Дело № 12-177/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г.Иваново «6» сентября 2018 года
Судья Фрунзенского районного суда г.Иваново Могилевская Н.В.
с участием защитника Глазун Г.А.,
при секретаре Родионовой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление об административном правонарушении в отношении
Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, юридический адрес: г.Москва, ул.Спартаковская, дом 2 «б»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 10-35/1421 от 23 июля 2017 года государственного инспектора по охране природы Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ч.А.Г. (далее - Департамент) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, учреждение) привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 180000 рублей. Учреждение признано виновным в том, что 26 мая 2018 года при проведении проверки прокуратурой Ивановского гарнизона было установлено, что обособленным подразделением филиала учреждения – Жилищно-эксплуатационным (коммунальным) отделом № 3 (далее – ЖЭ(К)О № 3) эксплуатируется котельная № 33, расположенная по адресу: г.Иваново, ул.Красных Зорь, дом 61, в отсутствие разрешения на выбросы в атмосферный воздух, т.е. допустило нарушение требований ст.ст.22, 23, 34, 39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.12, 14, 16, 30 Федерального Закона РФ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель учреждения П.В.В. обратилась в суд с жалобой о его изменении и о снижении наказания не менее, чем в два раза. Жалоба мотивирована тем, что здание котельной было передано учреждению, являющемуся бюджетным, в соответствии с передаточным актом от 29.06.2017 года. С этого времени учреждением предприняты все возможные меры по снижению негативного воздействии котельной на окружающую среду: в декабре 2017 года и в мае 2018 года направлены заявки на разработку нормативов выбросов в окружающую среду зарегистрированных объектов, ответа до настоящего времени не поступало; обеспечивается безаварийная эксплуатация технического оборудования, что предотвращает залповые выбросы вредных веществ в атмосферу; выбран оптимально экономичный режим работы котельной, а, соответственно, и расход топлива, чтобы максимально снизить выбросы вредных веществ в атмосферу; проведены все необходимые расчеты для включения данного объекта в план капитального ремонта; проведена инвентаризация источников негативного воздействия на атмосферный воздух, по результатам которой объект поставлен на учет в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Прекращение работы котельной невозможно в целях соблюдения законодательства о водоснабжении. В связи с этим просит снизить наказание с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ.
Выслушав представителя учреждения Глазун Г.А., поддержавшую жалобу, не оспаривавшую наличие события административного правонарушения, но просившую снизить назначенное наказание, исследовав представленные материалы и дело № 10-35/1421 от 23.07.2018 года, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 8.21 КоАП предусматривает административную ответственность юридических лиц за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения в виде административного штрафа в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Оспариваемое постановление основано на следующих доказательствах: постановлении о возбуждении заместителем военного прокурора Ивановского гарнизона дела об административном правонарушении от 06.06.2018 года, в котором указаны выше приведенные обстоятельства; сообщении заместителя руководителя-начальника отдела Межрегионального управления Роскомприроднадзора от 16.04.2018 года, из которого следует, что учреждение осуществляет эксплуатацию указанного выше объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие разрешительных документов; сообщении начальника ЖЭ(К)Э № 3 от 11.05.2018 года, из которого следует, что котельная № 33, расположенная по выше указанному адресу, находится в эксплуатации данной организации; приказе директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 838 от 24.02.2017 года, согласно которому котельная № закреплена за управлением на праве оперативного управления; приказах о назначении на должность начальника управления Ж.А.А. и Щ.Е.А.; документах о полномочиях указанных лиц; свидетельстве о постановке выше указанного объекта на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; Положении о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации; Положении о Жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе № 3 (г.Иваново) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации; сообщении УФНС России по Ивановской области от 17.05.2018 года, из которого следует, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, «ЖЭ(К)О № 3 ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации на учете в налоговом органе не состоит; выписке из ЕГРЮЛ в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации.
Суд считает, что ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации обоснованно привлечено к административной ответственности за указанное выше правонарушение, поскольку его вина нашла свое подтверждение приведенными выше материалами дела, а его действии правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, поскольку учреждение допустило вредное физическое воздействие на атмосферный воздух при эксплуатации указанной выше котельной без специального разрешения.
Суд считает, что постановление является обоснованным и мотивированным, соответствующим требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, не истекли.
Учитывая выше изложенное, суд считает, что оснований для прекращения дела за отсутствием состава административного правонарушения не имеется. Суд не усматривает оснований для отмены постановления в связи с малозначительностью, поскольку указанное правонарушение направлено против окружающей среды, в связи с чем представляет опасность для охраняемых законом общественных отношений.
Вместе с тем, суд считает, что постановление подлежит изменению.
Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд вправе вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Во вводной части постановления указано, что оно вынесено 23 июля 2017 года. Однако из последующего текста постановления следует, что оно было вынесено 23 июля 2018 года. Из материалов дела следует, что административное правонарушение было выявлено 26 мая 2018 года, а дело было возбуждено 6 июня 2018 года. Таким образом, суд считает, что при вынесении постановления должностным лицом административного органа была допущена техническая ошибка, в связи с чем постановление подлежит изменению, а дата его вынесения – уточнению в той части, что оно было вынесено 23 июля 2018 года.
Кроме того, суд считает заслуживающими доводы жалобы о снижении размера наказания.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановления по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации назначено наказание в виде штрафа в размере 180000 рублей, т.е. в минимальном размере. Однако, учитывая, что данное правонарушение учреждением совершено впервые, материалы дела не содержат сведений о причинении вреда жизни и здоровью граждан, учреждение является бюджетным и выполняет стратегические функции, суд считает, что данному юридическому лицу может быть назначено наказание с применением ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, т.е. в виде административного штрафа в размере 90000 рублей, поскольку указанные выше обстоятельства являются исключительными, связанными с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Изменить постановление № 10-35/1421 от 23 июля 2017 года государственного инспектора по охране природы Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ч.А.Г. о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 180000 рублей.
Считать датой вынесения постановления ДД.ММ.ГГГГ.
Снизить Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации назначенное наказание до 90000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.В.Могилевская