№ 2-6419/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2020 г. г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Тарханова А.Г.
при секретаре Дюжеве М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алешиной Елены Борисовны к ГБУЗ МО «Одинцовская областная больница», Министерству здравоохранения Московской области о признании права на получение единовременной компенсации, возложении обязанности выплатить компенсацию,
УСТАНОВИЛ:
Алешина Н.Б. обратилась в суд с иском к ГБУЗ МО «Одинцовская областная больница» и Министерству здравоохранения Московской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб. в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Московской области № от 03.04.2018 г. «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в Московской области» и возложении обязанности выплатить компенсацию в соответствии с договором.
В обоснование заявленных требований указала, что 21 октября 2019 года с ГБУЗ МО «Одинцовская районная больница №» был заключен трудовой договор №, в соответствии с которым истец принята на должность фельдшера на 1.0 ставку в структурное подразделение Уборо-Дубецкий ФАП по адресу: АДРЕС. При трудоустройстве истец переехала с постоянного места жительства в Одинцовский район. Указанная трудовая деятельность для истца является основной, трудовой договор заключен на неопределенный срок с испытательным сроком на два месяца. Через два месяца, после прохождения испытательного срока, истец обратилась к руководителю больницы с просьбой заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб. для фельдшеров на основании Постановления Правительства Московской области № от 03.04.2018 г. «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в Московской области» с изменениями от 25.06.2019 г. Постановление №. Однако, в предоставлении компенсационной выплаты отказали, поскольку включение должности на 2020 год не представляется возможным, так как в настоящий момент она не является вакантной, в соответствии с письмом из Министерства здравоохранения Московской области. При этом истец указала, что является многодетной матерью, совместно с детьми переехала из Москвы в Одинцовский район Московской области для работы в фельдшерско-акушерском пункте (ФАП). У истца профильное образование и она профессионально выполняет свои должностные обязанности. Денежные средства на компенсационные выплаты поступают в регионы из федерального бюджета и заложены с целью поддержки специалистов при переезде в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях для обеспечения оптимальной доступности для населения медицинской помощи, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Расходование бюджетных денежных средств должно быть реализовано в соответствии с их назначением.
Истец Алешина Е.Б. и ее представитель по доверенность Боярова Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить, указав, что истец имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Московской области по доверенности Король Н.М. в судебном заседании требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку заявленные требования противоречит действующему законодательству. При этом данная должность истца не включена в Перечень 2019, 2020 гг., в связи с чем у истца отсутствует право, как на заключение договора о единовременной компенсационной выплаты, так и на получение выплаты в размере 500 000 руб.
Представитель ответчика ГБУЗ МО «Одинцовская областная больница» по доверенности Бараев С.А. в судебном заседании требования не признал, возражал против их удовлетворения, указав, что при приеме на работу, Алешина Е.Б. в жилье не нуждалась, (проживала в г. Звенигороде, регистрация в Москве), дети в образовательные учреждения устроены, уровень заработной платы не интересовал. В отделе кадров о программе «Земский доктор» не интересовалась. Соответственно не приехала специально из другого региона в Одинцовский район на работу в сельский населенный пункт в качестве нового специалиста, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений. Алешина Е.Б. пытается воспользоваться законодательством с целью получения материальной выгоды. Между тем финансовое обеспечение выплаты медицинскому работнику с учетом п 1 Порядка единовременной компенсационной выплаты утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 03.04.2018г № 204/13 осуществляет Министерством здравоохранения Московской области на условиях софинансирования за счет средств субсидии, предоставляемой в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Московской области на очередной финансовый год и плановый период. В настоящий момент истец не является работником Уборо-Дубецкого ФАП Перхушковского подразделения ГБУЗ МО Одинцовская областная больница», так как 05 августа 2020 года Алешина Е.Б. была уволена за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей - появление на работе в состоянии алкогольного опьянения подпункт «б» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Третье лицо ГБУЗ МО «Одинцовская районная больница №» своего представителя в судебное заседание не направило, извещалось.
Выслушав доводы и возражения истца и представителей сторон, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей предусмотрены ст. 8 ГК РФ.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскании неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 21 октября 2019 г. между Алешиной Е.Б. ГБУЗ МО «Одинцовская районная больница №» был заключен трудовой договор №, в соответствии с которым истец принята на должность фельдшера на 1.0 ставку в структурное подразделение Уборо-Дубецкий ФАП по адресу: АДРЕС (л.д. 11-14).
Приказом №-л от 21 октября 2019 г. Алешина Е.Б. была принята на работу в должности фельдшера в Уборо-Дубецкий ФАП с установленным должностным окладом 10 572 руб., сельской надбавкой 25 %, и надбавкой за выслугу лет 30 % (л.д. 15).
Вместе с тем 23 января 2020 г. Алешина Е.Б. обратилась заявлением к руководителю ГБУЗ МО «Одинцовская областная больница» главному врачу Колтунову И.Е. с просьбой о заключении договора о единовременной компенсационной выплаты (л.д. 16).
23 апреля 2020 г. истец повторно обратилась к руководителю ГБУЗ МО «Одинцовская областная больница» с заявление по вопросу заключения договора о единовременной компенсационной выплаты (л.д. 17).
Между тем Министерство здравоохранения Московской области в ответ на обращение Главного врача ГБУЗ МО «Одинцовская областная больница» А.В. Фадееву в своем письме исх. № от 23 марта 2020 г. сообщило, что В соответствии с пунктом 1 Порядка одним из условий предоставления единовременной компенсационной выплаты является замещение медицинским работником должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (далее Перечень - должностей). Такой перечень должностей утвержден приказом Министерства здравоохранения от 04.11.2019 года № «Об утверждении перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Московской области и их структурных подразделений, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2020 году». Необходимым условием для предоставления выплаты является включение должности медицинского работника в Перечень должностей. Включение указанной в обращении должности фельдшера не представляется возможным, в связи с тем, что она в настоящий момент не является вакантной.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, а момент формирования заявки в 2018 году на 2019 год, на единые компенсационные выплаты, должность вакантной не была, что является основным из условий формирования перечня вакантных должностей.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Московской области от 30.10.2018г № 1720 «Об утверждении перечня вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются данные компенсационные выплаты в 2019 году» для ГБУЗ МО «Одинцовская районная больница №» должности фельдшера Уборо-Дубецкого ФАП не было.
С 1 января 2018 года Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, прилагаемыми к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации-Развитие здравоохранения» (в редакции, действующей с 6 февраля 2019 года), устанавливаются цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее - Правила).
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил, критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является в том числе наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико- санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения ежегодно.
Кроме того, согласно пункта 4 Правил, субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - Соглашение).
Соглашение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Московской области о предоставлении из федерального бюджета в 2019 году бюджету Московской области субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (далее - Субсидия) заключено 13.02.2019 №.
В связи с тем, что согласно п. 2.2. Соглашения общий размер Субсидии, представляемый из федерального бюджета бюджету Московской области в соответствии с настоящим соглашением, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия: уровня софинансирования, равного 54,00 %, составляет в 2019 году не более 78 300 000 (семьдесят восемь миллионов триста тысяч) рублей 0 копеек, требование истицы о взыскании соответствующей выплаты нарушает действующее бюджетное законодательство и ведет к нецелевому расходованию средств бюджета Московской области.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил, условиями предоставления субсидии является в том числе утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере:
2 млн. рублей для врачей и 1 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) 1а работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоне Российской Федерации;
1,5 млн. рублей для врачей и 0,75 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях. Перечень удаленных и труднодоступных территорий утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек
Постановлением Правительства Московской области от 03.04.2018 № 204/13 «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек» (далее - Порядок) уполномоченным исполнительным органом государственной власти Московской области по предоставлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам определено Министерство.
В соответствии с пунктом 1 Порядка одним из условий предоставления выплаты является замещение медицинским работником должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год.
Приказом Министерство здравоохранения Московской области от 30.10.2018 № утвержден перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году (далее - Перечень 2019).
Приказом Министерство здравоохранения Московской области от 04.11.2019 № утверждён перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2020 году (далее - Перечень 2020).
Вместе с тем, как усматривается из представленных перечней, утвержденных приказами Министерство здравоохранения Московской области от 30.10.2018 № и от 04.11.2019 №, должность фельдшера структурного подразделения Уборо-Дубецкий фельдшерско-акушерского пункта ГБУЗ МО «Одинцовская районная больница №» не включена в Перечни 2019, 2020 гг.
В связи тем, что данная должность не включена в Перечни 2019, 2020 гг. суд приходит к выводу, что у Алешиной Е.Б. отсутствует право, как на заключение договора о единовременной компенсационной выплаты, так и на получение выплаты в размере 500 000 рублей.
В соответствии с п.6 Порядка единовременная компенсационная выплата предоставляется на основании договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, заключаемого между медицинским работником, медицинской организацией и Министерство.
Кроме того, судом установлено, что Алешина Е.В. уволена с замещающей должности фельдшера структурного подразделения Уборо-Дубецкий фельдшерско-акушерского пункта ГБУЗ МО «Одинцовская районная больница №» на основании приказа №-л от 05 августа 2020 г. на основании пп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 83).
Таким образом, требования истца о возложении обязанности выплатить компенсацию на условиях договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты удовлетворению не подлежат, поскольку между сторонами трудовые отношения прекращены, при условии, что замещаемая истцом должность фельдшера структурного подразделения Уборо-Дубецкий фельдшерско-акушерского пункта не включена в Перечни 2019, 2020 гг.
Доводы, приведенные стороной истца в судебном заседании, не опровергают установленные по делу обстоятельства, кроме того, истцом не представлено доказательств в нарушение ст. 56 ГПК РФ о том, что должность фельдшера структурного подразделения Уборо-Дубецкий фельдшерско-акушерского пункта ГБУЗ МО «Одинцовская районная больница №» включена в Перечни 2019, 2020 гг., как и не представлено доказательств наличия правовых оснований для выплаты истцу единовременной компенсации в размере 500 000 руб.
На основании вышеизложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности во взаимосвязи с приведенными по тексту решения правовыми нормами и исследованными фактическими обстоятельствами дела, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании права на получение единовременной компенсации и возложении обязанности выплатить компенсацию не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Алешиной Елены Борисовны к ГБУЗ МО «Одинцовская областная больница», Министерству здравоохранения Московской области о признании права на получение единовременной компенсации, возложении обязанности выплатить компенсацию отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.Г. Тарханов