УИД: 36RS0006-01-2021-001301-05
№5-741/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 мая 2021 года судья Центрального районного суда г. Воронежа Шумейко Е.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МБУ СШ № 1 г. Воронежа Воронина Олега Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из протокола № 007223 от 15.02.2021, составленного ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по ВО Еренковой И.Н., 19.01.2021 в 14 часов 00 минут в отношении МБУ СШ №1 по адресу: город Воронеж, улица Карла Маркса, 72 А выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (новой коронавирусной инфекции (COVID-19)), а именно: в туалетных комнатах для сотрудников, мальчиков и девочек отсутствовали кожные антисептики для обработки рук; в раздевалках для мальчиков и девочек используется мебель (стулья) с покрытием, не допускающим проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств (стулья с мягким покрытием); отсутствовало оборудование для регулярного обеззараживания воздуха в помещениях МБУ СШ №1; допускалось хранение дезинфекционного средства «Пюржавель» вне упаковки производителя (пластиковый контейнер); отсутствовала инструкция по приготовлению дезинфицирующих растворов вместе их приготовления; в соответствии с протоколом испытаний от 20.01.2021г. №119 в представленной на исследование пробе дезинфицирующего раствора «Люир Хлор», отобранной 19.01.2021г. в МБУ СШ №1, процентное содержание активного хлора составило 0,015%, что не соответствует требованиям к инструкции по применению дезинфицирующего средства для обработки санитарно - технического оборудования в помещениях (согласно инструкции необходимо использовать раствор с содержанием активного хлора 0,03% и 0,06%) и не позволяет качественно произвести обработку санитарно-технического оборудования с применением дезинфицирующего средства). Выявленные нарушения подтверждаются экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» №83 от 09.02.2021 г.
Данные нарушения могут привести к распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, проявляющейся в нарушении функций дыхательной системы вплоть до летального исхода.
Действия директора МБУ СШ № 1 г. Воронежа Воронина О.Н. квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании директор МБУ СШ № 1 г. Воронежа Воронин О.Н. свою вину в совершении противоправных действий не признал, пояснил, что его вина отсутствует, поскольку он как директор МБУ СШ №1 предпринял все необходимые меры к соблюдению санитарных правил и противо-эпидемиологических мероприятий. 18.01.2021 приказом администрации городского округа г. Воронежа №18-04-10, которая является главным распорядителем бюджетных средств согласован план финансово-хозяйственной деятельности МБУ СШ №1 на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 гг. Данным планом утверждены лимиты бюджетных обязательств, в том числе предусмотрены денежные средства на санитарно-эпидимиологические мероприятия для недопущения распространения новой короновирусной инфекции COVID-19. Воронин О.Н. как директор МБУ СШ №1 распоряжаться утвержденными лимитами денежных средств мог только с 19.01.2021. Виду того, что надзорные мероприятия Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в МБУ СШ №1 были проведены 19.01.2021, директор физически не мог приобрести те средства обработки помещений и необходимое оборудование для регулярного обеззараживания воздуха в помещениях. Однако, все указанные Роспотребнадзором замечания в ходе проверки были устранены, что подтверждается актом проверки Роспотребнадзора от 15.02.2021.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ведущий специалист-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Еренкова И.Н. в судебном заседании просила привлечь директора МБУ СШ № 1 г. Воронежа Воронина О.Н. к административной ответственности.
Исследовав предоставленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Согласно ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В суд представлен протокол № № 007223 от 15.02.2021, из которого следует, что 19.01.2021 в 14 часов 00 минут в отношении МБУ СШ №1 по адресу: город Воронеж, улица Карла Маркса, 72 А выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (новой коронавирусной инфекции (COVID-19)), а именно: в туалетных комнатах для сотрудников, мальчиков и девочек отсутствовали кожные антисептики для обработки рук; в раздевалках для мальчиков и девочек используется мебель (стулья) с покрытием, не допускающим проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств (стулья с мягким покрытием); отсутствовало оборудование для регулярного обеззараживания воздуха в помещениях МБУ СШ №1; допускалось хранение дезинфекционного средства «Пюржавель» вне упаковки производителя (пластиковый контейнер); отсутствовала инструкция по приготовлению дезинфицирующих растворов вместе их приготовления; в соответствии с протоколом испытаний от 20.01.2021г. №119 в представленной на исследование пробе дезинфицирующего раствора «Люир Хлор», отобранной 19.01.2021г. в МБУ СШ №1, процентное содержание активного хлора составило 0,015%, что не соответствует требованиям к инструкции по применению дезинфицирующего средства для обработки санитарно - технического оборудования в помещениях (согласно инструкции необходимо использовать раствор с содержанием активного хлора 0,03% и 0,06%) и не позволяет качественно произвести обработку санитарно-технического оборудования с применением дезинфицирующего средства). Выявленные нарушения подтверждаются экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» №83 от 09.02.2021 г.
Указанные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 6.3КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что распоряжением № 4 от 12.01.2021 Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области с 19.01.2021 по 15.02.2021 в отношении МБУ СШ № 1 назначено проведение плановой-выездной проверки в рамках государственного контроля (надзора) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки № 4 от 15.02.2021выявлены следующие нарушения: в туалетных комнатах для сотрудников, мальчиков и девочек отсутствовали кожные антисептики для обработки рук; в раздевалках для мальчиков и девочек используется мебель (стулья) с покрытием, не допускающим проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств (стулья с мягким покрытием); отсутствовало оборудование для регулярного обеззараживания воздуха в помещениях МБУ СШ №1; допускалось хранение дезинфекционного средства «Пюржавель» вне упаковки производителя (пластиковый контейнер); отсутствовала инструкция по приготовлению дезинфицирующих растворов вместе их приготовления; в соответствии с протоколом испытаний от 20.01.2021г. №119 в представленной на исследование пробе дезинфицирующего раствора «Люир Хлор», отобранной 19.01.2021г. в МБУ СШ №1, процентное содержание активного хлора составило 0,015%, что не соответствует требованиям к инструкции по применению дезинфицирующего средства для обработки санитарно - технического оборудования в помещениях (согласно инструкции необходимо использовать раствор с содержанием активного хлора 0,03% и 0,06%) и не позволяет качественно произвести обработку санитарно-технического оборудования с применением дезинфицирующего средства).
Выявленные нарушения подтверждаются экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» №83 от 09.02.2021 г., в соответствии с которым содержание территорий, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, воздушно-теплового режима, естественного и искусственного освещения, водоснабжения, канализации, организации профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, обращения с отходами, прохождения медицинских осмотров, гигиенического обучения и вакцинации сотрудников в муниципальном бюджетном учреждении спортивная школа №1, расположенном по адресам: г. Воронеж, ул. К. Маркса, 72А, ул. Заполярная, Авиастроителей наб., 30А, ул. Володарского, 60, ул. 9 Января, 46, ул. Молодогвардейцев, 18, не соответствуют ст.ст. 28, 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ (в ред. от 13.07.2020 № 194-ФЗ), ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (в Федеральных законов от 08.12.2020 N 429-ФЗ), п.п. 1.5.; 2.4.9; 2.4.12; 2.6.5; 2.6.6.; 2.8.5; 3: 2.11.4; 2.11.6; 3.6.3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», п.п. 2.11, 6.1.13, 6.1.20, 6.1.23. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», п. 8.1 СП 3.1.2.3109-13 "Профилактика дифтерии", п.7.2 СП 3.1.2.3113-13 «Профилактика столбняка», п.4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.11.2020 N 35), п.п. 2.3, 2.5 СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования у устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 39).
На основании выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 30.12.2020 МБУ СШ № 1 осуществляет свою деятельность с 27.08.2001, законным представителем юридического лица является директор Воронин О.Н.
Исследовав представленные материалы, суд находит вину директора МБУ СШ № 1 Воронина О.Н. в совершении данного правонарушения полностью установленной и доказанной на основании следующих представленных в материалы дела доказательств: протокола об административном правонарушении № 007223 от 15.02.2021, акта проверки № 4 от 15.02.201г., распоряжения о проведении плановой-выездной проверки № 4 от 12.01.2021, экспертного заключения № 83 от 09.02.2021, а также иных материалов дела.
Данные доказательства получены в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в установленном законом порядке, уполномоченным на то должностным лицом, в присутствии директора Воронина О.Н., и содержит все сведения, необходимые для рассмотрения дела.
В соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья считает установленным наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее общественный порядок, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения.
Должностное лицо – директор МБУ СШ № 1 г. Воронеж Воронин О.Н. как ответственное лицо за исполнение мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID9) допустил следующие нарушения: в туалетных комнатах для сотрудников, мальчиков и девочек отсутствовали кожные антисептики для обработки рук; в раздевалках для мальчиков и девочек используется мебель (стулья) с покрытием, не допускающим проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств (стулья с мягким покрытием); отсутствовало оборудование для регулярного обеззараживания воздуха в помещениях МБУ СШ №1; допускалось хранение дезинфекционного средства «Пюржавель» вне упаковки производителя (пластиковый контейнер); отсутствовала инструкция по приготовлению дезинфицирующих растворов вместе их приготовления; в соответствии с протоколом испытаний от 20.01.2021г. №119 в представленной на исследование пробе дезинфицирующего раствора «Люир Хлор», отобранной 19.01.2021г. в МБУ СШ №1, процентное содержание активного хлора составило 0,015%, что не соответствует требованиям к инструкции по применению дезинфицирующего средства для обработки санитарно - технического оборудования в помещениях (согласно инструкции необходимо использовать раствор с содержанием активного хлора 0,03% и 0,06%) и не позволяет качественно произвести обработку санитарно-технического оборудования с применением дезинфицирующего средства).
Указанные обстоятельства явились ст. 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п 2.3, п.2.5 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 4.4 СП 313597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), п.п. 2.4.9, 2.4.12; 2.8.5; 2.11.3; 2.11.4; 2.11.6 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 2 ст. 29 ФЗ).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 29 ФЗ).
Согласно п. 2.3, 2.5 вышеуказанного СП 3.1/2.4.3598-20 в организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие:
уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования организации;
обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;
организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению;
мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению (п. 2.5 СП).
Согласно п. 4.4 абз.4 СП 313597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций.
Согласно п.п. 2.4.9 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» мебель должна иметь покрытие, допускающее проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфекционных средств. Используемое спортивное оборудование должно быть выполнено из материалов, допускающих их влажную обработку моющими и дезинфекционными средствами.
Для приготовления дезинфекционных растворов, обработки и хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфекционных средств в недоступном для детей месте выделяется помещение либо оборудуется место, исключающее доступ к нему детей. Помещение оборудуют поддоном с холодной и горячей водой, подающейся через смеситель, а также системой водоотведения. Инструкции по приготовлению дезинфицирующих растворов должны размещаться в месте их приготовления (п. 2.4.12 указанного СП).
Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением. Уровни искусственной освещенности для детей дошкольного возраста в групповых (игровых) - не менее 400 люкс, в учебных помещениях для детей старше 7 лет - не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры - 300 люкс, в мастерских трудового обучения - 400 люкс (п. 2.8.5 СП).
Уборочный инвентарь маркируется в зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря. По окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается. Инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфекционными средствами в соответствии с инструкцией по их применению (п. 2.11.3).
Ежедневная уборка туалетов, умывальных, душевых, помещений для оказания медицинской помощи, обеденных залов столовых, буфетов, производственных цехов пищеблока проводится с использованием дезинфицирующих средств. Дверные ручки, поручни, выключатели ежедневно протираются с использованием дезинфицирующих средств. Для технических целей в туалетных помещениях устанавливается отдельный водопроводный кран. Санитарно-техническое оборудование ежедневно должно обеззараживаться. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются ежедневно теплой водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья человека. Горшки моются после каждого использования при помощи щеток и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день или по мере загрязнения щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.11.4).
Дезинфекционные средства хранят в упаковке производителя. Дезинфекционные растворы готовят в соответствии с инструкцией перед непосредственным их применением (п. 2.11.6).
С учётом установленного нарушения, которое может отрицательно повлиять на жизнь и здоровье людей и привести к распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19, представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, проявляющейся в нарушении функции дыхательной системы вплоть до летального исхода, факт того, что на момент рассмотрения дела на территории Воронежской области не отменены дополнительные меры по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции, полагаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа.
Утверждение об отсутствии виды в действиях должностного лица в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения.
В силу положений чч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как установлено в судебном заседании из предоставленных материалов и объяснений в ходе судебного заседания, факт совершения правонарушения, должностным лицом директором МБУ СШ №1 Ворониным О.Н. не оспаривались ни в ходе проведения проверки, ни при составлении протокола об административных правонарушений, ни в ходе судебного заседания.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ).
Воронин О.Н., являясь директором МБУ СШ №1, является должностным лицом, который может быть привлечен к административной ответственности.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Директор МБУ СШ №1 Воронин О.Н., в силу возложенных на него организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, обязан был принять все меры к соблюдению по выполнению требований санитарного законодательства.
На основании предоставленных суду протокола об административном правонарушении № 007223 от 15.02.2021, акта проверки № 4 от 15.02.2021, экспертного заключения № 83 от 09.02.2021, инструкций, судом установлено. Что требования санитарного законодательства в образовательном учреждении соблюдены не были.
Обосновывая доводы об отсутствии вины, Воронин О.Н. утверждал, что главным распорядителем бюджетных денежных средств Администрацией городского округа город Воронеж были утверждены лимиты денежных средств на санитарно- эпидемиологические мероприятия, которыми он мог распоряжаться только с 19.01.2021.
Указанный довод судом оценивается критически.
Воронин О.Н., как должностное лицо, должен был принять все зависящие от него меры по проведению санитарно- эпидемиологических мероприятий.
В случае отсутствия необходимых денежных средств, принять все зависящие меры к выполнению указанных мероприятий, в том числе, путем обращения в установленном порядке за получением дополнительных денежных средств.
Свои должностные обязанности Воронин О.Н. исполнил ненадлежащим образом, в связи с чем, допустил выявленные нарушения.
Доводы об истечении трехмесячного срока для привлечения к административной ответственности судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Срок привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ составляет один год. Указанный срок на дату привлечения к ответственности не истек.
Оснований для освобождения Воронина О.Н. от административной ответственности в порядке статьи 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
При назначении административного наказания судом принимается во внимание характер совершенного Ворониным О.Н. административного правонарушения, личность виновного, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Кроме того, судом учитываются доводы Воронина О.Н., согласно которым директор МБУ СШ №1 предпринял все необходимые меры к устранению всех выявленных в ходе проведения проверки Роспотребнадзором нарушений.
Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ связывает право суда назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, с наличием исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением лица, привлекаемого к административной ответственности.
Снижение назначенного административным органом штрафа является правом, а не обязанностью суда. Реализация данного права не должна осуществляться безосновательно, при отсутствии к тому необходимых предпосылок. Возможность снижения назначенного лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица. Сам по себе значительный размер штрафа не может являться основанием для его уменьшения без учета вышеупомянутых обстоятельств.
При рассмотрении настоящего дела суд приходит к выводу о возможности установления физическому лицу административного наказания с учетом ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, а также с учетом обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия отягчающих обстоятельств в ходе рассмотрения дела, а также с учетом того, что все указанные Роспотребнадзором замечания в ходе проверки были устранены, полагаю необходимым назначить Воронину О.Н. как физическому лицу административное наказание в виде административного штрафа с применением ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера, установленного санкцией указанной нормы права в размере 25 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Воронина Олега Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам:
Лицевой счёт 04311787610, р/сч № 40101810500000010004 в Отделение Воронеж г. Воронеж, КБК 14111601000016000140, получатель УФК по Воронежской области (Управление Роспотребнадзора по Воронежской области), ИНН 3665049192, ОКТМО 20701000, КПП 366501001, БИК 042007001.
Уплата административного штрафа должна быть произведена не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ст.ст. 31.1.; 32.2.КоАП РФ).
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, должен быть представлен в суд.
Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа (ч.1 ст. 20.25.; ч.5 ст. 32.2.КоАП РФ).
Настоящее постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Е.С. Шумейко
УИД: 36RS0006-01-2021-001301-05
№5-741/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 мая 2021 года судья Центрального районного суда г. Воронежа Шумейко Е.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МБУ СШ № 1 г. Воронежа Воронина Олега Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из протокола № 007223 от 15.02.2021, составленного ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по ВО Еренковой И.Н., 19.01.2021 в 14 часов 00 минут в отношении МБУ СШ №1 по адресу: город Воронеж, улица Карла Маркса, 72 А выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (новой коронавирусной инфекции (COVID-19)), а именно: в туалетных комнатах для сотрудников, мальчиков и девочек отсутствовали кожные антисептики для обработки рук; в раздевалках для мальчиков и девочек используется мебель (стулья) с покрытием, не допускающим проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств (стулья с мягким покрытием); отсутствовало оборудование для регулярного обеззараживания воздуха в помещениях МБУ СШ №1; допускалось хранение дезинфекционного средства «Пюржавель» вне упаковки производителя (пластиковый контейнер); отсутствовала инструкция по приготовлению дезинфицирующих растворов вместе их приготовления; в соответствии с протоколом испытаний от 20.01.2021г. №119 в представленной на исследование пробе дезинфицирующего раствора «Люир Хлор», отобранной 19.01.2021г. в МБУ СШ №1, процентное содержание активного хлора составило 0,015%, что не соответствует требованиям к инструкции по применению дезинфицирующего средства для обработки санитарно - технического оборудования в помещениях (согласно инструкции необходимо использовать раствор с содержанием активного хлора 0,03% и 0,06%) и не позволяет качественно произвести обработку санитарно-технического оборудования с применением дезинфицирующего средства). Выявленные нарушения подтверждаются экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» №83 от 09.02.2021 г.
Данные нарушения могут привести к распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, проявляющейся в нарушении функций дыхательной системы вплоть до летального исхода.
Действия директора МБУ СШ № 1 г. Воронежа Воронина О.Н. квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании директор МБУ СШ № 1 г. Воронежа Воронин О.Н. свою вину в совершении противоправных действий не признал, пояснил, что его вина отсутствует, поскольку он как директор МБУ СШ №1 предпринял все необходимые меры к соблюдению санитарных правил и противо-эпидемиологических мероприятий. 18.01.2021 приказом администрации городского округа г. Воронежа №18-04-10, которая является главным распорядителем бюджетных средств согласован план финансово-хозяйственной деятельности МБУ СШ №1 на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 гг. Данным планом утверждены лимиты бюджетных обязательств, в том числе предусмотрены денежные средства на санитарно-эпидимиологические мероприятия для недопущения распространения новой короновирусной инфекции COVID-19. Воронин О.Н. как директор МБУ СШ №1 распоряжаться утвержденными лимитами денежных средств мог только с 19.01.2021. Виду того, что надзорные мероприятия Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в МБУ СШ №1 были проведены 19.01.2021, директор физически не мог приобрести те средства обработки помещений и необходимое оборудование для регулярного обеззараживания воздуха в помещениях. Однако, все указанные Роспотребнадзором замечания в ходе проверки были устранены, что подтверждается актом проверки Роспотребнадзора от 15.02.2021.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ведущий специалист-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Еренкова И.Н. в судебном заседании просила привлечь директора МБУ СШ № 1 г. Воронежа Воронина О.Н. к административной ответственности.
Исследовав предоставленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Согласно ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В суд представлен протокол № № 007223 от 15.02.2021, из которого следует, что 19.01.2021 в 14 часов 00 минут в отношении МБУ СШ №1 по адресу: город Воронеж, улица Карла Маркса, 72 А выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (новой коронавирусной инфекции (COVID-19)), а именно: в туалетных комнатах для сотрудников, мальчиков и девочек отсутствовали кожные антисептики для обработки рук; в раздевалках для мальчиков и девочек используется мебель (стулья) с покрытием, не допускающим проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств (стулья с мягким покрытием); отсутствовало оборудование для регулярного обеззараживания воздуха в помещениях МБУ СШ №1; допускалось хранение дезинфекционного средства «Пюржавель» вне упаковки производителя (пластиковый контейнер); отсутствовала инструкция по приготовлению дезинфицирующих растворов вместе их приготовления; в соответствии с протоколом испытаний от 20.01.2021г. №119 в представленной на исследование пробе дезинфицирующего раствора «Люир Хлор», отобранной 19.01.2021г. в МБУ СШ №1, процентное содержание активного хлора составило 0,015%, что не соответствует требованиям к инструкции по применению дезинфицирующего средства для обработки санитарно - технического оборудования в помещениях (согласно инструкции необходимо использовать раствор с содержанием активного хлора 0,03% и 0,06%) и не позволяет качественно произвести обработку санитарно-технического оборудования с применением дезинфицирующего средства). Выявленные нарушения подтверждаются экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» №83 от 09.02.2021 г.
Указанные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 6.3КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что распоряжением № 4 от 12.01.2021 Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области с 19.01.2021 по 15.02.2021 в отношении МБУ СШ № 1 назначено проведение плановой-выездной проверки в рамках государственного контроля (надзора) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки № 4 от 15.02.2021выявлены следующие нарушения: в туалетных комнатах для сотрудников, мальчиков и девочек отсутствовали кожные антисептики для обработки рук; в раздевалках для мальчиков и девочек используется мебель (стулья) с покрытием, не допускающим проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств (стулья с мягким покрытием); отсутствовало оборудование для регулярного обеззараживания воздуха в помещениях МБУ СШ №1; допускалось хранение дезинфекционного средства «Пюржавель» вне упаковки производителя (пластиковый контейнер); отсутствовала инструкция по приготовлению дезинфицирующих растворов вместе их приготовления; в соответствии с протоколом испытаний от 20.01.2021г. №119 в представленной на исследование пробе дезинфицирующего раствора «Люир Хлор», отобранной 19.01.2021г. в МБУ СШ №1, процентное содержание активного хлора составило 0,015%, что не соответствует требованиям к инструкции по применению дезинфицирующего средства для обработки санитарно - технического оборудования в помещениях (согласно инструкции необходимо использовать раствор с содержанием активного хлора 0,03% и 0,06%) и не позволяет качественно произвести обработку санитарно-технического оборудования с применением дезинфицирующего средства).
Выявленные нарушения подтверждаются экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» №83 от 09.02.2021 г., в соответствии с которым содержание территорий, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, воздушно-теплового режима, естественного и искусственного освещения, водоснабжения, канализации, организации профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, обращения с отходами, прохождения медицинских осмотров, гигиенического обучения и вакцинации сотрудников в муниципальном бюджетном учреждении спортивная школа №1, расположенном по адресам: г. Воронеж, ул. К. Маркса, 72А, ул. Заполярная, Авиастроителей наб., 30А, ул. Володарского, 60, ул. 9 Января, 46, ул. Молодогвардейцев, 18, не соответствуют ст.ст. 28, 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ (в ред. от 13.07.2020 № 194-ФЗ), ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (в Федеральных законов от 08.12.2020 N 429-ФЗ), п.п. 1.5.; 2.4.9; 2.4.12; 2.6.5; 2.6.6.; 2.8.5; 3: 2.11.4; 2.11.6; 3.6.3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», п.п. 2.11, 6.1.13, 6.1.20, 6.1.23. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», п. 8.1 СП 3.1.2.3109-13 "Профилактика дифтерии", п.7.2 СП 3.1.2.3113-13 «Профилактика столбняка», п.4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.11.2020 N 35), п.п. 2.3, 2.5 СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования у устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 39).
На основании выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 30.12.2020 МБУ СШ № 1 осуществляет свою деятельность с 27.08.2001, законным представителем юридического лица является директор Воронин О.Н.
Исследовав представленные материалы, суд находит вину директора МБУ СШ № 1 Воронина О.Н. в совершении данного правонарушения полностью установленной и доказанной на основании следующих представленных в материалы дела доказательств: протокола об административном правонарушении № 007223 от 15.02.2021, акта проверки № 4 от 15.02.201г., распоряжения о проведении плановой-выездной проверки № 4 от 12.01.2021, экспертного заключения № 83 от 09.02.2021, а также иных материалов дела.
Данные доказательства получены в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в установленном законом порядке, уполномоченным на то должностным лицом, в присутствии директора Воронина О.Н., и содержит все сведения, необходимые для рассмотрения дела.
В соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья считает установленным наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее общественный порядок, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения.
Должностное лицо – директор МБУ СШ № 1 г. Воронеж Воронин О.Н. как ответственное лицо за исполнение мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID9) допустил следующие нарушения: в туалетных комнатах для сотрудников, мальчиков и девочек отсутствовали кожные антисептики для обработки рук; в раздевалках для мальчиков и девочек используется мебель (стулья) с покрытием, не допускающим проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств (стулья с мягким покрытием); отсутствовало оборудование для регулярного обеззараживания воздуха в помещениях МБУ СШ №1; допускалось хранение дезинфекционного средства «Пюржавель» вне упаковки производителя (пластиковый контейнер); отсутствовала инструкция по приготовлению дезинфицирующих растворов вместе их приготовления; в соответствии с протоколом испытаний от 20.01.2021г. №119 в представленной на исследование пробе дезинфицирующего раствора «Люир Хлор», отобранной 19.01.2021г. в МБУ СШ №1, процентное содержание активного хлора составило 0,015%, что не соответствует требованиям к инструкции по применению дезинфицирующего средства для обработки санитарно - технического оборудования в помещениях (согласно инструкции необходимо использовать раствор с содержанием активного хлора 0,03% и 0,06%) и не позволяет качественно произвести обработку санитарно-технического оборудования с применением дезинфицирующего средства).
Указанные обстоятельства явились ст. 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п 2.3, п.2.5 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 4.4 СП 313597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), п.п. 2.4.9, 2.4.12; 2.8.5; 2.11.3; 2.11.4; 2.11.6 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 2 ст. 29 ФЗ).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 29 ФЗ).
Согласно п. 2.3, 2.5 вышеуказанного СП 3.1/2.4.3598-20 в организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие:
уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования организации;
обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;
организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению;
мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению (п. 2.5 СП).
Согласно п. 4.4 абз.4 СП 313597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций.
Согласно п.п. 2.4.9 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» мебель должна иметь покрытие, допускающее проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфекционных средств. Используемое спортивное оборудование должно быть выполнено из материалов, допускающих их влажную обработку моющими и дезинфекционными средствами.
Для приготовления дезинфекционных растворов, обработки и хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфекционных средств в недоступном для детей месте выделяется помещение либо оборудуется место, исключающее доступ к нему детей. Помещение оборудуют поддоном с холодной и горячей водой, подающейся через смеситель, а также системой водоотведения. Инструкции по приготовлению дезинфицирующих растворов должны размещаться в месте их приготовления (п. 2.4.12 указанного СП).
Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением. Уровни искусственной освещенности для детей дошкольного возраста в групповых (игровых) - не менее 400 люкс, в учебных помещениях для детей старше 7 лет - не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры - 300 люкс, в мастерских трудового обучения - 400 люкс (п. 2.8.5 СП).
Уборочный инвентарь маркируется в зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря. По окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается. Инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфекционными средствами в соответствии с инструкцией по их применению (п. 2.11.3).
Ежедневная уборка туалетов, умывальных, душевых, помещений для оказания медицинской помощи, обеденных залов столовых, буфетов, производственных цехов пищеблока проводится с использованием дезинфицирующих средств. Дверные ручки, поручни, выключатели ежедневно протираются с использованием дезинфицирующих средств. Для технических целей в туалетных помещениях устанавливается отдельный водопроводный кран. Санитарно-техническое оборудование ежедневно должно обеззараживаться. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются ежедневно теплой водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья человека. Горшки моются после каждого использования при помощи щеток и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день или по мере загрязнения щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.11.4).
Дезинфекционные средства хранят в упаковке производителя. Дезинфекционные растворы готовят в соответствии с инструкцией перед непосредственным их применением (п. 2.11.6).
С учётом установленного нарушения, которое может отрицательно повлиять на жизнь и здоровье людей и привести к распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19, представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, проявляющейся в нарушении функции дыхательной системы вплоть до летального исхода, факт того, что на момент рассмотрения дела на территории Воронежской области не отменены дополнительные меры по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции, полагаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа.
Утверждение об отсутствии виды в действиях должностного лица в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения.
В силу положений чч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как установлено в судебном заседании из предоставленных материалов и объяснений в ходе судебного заседания, факт совершения правонарушения, должностным лицом директором МБУ СШ №1 Ворониным О.Н. не оспаривались ни в ходе проведения проверки, ни при составлении протокола об административных правонарушений, ни в ходе судебного заседания.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ).
Воронин О.Н., являясь директором МБУ СШ №1, является должностным лицом, который может быть привлечен к административной ответственности.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Директор МБУ СШ №1 Воронин О.Н., в силу возложенных на него организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, обязан был принять все меры к соблюдению по выполнению требований санитарного законодательства.
На основании предоставленных суду протокола об административном правонарушении № 007223 от 15.02.2021, акта проверки № 4 от 15.02.2021, экспертного заключения № 83 от 09.02.2021, инструкций, судом установлено. Что требования санитарного законодательства в образовательном учреждении соблюдены не были.
Обосновывая доводы об отсутствии вины, Воронин О.Н. утверждал, что главным распорядителем бюджетных денежных средств Администрацией городского округа город Воронеж были утверждены лимиты денежных средств на санитарно- эпидемиологические мероприятия, которыми он мог распоряжаться только с 19.01.2021.
Указанный довод судом оценивается критически.
Воронин О.Н., как должностное лицо, должен был принять все зависящие от него меры по проведению санитарно- эпидемиологических мероприятий.
В случае отсутствия необходимых денежных средств, принять все зависящие меры к выполнению указанных мероприятий, в том числе, путем обращения в установленном порядке за получением дополнительных денежных средств.
Свои должностные обязанности Воронин О.Н. исполнил ненадлежащим образом, в связи с чем, допустил выявленные нарушения.
Доводы об истечении трехмесячного срока для привлечения к административной ответственности судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Срок привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ составляет один год. Указанный срок на дату привлечения к ответственности не истек.
Оснований для освобождения Воронина О.Н. от административной ответственности в порядке статьи 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
При назначении административного наказания судом принимается во внимание характер совершенного Ворониным О.Н. административного правонарушения, личность виновного, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Кроме того, судом учитываются доводы Воронина О.Н., согласно которым директор МБУ СШ №1 предпринял все необходимые меры к устранению всех выявленных в ходе проведения проверки Роспотребнадзором нарушений.
Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ связывает право суда назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, с наличием исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением лица, привлекаемого к административной ответственности.
Снижение назначенного административным органом штрафа является правом, а не обязанностью суда. Реализация данного права не должна осуществляться безосновательно, при отсутствии к тому необходимых предпосылок. Возможность снижения назначенного лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица. Сам по себе значительный размер штрафа не может являться основанием для его уменьшения без учета вышеупомянутых обстоятельств.
При рассмотрении настоящего дела суд приходит к выводу о возможности установления физическому лицу административного наказания с учетом ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, а также с учетом обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия отягчающих обстоятельств в ходе рассмотрения дела, а также с учетом того, что все указанные Роспотребнадзором замечания в ходе проверки были устранены, полагаю необходимым назначить Воронину О.Н. как физическому лицу административное наказание в виде административного штрафа с применением ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера, установленного санкцией указанной нормы права в размере 25 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Воронина Олега Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам:
Лицевой счёт 04311787610, р/сч № 40101810500000010004 в Отделение Воронеж г. Воронеж, КБК 14111601000016000140, получатель УФК по Воронежской области (Управление Роспотребнадзора по Воронежской области), ИНН 3665049192, ОКТМО 20701000, КПП 366501001, БИК 042007001.
Уплата административного штрафа должна быть произведена не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ст.ст. 31.1.; 32.2.КоАП РФ).
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, должен быть представлен в суд.
Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа (ч.1 ст. 20.25.; ч.5 ст. 32.2.КоАП РФ).
Настоящее постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Е.С. Шумейко