Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2297/2016 ~ М-2421/2016 от 26.05.2016

Дело №2-2297/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2016 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи                         Рой В.С.

при секретаре                                 Биктукеевой А.Л.,

с участием представителя процессуального истца старшего помощника прокурора                                             Семенченко А.С.,

материального истца                                                    Плюснина К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Томска, действующего в интересах Плюснина К.М., к администрации г.Томска о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам,

установил:

прокурор Советского района г.Томска, действуя в интересах Плюснина К.М., обратился в суд с иском к администрации г.Томска о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ... кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В обоснование требований указал, что решением жилищной комиссии администрации Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ Плюснин К.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найм. Согласно врачебной справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной ..., Плюснин К.М. состоит на учете с диагнозом ..., ему установлена инвалидность ... и по состоянию здоровья он пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378. В настоящее время Плюснин К.М. проживает в квартире общей площадью ... кв.м по адресу: <адрес> совместно с матерью ФИО14, братом ФИО15., сестрой ФИО16., племянниками ФИО17. и ФИО18 До настоящего времени жилое помещение Плюснину К.М. не предоставлено. Длительное бездействие администрации г.Томска по обеспечению его жильем грубо нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права истца.

Представитель процессуального истца помощник прокурора Советского района г.Томска Семенченко А.С. судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Истец Плюснин К.М. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации г.Томска в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указано, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 относится к полномочиям органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Представитель администрации Томской области надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В п.1 ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища.

Национальное жилищное законодательство также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ДД.ММ.ГГГГ Плюснин К.М. зарегистрирован и постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, по данному адресу совместно с истцом зарегистрированы ФИО19 (ответственный наниматель), ФИО20., ФИО21., ФИО22., ФИО23. Данное жилое помещение представляет собой квартиру общей площадью ... кв.м, жилой площадью ... кв.м.

Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом Плюснина К.М., справкой ООО «...» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8).

Согласно врачебным справкам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, справке Плюснин К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием ..., является инвалидом ... с ДД.ММ.ГГГГ. У Плюснина К.М. имеется тяжелая форма хронического заболевания, указанного в Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами. В соответствии с Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 №817, Плюснин К.М. имеет право на дополнительную жилую площадь.

Таким образом, характер заболевания Плюснина К.М. предусматривает право на получение льгот в соответствии с постановлением Правительства РФ №378 от 16.06.2006.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ , сведениям Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на имя Плюснина К.М. не зарегистрированы на праве собственности объекты недвижимости.

Истец Плюснин К.М. в судебном заседании пояснил, что в связи с наличием у него тяжелой формы хронического заболевания, обусловленной особенностями, совместное хозяйство с другими членами семьи не ведется, они вынужденно проживают в одной квартире, но раздельными семьями.

В ответ на обращение прокурора района администрацией Советского района г.Томска ДД.ММ.ГГГГ указано, что Плюснин К.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, решением жилищной комиссии администрации Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. По состоянию на ... год его льготная очередь . В настоящее время Плюснин К.М. жилым помещением не обеспечен (л.д.6).

В соответствии п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне.

Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан исходя из необходимости оградить их и проживающих совместно с ними лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.

В соответствии с пунктом «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подп.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 16.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в томчисле социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий, самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями Федерального закона от 16.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.135 - 138 БК РФ, п.5 ч.1 ст.55, ст.60 и 61Закона №131-ФЗ).

Содержащееся в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Конституционный Суд РФ также указал, что ч.3 ст.17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

Вместе с тем, внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.

Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 №901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.

Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает.

Согласно п.6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.

В силу ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч.3 ст.57 ЖК РФ).

Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.

Факт постановки Плюснина К.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подтвержден письмом администрации Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ и никем не оспаривался.

Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со ст.14 Закона №131-ФЗ и ст.14 ЖК РФ, ст.39 Устава г.Томска относится к полномочиям администрации г.Томска.

Судом также установлено, что истец Плюснин К.М. является инвалидом ... по общему заболеванию, включенному в Перечень тяжелых и хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378 «Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».Плюснин К.М. страдает ... заболеванием, требующим обязательного диспансерного наблюдения, которое на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» дает ему также право на дополнительную жилую площадь. Плюснин К.М. отнесен к категории граждан, нуждающихся в жилом помещении на основании п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у Плюснина К.М. права на предоставление органом местного самоуправления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Размер жилого помещения, с учетом права на дополнительную площадь, определяется на основании положений ч.4 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также ч.2 ст.57 ЖК РФ по норме предоставлении жилого помещения.

В силу ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии со ст.3 Закона Томской области от 09.10.2003 №131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области», принятого постановлением Государственной Думы Томской области от 25.09.2003 №834, жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления.

Решением Думы города Томска от 02.02.2016 №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 25,0 кв.м для одиноко проживающего гражданина.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма жилое помещение должно отвечать требованиям ст.89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора Советского района г.Томска, действующего в интересах Плюснина К.М., подлежат удовлетворению, на администрацию г.Томска подлежит возложению обязанность по предоставлению Плюснину К.М. на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее ... кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам и находящееся в черте муниципального образования «Город Томск».

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Советского района г.Томска, действующего в интересах Плюснина К.М., к администрации г.Томска о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам удовлетворить.

Обязать администрацию г.Томска предоставить Плюснину К.М. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ... кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий:                        Рой В.С.

2-2297/2016 ~ М-2421/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Плюснин Константин Михайлович
Прокурор Советского района г. Томска в интересах Плюснина Константина Михайловича
Ответчики
Администрация г. Томска
Другие
Администрация Томской области
Шильникова Алина Андреевна
Семенченко Анна Сергеевна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Рой В.С.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
26.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2016Передача материалов судье
30.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2016Подготовка дела (собеседование)
08.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2016Судебное заседание
26.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2017Дело оформлено
05.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее