Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4047/2021 ~ М-4023/2021 от 23.11.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2021 года                                                                        г.о. Самара

Советский районный суд г.о. Самары в составе:

председательствующего судьи: Селезневой Е.И.,

при секретаре судебного заседания: Жирухиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4047/21 по административному исковому заявлению Карпова ФИО7 к призывной комиссии Советского внутригородского района г.о. Самара, Военному комиссариату Самарской области о несогласии с решением призывной комиссии и признании его незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ. Карпов А.А. обратился в суд с иском к призывной комиссии Советского внутригородского района г.о. Самара, Военному комиссариату Самарской области о признании незаконным решения призывной комиссии (административное исковое заявление направлено посредством Почты России, согласно оттиску печати отделения связи ДД.ММ.ГГГГ.).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате Советского и Железнодорожного районов г. Самары и входит в число граждан, подлежащих призыву на военную службу. Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Карпов А.А. призван на военную службу на основании определения в отношении него призывной категории годности. Ему была вручена повестка серии С для отправки к месту прохождения военной службы, явка ДД.ММ.ГГГГ. Истцом подано заявление на получение копии решения призывной комиссии, однако на момент подачи административного иска ответ не получен.

С решением призывной комиссии административный истец не согласен, считает его незаконным, так как такое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

На сегодняшний день у истца присутствуют следующие жалобы на состояние здоровья: прогрессирующее <данные изъяты>.

Таким образом, административный истец считает, что призывная комиссия приняла решение о призыве на военную службу с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, не были изучены имеющиеся у истца медицинские документы, не учтены данные по имеющемся заболеваниям, отказано в выдаче направлений на дополнительные обследования, результаты которых могли послужить основанием для предоставления Карпову А.А. отсрочки от призыва на военную службу, что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным решение призывной комиссии Советского внутригородского района г.о. Самара о призыве на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Карпов А.А. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить. Согласно объяснениям административного истца, ему прислали повестку на медицинское освидетельствование, по которой он явился, там было 2 врача: терапевт и стоматолог, после их осмотра его направили в призывную комиссию, врачи его обследовали после присвоения категории годности. Дополнил, что при осмотре терапевтом указал на жалобы по состоянию здоровья, после чего у него была консультация с <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Представитель административных ответчиков Сироченко Е.А., действующая на основании доверенностей, с предъявленными требованиями не согласилась. Указала, что отсутствие врачей в составе медицинской комиссии исключено, все жалобы призывника учтены, специалисты не опровергают наличие у него заболеваний, в связи с чем Карпову А.А. присвоена категория годности «Б», поскольку имеющиеся у него заболевания обязывают обеспечить призывнику прохождение военной службы без особых физических нагрузок. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Статьей 59 Конституции РФ определено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3).

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На основании п. 4 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

Положениями п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно п. 1 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Закона №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013г. №565.

Пунктом 4 данного Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, и сотрудников, получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы) и военных сборов увечье, заболевание, проводится для определения категории годности к военной службе (приравненной службе) при определившемся врачебно-экспертном исходе. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).

В соответствии с пунктом 6 указанного Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.

Согласно пункту 20 Положения, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.

На основании ст. 17 Положения о призыве на военную службу, при наличии оснований, предусмотренных ФЗ №53 «О воинской обязанности и военной службе» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

В соответствии со ст. 18 названного Положения, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации.

Согласно ст. 19 Положения, призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008г. №574.

Согласно п.8 Положения, гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.

Из указанных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.

Как следует из материалов дела, Карпов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов города Самары Самарской области.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Карпова А.А. призывной комиссией Советского внутригородского района г.о. Самара принято решение о призыве на военную службу с предназначением в Сухопутные войска (протокол от ДД.ММ.ГГГГ.).

Полагая, что вышеуказанное решение призывной комиссии принято с нарушением норм действующего законодательства, административный истец указывает на то, что на медицинском осмотре врачами-специалистами призывной комиссии не учтены его жалобы на состояние здоровья, что нарушает его права.

Вместе с тем, вопреки доводам административного истца, изложенным в исковом заявлении, суд, изучив материалы дела, приходит к выводу, что вышеуказанное решение призывной комиссии принято в рамках положений ст. 22, п. 1 ст. 28 ФЗ №53 «О воинской обязанности и военной службе».

Так, в соответствии с требованиями п. 14 разд. II Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ №565 от 04.07.2013г., в рамках мероприятий, связанных с призывом на военную службу, призывником Карповым А.А. по направлению военного комиссариата сданы в полном объеме все необходимые анализы, даны заключения всех врачей-специалистов, проведена консультация с <данные изъяты>.

При принятии решения призывной комиссией учтена установленная Карпову А.А.                          по результатам медицинского освидетельствования категория годности к военной службе «Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями».

Согласно листу медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ. изложенные в административном исковом заявлении Карпова А.А. жалобы на состояние здоровья подтверждаются <данные изъяты>. Данные заболевания учтены врачами-специалистами медицинской комиссии при установлении призывнику Карпову А.А. категории годности к военной службе.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение принято призывной комиссией в рамках предоставленных ей полномочий на основании результатов медицинского освидетельствования. Доказательства, свидетельствующие о наличии у административного истца иных заболеваний, влияющих на категорию годности к военной службе, не являвшиеся предметом оценки при медицинском освидетельствовании, не представлены.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что порядок принятия оспариваемого решения призывной комиссией соблюден, данное решение вынесено на основании проведенного медицинского освидетельствования, результаты которого не оспорены, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения призывной комиссии о призыве Карпова А.А. на военную службу с присвоением категории годности Б ПП 3.

Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Карпова ФИО8 к призывной комиссии Советского внутригородского района г.о. Самара, Военному комиссариату Самарской области об оспаривании решения призывной комиссии – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Самары.

          Мотивированное решение изготовлено 28.12.2021 года.

Судья                                Селезнева Е.И.

2а-4047/2021 ~ М-4023/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Карпов А.А.
Ответчики
Призывная комиссия Советского внутригородского района г. Самара
Военный комиссариат по Самарской обл.
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Селезнева Е. И.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
23.11.2021Регистрация административного искового заявления
23.11.2021Передача материалов судье
25.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее