№ 2а-1590/2022
УИД 63RS0045-01-2022-000280-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2022 года г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мамакиной В.С.,
при секретаре Юзеевой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1590/2022 по административному иску ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» к судебным приставам-исполнителям МОСП по ВАШ по г. Самаре Аслановой Е.А., Гридневу А.В., Ханову А.В., Межрайонному Отделу судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области о восстановлении сроков для обжалования постановлений о возбуждении исполнительных производств и взыскании исполнительских сборов, признании незаконными постановлений о возбуждении исполнительных производств и взыскании исполнительских сборов, приостановлении исполнительных производств и исполнительских действий, признании незаконными исполнительских действий, уменьшении, освобождении от взыскания исполнительских сборов, обязании произвести возврат взысканных по исполнительным производствам денежных сумм,
УСТАНОВИЛ
Директор ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» Муртазин Р.Р. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование заявленных требований, указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» стало известно о том, что в отношении общества МОСП по ВАШ по г. Самаре области возбуждены исполнительные производства о взыскании административных штрафов, вынесены постановления о взыскании исполнительских сборов, произведены взыскания денежных сумм с расчетного счета.
Основаниями для возбуждения исполнительных производств о взыскании административных штрафов и, как следствие, вынесения постановлений о взыскании исполнительских сборов в отношении общества явились постановления по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, вынесенные ЦАФАП в области ДД ГИБДД УМВД России по Московской области в отношении собственника транспортного средства KIASPORTAGE, госномер А286ВК763.
В даты совершения административных правонарушений в области дорожного движения автомобиль был передан ссудодателем – собственником ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» ссудополучателю Гончарову Д.А. по договору безвозмездного пользования транспортным средством от 16 марта 2022 года
О вынесенных постановлениях по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения обществу известно не было, поскольку из телефонных разговоров со специалистами центра выяснилось, что все данные постановления направлялись не по месту регистрации и нахождения юридического лица.
Все постановления по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, вынесенные ЦАФАП в области ДД ГИБДД УМВД России по Московской области в отношении собственника транспортного средства <данные изъяты>, госномер №, были обжалованы ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» в установленном законом порядке.
С учетом уточнения исковых требований административный истец просит:
- восстановить сроки для обжалования и признать незаконными постановления о возбуждении исполнительных производств и взыскании исполнительских сборов по исполнительным производствам №
- применить обеспечительные меры в виде запрета взыскания исполнительского сбора, приостановить исполнительные производства,
- признать незаконными взыскание денежных средств по указанным исполнительным производствам,
- обязать судебного пристава-исполнителя МОСП по ВАШ по г. Самаре произвести возврат взысканных по указанным исполнительным производствам денежных сумм на расчетный счет общества;
- признать незаконными постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительных производств №-ИП, №-ИП, №-ИП,
- признать незаконными постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ
- освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора по указанным исполнительным производствам или уменьшить его размер.
Представитель административного истца ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» Лапузин А.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании требования административного иска с учетом уточнений поддержал в полном объеме. Указал, что постановления, на основании которых с общества были взысканы административные штрафы и возбуждены исполнительные производства, отменены решениями судов г.Москвы по их жалобам за отсутствием в действиях ООО «СЭТ» состава административного правонарушения.
Представитель, привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика, УФССП России по Самарской области, в судебное заседание не явился. Ранее возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Представить административного ответчика Межрайонного Отделу судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре в судебное заседание не явился. Ранее просили суд в административном иске отказать.
Административные ответчики судебные приставы-исполнители МОСП по ВАШ по г. Самаре УФССП Асланова Е.А., Гриднев А.В., Ханов А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, представили материалы исполнительных производств.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ЦАФАП в области ДД ГИБДД УМВД России по г. Москве, ЦАФАП в области ДД ГИБДД УМВД России по Московской области, Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, ГУ ФССП России в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались судом надлежащим образом посредством направления почтовой корреспонденции.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Гончаров Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался судом надлежащим образом, просил суд административные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 1 и 4 ст. 121 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Статьей 5 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Частью 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу ч. ч. 1, 1.1 ст. 30 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Федеральной службой судебных приставов постановление о возбуждении исполнительного производства принимается на основании вынесенных исполнительных документов с учетом полученной из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате должником в полном объеме в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации.
Частью 11 ст. 30 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Частями 2, 3, 6 и 7 ст. 112 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей Статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей Статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий, а именно: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения; отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Частью 12 ст. 30 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст.14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 Правил направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, утв.Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2016 года № 606, извещения и копии постановлений в форме электронного документа, подписанные судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, могут быть направлены лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством Единого портала.
Условием направления сообщения ФССП России посредством Единого
портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». При этом в соответствии с п. 4 Правил, пользователь в любой момент вправе с использованием функционала личного кабинета на Едином портале отказаться от их получения путем направления оператору Единого портала заявления в письменной форме или форме электронного документа о прекращении направления такому лицу извещений.
Информация о возможности направления сообщений ФССП России хранится в подсистеме «Государственная электронная почтовая система» Единого портала и, в соответствии с п. 6 Правил, предоставляется в автоматизированную информационную систему ФССП России.
Между Единым порталом и АИС ФССП России реализовано информационно-технологическое взаимодействие посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2010 года № 697, с помощью технологии очередей электронных сообщений в соответствии с зарегистрированными форматами передаваемых сведений (виды сведений), посредством которого происходит информирование АИС ФССП России об ознакомлении лица, участвующего в исполнительном производстве, с сообщением ФССП России. Информирование предполагает передачу из подсистемы Единого портала в АИС ФССП России следующих статусов, обозначающих степень взаимодействия пользователя с сообщением ФССП России: READEPGU - сообщение открыто в личном кабинете Единого портала пользователем; READ LK - сообщение доставлено (вручено) при переходе пользователя в личный кабинет Единого портала; READOUT - сообщение доставлено (вручено) при авторизации (входе) пользователя на Едином портале или в мобильном приложении «Госуслуги».
Для процессуальных действий значимым является системный статус доставки (вручения) посредством Единого портала с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на Единый портал с использованием Единой системы идентификации и аутентификации в течение 15 дней со дня размещения сообщения ФССП России в личном кабинете пользователя на Едином портале (то есть последний из вышеперечисленных).
Из ответа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 14 мая 2022 года № П15-3-13-109-24622 установлено, что учетная запись ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» зарегистрирована в ЕСИА с ДД.ММ.ГГГГ. Организация подписана на получение электронных уведомлений от ФССП России посредством ЕПГУ с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что МОСП по ВАШ по г. Самаре УФССП России по Самарской области в отношении ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» возбуждены следующие исполнительные производства:
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен 5 дней с момента получения юридическим лицом постановлений о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела усматривается, что задолженность по указанным исполнительным производствам оплачена должником, в подтверждение чему обществом представлены платежные документы от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом МОСП по ВАШ по г. Самаре вынесены постановления об окончании указанных выше исполнительных производств в связи с исполнением должником требований исполнительного документа в полном объеме.
Также их материалов дела установлено, что МОСП по ВАШ по г. Самаре УФССП России по Самарской области в отношении ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» возбуждены исполнительные производства:
№
№
№
№
№
Задолженность по указанным исполнительным производствам погашена ООО «СЭТ» ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ВАШ по г. Самаре вынесены постановления об окончании исполнительных производств №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в связи с исполнением должником требований исполнительного документа в полном объеме.
В связи с тем, что ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнило требования исполнительного документа, ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительным производствам имущественного характера в размере 10000 рублей. Указанные постановления о взыскании исполнительского сбора получены должником ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией скриншота АИС ФССП России.
Из представленных материалов исполнительного производства установлено, что общество было извещено о возбуждении исполнительного производства по взысканию административного штрафа и о предоставленном ему пятидневном сроке для добровольного исполнения требований исполнительного документа, однако в установленный срок требования исполнительного документа не исполнило. При указанных обстоятельствах постановления о взыскании исполнительского сбора вынесены судебным приставом на законных основаниях.
Учитывая, что постановления о взыскании исполнительского сбора вынесены должностными лицами службы судебных приставов на законных основаниях, следовательно, законным являются и постановления о возбуждении исполнительных производств о взыскании исполнительских сборов, вынесенные на основании данных постановления.
Требования административного истца о признании незаконным взыскания денежных средств по вышеуказанным исполнительным производствам судом отклоняются, как несостоятельные, поскольку, они были совершены с учетом требований закона, в рамках предоставленных судебным приставам-исполнителям полномочий при исполнении поступивших постановлений административного органа по назначению административных штрафов.
Вместе с тем, установлено, что решениями Мытищинского городского суда Московской области по делам №: 12-212/22, № 12-213/22, 12-214/22, 12-215/22, 12-216/22, 12-217/22, 12-218/22, 12-219/22, 12-220/22, 12-221/22, 12-222/22, 12-223/22, 12-224/22, 12-225/22, 12-226/22, 12-227/22, 12-228/22, 12-229/22 отменены постановления ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Московской области в отношении ООО «СЭТ» (№ от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения. По аналогичным основаниям отменены постановления УГИБДД ГУ МВД России по г.Москве в отношении ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» по решению Воскресенского городского суда Московской области дело (№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 12-192/22) и по решениям Бабушкинского районного суда г. Москвы № 12-1065/22, 12-1066/22 (№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ).
Учитывая вышеизложенное и разъяснения п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд считает возможным освободить ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» от исполнительского сбора, взысканного по исполнительным производствам №
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 550 утверждены Правила возврата должнику исполнительского сбора.
Согласно положениям пунктов 2 и 3 Правил исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
Таким образом, суд не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности произвести возврат взысканных по указанным выше исполнительным производствам денежных сумм, поскольку отмена актов, на основании которых были возбуждены исполнительные производства в отношении ООО «СЭТ» (постановлений ЦАФАП ГИБДД), является самостоятельным основанием для возврата удержанных с общества денежных средств в соответствии с установленным для этого порядком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административные исковые требования ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» – удовлетворить частично.
Освободить ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ СЭТ» от взыскания исполнительского сбора, вынесенного по исполнительным производствам №
В удовлетворении остальной части административного иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. ФИО1 в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 августа 2022 года.
Председательствующий В.С. Мамакина
.