского района <Номер обезличен> от <Дата обезличена> над несовершеннолетним Странд А.А. назначено попечительство. <Дата обезличена> Странд Е.В. подарила квартиру с земельным участком Соколову Н.В. <Дата обезличена> Странд Е.В. обратилась с заявлением в администрацию Овсянковского сельсовета о постановки на учет её детей Странд А.А. и Таран М.Е. для получения жилого помещения как детей оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что квартира, где проживали и прописаны её дети больше ей не принадлежит. По результатам рассмотрения представления прокурора Зейского района постановление Овсянковского сельсовета администрации Зейского района о закреплении жилой площади за несовершеннолетней Таран М.Е. было отменено, она поставлена на льготную очередь на получение жилья. Поскольку Странду А.А. на момент вынесения представления прокуратурой района исполнилось 18 лет, постановление о закреплении за ним жилой площади по адресу: <адрес> не отменялось. Странд А.А. с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> отбывал наказание в местах лишения свободы, то есть Странд А.А. достиг 18 летнего возраста <Дата обезличена> и 23 летнего возраста <Дата обезличена>, находясь в исправительной колонии, и не обладал информацией о том, что мать Странда Е.В. подарила квартиру, которая была за ним закреплена и ему необходимо лично обратиться с заявлением в администрацию Овсянковского сельсовета или администрацию Зейского района. Странд А.А. в собственности жилья не имеет, постоянной регистрации по месту жительства не имеет. В 2016 году Странд А.А. обращался с заявлением в органы опеки администрации Зейского района с просьбой поставить его на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот, однако специалистом опеки в устной форме ему было отказано в постановке на учет, так как он своевременно до достижения 23 летнего возраста не обратился в администрацию. В 2016 году Странд А.А. обращался в прокуратуру Зейского района на личный прием, где ему было разъяснено о необходимости предоставить пакет документов, подтверждающих его доводы. Таким образом, Странд А.А. по уважительной причине пропустил установленный законом срок (до достижения 23 лет) постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением.
Просит суд обязать администрацию Зейского района предоставить Странду А.А. жилое помещение по договору специализированного найма в <адрес>, отвечающее санитарным и иным установленным требованиям, площадью не ниже установленной в г.Зее нормы предоставления жилой площади - 33 кв.м.
В судебном заседании заместитель прокурора Зейского района Шехтель Э.Р. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, указанным в иске, кроме того пояснила, что Странд А.А. обращался в прокуратуру не в 2016, как указано в заявлении, а в 2015 году, что подтверждается книгой регистрации приема посетителей.
Истец Странд А.А. на удовлетворении исковых требований настаивает, суду пояснил, что до лишения матери родительских прав он с сестрой проживали в квартире по адресу: <адрес>. После того, как мать лишили родительских прав, за ними закрепили эту квартиру. Сестру отправили в приют, а ему разрешили проживать в квартире под присмотром попечителя Горских В.К. В несовершеннолетнем возрасте он первый раз был осужден, освободился летом 2012 года в возрасте 20 лет. Еще отбывая наказание, он от матери узнал, что квартиру она вернула назад Соколову, потому что там было что-то незаконное со сделкой или с приватизацией. В течение года, до следующего осуждения, он неоднократно обращался в органы опеки и администрацию Овсянковского сельсовета. В орган опеки он писал заявление и представил справку об освобождении, однако ему специалист опеки устно отказала, потому что за ним закреплено жильё. Глава Овсянковского сельсовета пояснил, что не может отменить постановление о закреплении жилого помещения, потому что он достиг 18 лет. В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> он отбывал второй срок наказания, освободился, когда ему уже исполнилось 23 года. После освобождения с сестрой они вновь обращались в органы опеки. Ему сказали, что он достиг 23 лет и пропустил срок, что необходимо представить справку об освобождении. Такую справку он представил, после чего сказали, что жильё ему не положено, поскольку за ним закреплена квартира, при этом письменные ответы не давали. После отказа опеки он пытался защитить свои права через органы прокуратуры, однако там ему дали только консультацию о том, что необходимо собирать документы, но он не мог нигде получить документы на эту квартиру, поскольку она уже принадлежала чужим людям. Позже ему стало известно, что при жизни его мать обращалась к главе сельсовета с заявлением, чтобы детей поставили на очередь, так как квартира была продана. Сестру на очередь поставили, а он так и остался без жилья, в настоящее время не имеет даже регистрации, так как негде прописаться, проживает в съемных квартирах. Отчаявшись, решил вновь обратиться в прокуратуру за помощью, поскольку везде получал отказы.
Представитель ответчика - администрации Зейского района Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, из представленного отзыва на иск следует, что с исковыми требованиями не согласны. В ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен круг лиц, которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке - это и дети сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей (т.е. в возрасте до 18 лет) и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (т.е. лица в возрасте от 18 до 23 лет). В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещение по договорам социального предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом РФ случаев. Таким образом, одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма является нахождение лица из числа детей-сирот на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия. В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Таким образом, достижение лицом 23 летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Однако если лицо из числа детей-сирот достигло возраста 23 лет и до этого времени не встало на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возможность для получения жилья у такого лица утрачивается. Поскольку Странд А.А. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не обращался, требований удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил отзыв на иск, из которого следует, что предоставление жилых помещений данной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии их постановки на учет как нуждающихся в жилом помещении до 23 лет. При этом если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23-х лет не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Как следует из искового заявления, Странд А.А,, <Дата обезличена> года рождения, на момент обращения в суд с исковым заявлением достиг возраста 26 лет. Также следует, что в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста Странд А.А. не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование пропуска установленного законом срока постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, заместитель прокурора Зейского района, действующий в интересах Странд А.А., в исковом заявлении указывает на уважительность причин его пропуска. Полагают, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению Странда А.А. с заявлением до достижения 23-летнего возраста, в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением в период после отбывания первого срока (<Дата обезличена>) и до начала отбывания наказания второго срока (<Дата обезличена>). В указанный период Странд А.А. имел возможность решить вопрос о жилищных правах. Кроме того, Страд А.А. в 2016 году обращался в уполномоченные органы для решения своего жилищного вопроса, а также в органы прокуратуры, где ему было разъяснено о необходимости предоставить пакет документов, однако исковое заявление инициировано только в 2018 году. При указанных обстоятельствах полагают, что поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста Страд А.А. не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не был поставлен на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших принять указанные меры не представил, и на момент обращения с исковым заявлением достиг возраста 26 лет, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, о причине неявки суд не уведомил.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-0, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его Преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указанный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (абз. 4 ст. 1).
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01 января 2013 года, в законодательные акты, регулирующие порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесены изменения.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Введенный Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали своё право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года независимо от их возраста (п. 2 ст. 4 Федерального закона №15-ФЗ).
Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом №15-ФЗ, как следует из пункта 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, не имеют правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в Федеральном законе №159-ФЗ в редакции Федерального закона №15-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закон Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Как следует из преамбулы, а также из ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы об обязанности предоставить жилое помещение.
Однако Федеральный закон № 15-ФЗ предусмотрел осуществление обязательного, а не заявительного порядка учета граждан указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и закрепил, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Закона, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Исходя из смысла ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года, если право было уже утрачено к моменту вступления его в силу и не могло быть реализовано, положения названного Закона не могут иметь обратную силу, следовательно, если право на предоставление жилого помещения было утрачено в связи с тем, что лицо достигло 23-летнего возраста и не было учтено в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, нормы Федерального закона № 15-ФЗ в части бессрочного сохранения права до момента обеспечения жилым помещением, применению не подлежат.
Вместе с тем, как следует из Определения Верховного Суда РФ от 18 октября 2011 года № 89-В11-5, достижение лицом из числа детей-сирот 23-летнего возраста не является основанием для лишения его гарантированного права на внеочередное предоставление жилья, если ранее возможность его реализации отсутствовала.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, Верховный Суд РФ дал следующее разъяснение:
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, как указано в Обзоре практики, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В связи с этим, необходимо установить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением подлежит удовлетворению.
В указанном Обзоре Верховного Суда РФ одной из наиболее распространенных причин несвоевременной постановки детей-сирот на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемых судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, названо ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
В судебном заседании установлено, что Странд А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Зейского районного суда от <Дата обезличена> отец истца - Странд А.А. был лишен в отношении него родительских прав. Решением Зейского районного суда от <Дата обезличена> Странд Е.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Странда А.А. (истца) и Таран М.Е.
Постановлениями главы администрации Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> за несовершеннолетним Странд А.А. и его сестрой Таран М.Е. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Из указанного постановления следует, что при определении в детский дом несовершеннолетнего Странд А.А. было установлено, что Странд А.А. проживал с матерью в трехкомнатной квартире, общей площадью 53 кв.м., жилой площадью 43,7 кв.м., по адресу: <адрес>.
Согласно постановлению главы Зейского района Амурской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена> над несовершеннолетним Странд А.А. установлено попечительство, попечителем назначена Горских В.К.
Из представленной справки ГОУ НПО ПУ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что Странд А.А. обучался в ГОУ НПО ПУ <Номер обезличен> <адрес> (приказ о зачислении <Номер обезличен> от <Дата обезличена>) с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (приказ об отчислении <Номер обезличен> от <Дата обезличена>), находился на полном государственном обеспечении. Форма обучения очная.
Справкой ФКУ ИК-8 от <Дата обезличена> <Номер обезличен> подтверждается, что Странд А.А. отбывал наказание в местах лишения свободы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Возраста 18 лет Странд А.А. достиг <Дата обезличена>, в период отбывания наказания в местах лишения свободы.
<Дата обезличена> Странд Е.В. по договору дарения квартиры с земельным участком подарила Соколову В.Н. <адрес>, находящуюся в двух квартирном доме, по адресу: <адрес>.
На момент совершения сделки квартира была закреплена за Страндом А.А. и Таран М.Е., которые были зарегистрированы в данном жилом помещении. Странд А.А. в это время отбывал наказание в местах лишения свободы.
<Дата обезличена> Странд Е.В. обратилась с заявлением на имя главы Овсянковского сельсовета, просит поставить детей Странд А.А. и Таран М.Е., в отношении которых она была лишена родительских прав, на учёт на получение жилого помещения как лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что <Дата обезличена> квартира, которая принадлежала ей на праве собственности по адресу: <адрес> в которой она была зарегистрирована и проживала вместе с детьми.
<Дата обезличена> по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было установлено, что в 2010 году Странд Е.В., лишенная родительских прав в отношении несовершеннолетней Таран М.Е., за которой было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, передала в дар указанную квартиру Соколову Н.В. В связи с отсутствием надлежащего контроля за сохранностью жилья, закрепленного за детьми сиротами, прокурором внесено представление в адрес главы администрации Овсянковского сельсовета.
Постановлением главы администрации Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена> постановление главы администрации Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о закреплении жилого помещения за несовершеннолетней Таран М.Е. отменено, несовершеннолетняя Таран М.Е. поставлена на льготную очередь на получение жилья (очередь <Номер обезличен>).
В отношении Странда А.А. вопрос об отмене постановления о закреплении жилого помещения не решался, поскольку он на момент проведения проверки достиг 18-летнего возраста, и в представлении прокурора о нарушении его жилищных прав не указывалось.
Справкой ФКУКП-39 ОУХД ГУФСИН России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, подтверждается, что Странд А.А. в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> отбывал наказание в местах лишения свободы. На момент освобождения из мест лишения свободы Странд А.А. достиг возраста 23 лет.
Из представленной копии паспорта выданного на имя Странд А.А. следует, что он был зарегистрирован по адресу: <адрес> <Дата обезличена>, снят с регистрационного учета с <Дата обезличена>.
Согласно справке отдела адресно-справочной работы ОВМ г.Зея от <Дата обезличена>, Странд А.А. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, снят с регистрационного учета с <Дата обезличена>.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от <Дата обезличена> следует, что Странд А.А. жилых помещений в собственности не имеет.
Из пояснений истца Странда А.А., данных в судебном заседании, следует, что в 2012 году после освобождения из мест лишения свободы он неоднократно обращался в органы опеки и администрацию Овсянковского сельсовета по вопросу предоставления жилого помещения. В орган опеки он писал заявление и представил справку об освобождении, однако ему было отказано по причине закрепления за ним квартиры, которая на тот момент уже было подарена матерью другим лицам. После освобождения о отбытия наказания в 2015 году он вновь обращались в органы опеки. Ему сказали, что он достиг 23 лет и пропустил срок, что необходимо представить справку об освобождении. После представления справки, в постановке на учёт отказали, поскольку за ним закреплена квартира, при этом письменные ответы не давали.
Анализируя вышеизложенные обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что на момент освобождения Странда А.А. из мест лишения свободы – <Дата обезличена> года, Странд А.А в возрасте 20 лет, не утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей. При этом закрепленное за ним жилое помещение было передано его матерью в дар Соколову Н.В. Таким образом, он являлся нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Доводы представителя ответчика о том, что Странд А.А. не обращался в органы опеки и не представлял необходимых для получения жилого помещения документов, суд находит несостоятельными, поскольку все документы, в том числе справки об отбывания наказания в органе опеки имеются. Они были представлены органом опеки по запросу в прокуратуру Зейского района и в суд.
Данные обстоятельства подтверждают доводы Странда А.А. о том, что он действительно в возрасте до 23-лет обращался в органы опеки и представлял все необходимые документы. При этом органы опеки и попечительства не предприняли мер к защите прав Странда А.А., имеющего статус лица, оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Кроме того, судом установлено, что за защитой нарушенных прав Странд А.А. <Дата обезличена>, уже через полгода после освобождения, обращался в прокуратуру Зейского района. При этом Странду А.А. не была оказана помощь в защите его жилищных прав в судебном порядке.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что обращение истца Странда А.А. с заявлением о предоставлении ему жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей после достижения 23-летнего возраста, было вызвано уважительными причинами.
Введенным Федеральным законом от <Дата обезличена> № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до <Дата обезличена> независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ).
Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом № 15-ФЗ, как следует из пункта 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, не имеют правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в Федеральном законе № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Странд А.А., независимо от того, что его возраст превышает возраст, установленный законом для обращения с заявлением о постановки на учет (23 года), должен рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Странд А.А. является нуждающимся в жилом помещении и до настоящего времени жилым помещением обеспечен не был, несмотря на окончание отбывания наказания в исправительном учреждении, в связи с чем, имеет на предоставление ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.7 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.), по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст.7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (с изменениями и дополнениями), нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч.1). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. (ч.2). Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (ч.3). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. (ч.4).
07 ноября 2016 года решением Зейского районного Совета народных депутатов №9-Р принято и утверждено Положение «О специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей муниципального образования Зейского района». Согласно п. 3.6. указанного положения жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека из числа детей-сирот.
Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч.2 ст.15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, Странду А.А. должно быть предоставлено жилое помещение в <адрес> по договору специализированного найма общей площадью не менее 33 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Зейского района, действующего в интересах Странда АА, удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить Странду АА жилое помещение в <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Куприянова
Мотивированное решение составлено 20 декабря 2018 года.
Судья