КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-20836/2021 (№ 2а-950/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.
судей Суслова К.К., Леганова А.В.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Пшеничной В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пак О.В. к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
с апелляционной жалобой представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Расшиваловой А.В. на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 16 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пак О.В. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении многодетной семье Пак О.В. в собственность бесплатно земельного участка, а также возложении обязанности на администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить многодетной семье Пак О.В. меру социальной поддержки в виде предоставления земельного участка, в координатах указанных в схеме: границ земельного участка, местоположение: <Адрес...>, площадью 1012 кв.м, в кадастровом квартале <№...>, в собственность бесплатно: сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок и заключить договор о передаче в собственность бесплатно сформированного и учтенного земельного участка в течении 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований ссылается на то, что она является многодетной матерью и состоит на учете в УСЗН в Прикубанском округе г. Краснодара, получает ежегодную денежную выплату в соответствии с Законом Краснодарского края от 22.02.2005 № 836-K3 «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае», на детей: Пак В.С. <Дата ...> года рождения, Пак С.С. <Дата ...> года рождения и Силкину М.Г. <Дата ...> года рождения, что подтверждается справкой № 21383 от 28.08.2020.
Пак О.В. обратилась в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно и предоставлений в собственность бесплатно земельного участка своей многодетной семье.
По результатам рассмотрения заявления, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар ответом от 10.08.2020 № 1625-026/20 сообщил, что Пак О.В. состоит на учете под номером 5782, в качестве лица, имеющего право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка.
При этом, административный ответчик отказал в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка ее многодетной семье, поскольку в настоящее время не утвержден очередной перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, администрацией муниципального образования г. Краснодар проводятся работы, направленные на изыскание свободных земельных участков.
Пак О.В. полагает, что непредставление земельного участка в собственность бесплатно, нарушает ее конституционные права и законные интересы, в связи с чем, она обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда города Краснодара от 16 февраля 2021 года административное исковое заявление Пак О.В. удовлетворено частично, суд признал незаконными действия департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившиеся в отказе в предоставлении многодетной семье Пак О.В. в собственность бесплатно земельного участка.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
С указанным решением суда не согласилась представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Расшивалова А.В. и подала апелляционную жалобу.
В обоснование своих доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом Расшивалова А.В. указывает, что ответ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар ответом от 10.08.2020 № 1625-026/20 является законным.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Положением части 1 статьи 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Пак О.В. с 01.06.2018 состоит на учете в управлении социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Прикубанском округе г. Краснодара как многодетная семья, и получает ежегодную денежную выплату в соответствии с Законом Краснодарского края от 22.02.2005 № 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае», что подтверждается справкой № 21383 от 28.08.2020.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 11.02.2020 № 643 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 10.09.2015 № 6258 «О постановке граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду», Пак О.В. поставлена на соответствующий учет под № 6258.
24.07.2020 Пак О.В. обратилась в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка.
Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 10.08.2020 № 1625-026/20 административному истцу отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием свободных земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющих трех и более детей. После утверждения нового Перечня, распределение земельных участков будет осуществляться между состоящими на учете заявителями в порядке очередности в присутствии комиссии по распределению земельных участков.
В силу положений подпункта 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На территории Краснодарского края предоставление земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, регулируется Законом Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-КЗ (ред. от 24.07.2020) «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-КЗ (ред. от 24.07.2020) «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
По смыслу статьи 3 названного закона в собственность бесплатно земельный участок может быть предоставлен заявителю, состоящему на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка (далее - учет), включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее Перечень).
С учетом требований части 1 статьи 6 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-КЗ (ред. от 24.07.2020) «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» в целях предоставления заявителям земельных участков в собственность бесплатно соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений части 3 статьи 2 настоящего Закона формируют и утверждают Перечень.
Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя.
В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков не позднее чем через 180 календарных дней после постановки заявителя на учет и по исключению из него земельных участков, по которым приняты решения о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно или в течение 180 календарных дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.
В силу части 2 названной нормы Перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно заявителям (далее - Перечень федеральных земельных участков), полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.В Перечне федеральных земельных участков указываются кадастровые номера, местоположение, вид разрешенного использования и площадь земельных участков.
В течение трех рабочих дней со дня утверждения Перечень федеральных земельных участков направляется в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположены земельные участки.
Представительным органом муниципального образования земельные участки, содержащиеся в Перечне федеральных земельных участков, включаются в Перечень.
Частью 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-КЗ (ред. от 24.07.2020) «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» регламентировано, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, предоставляются заявителям с особенностями, установленными настоящей статьей.
Согласно части 2 названной нормы в течение 10 календарных дней с даты публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении Перечня орган местного самоуправления обеспечивает информирование состоящих на учете заявителей (в количестве, соответствующем числу земельных участков, включенных в Перечень) в порядке очередности постановки на учет о дате, месте, времени проведения распределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Распределение земельных участков осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении Перечня.
Информирование заявителей осуществляется органом местного самоуправления письменным уведомлением.
На основании части 3 статьи 7 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-КЗ (ред. от 24.07.2020) «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» распределение земельных участков осуществляется между состоящими на учете заявителями (в количестве, соответствующем числу земельных участков, указанных в Перечне) в порядке очередности в присутствии комиссии по распределению земельных участков (далее - Комиссия). Состав Комиссии утверждается органом местного самоуправления. В состав Комиссии должен входить председатель, его заместитель, секретарь и члены Комиссии в количестве не менее пяти человек, являющихся работниками органов местного самоуправления.
В случае распределения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, в состав Комиссии дополнительно включаются работники органов государственной власти.
Заявители участвуют в распределении земельных участков, указанных в Перечне, в порядке очередности постановки на учет (часть 4 статьи 7 Закона № 3085-КЗ).
Распределение земельных участков осуществляется путем выбора заявителем запечатанного конверта из числа заранее подготовленных Комиссией. В случае, если уведомленный надлежащим образом заявитель не явился для участия в процедуре распределения земельных участков, Комиссия осуществляет свою работу с очередным заявителем.
С учетом положений части 5 статьи 7 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-КЗ (ред. от 24.07.2020) «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней с даты утверждения протокола Комиссии проверяет заявителя на соответствие условиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, и принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или об отказе в его предоставлении с обоснованием отказа.
На основании частей 7, 8 названной нормы, в течение не более 30 календарных дней со дня проведения процедуры распределения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, орган местного самоуправления устанавливает соответствие гражданина, изъявившего желание получить земельный участок, условиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, и принимает решение о включении заявителя в Реестр или об отказе во включении в Реестр с указанием обоснования отказа.
В отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, Реестр в течение трех рабочих дней со дня его утверждения направляется в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, который в течение 30 календарных дней со дня его получения принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, а представительный орган местного самоуправления принимает решение об исключении из Перечня земельных участков, указанных в Реестре.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что законом определен алгоритм действий органов местного самоуправления после постановки заявителей на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно указано, что довод департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о невозможности предоставления земельного участка, поскольку он не сформирован и не включен в Перечень не основан на законе, так как право Пак О.В. на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства возникло в силу закона с учетом того, что она состоит на соответствующем учете, и гарантированное законом право на получение гражданином, имеющим трёх и более детей, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит реализации в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о признании незаконными действий административных ответчиков, выразившихся в отказе в предоставлении многодетной семье Пак О.В. в собственность бесплатно земельного участка.
Между тем, исходя из требований действующего законодательства, суд не должен подменять государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями в сфере распоряжения земельными участками, поскольку такое действие противоречит конституционному принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, в связи с чем, обжалуемое решение суда в указанной части является неправильным.
Следовательно, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Пак О.В. о возложении обязанности предоставления ей земельного участка, в координатах указанных в схеме границ земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес...>, площадью 1012 кв.м, в кадастровом квартале <Дата ...>, в собственность бесплатно.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении требований Пак О.В. к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что ответ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар ответом от 10.08.2020 № 1625-026/20 является законным, направлена на иное, неправильное толкование норм материального права.
Иные доводы жалобы направлены на иную оценку представленных материалов дела, поэтому они не могут быть признаны состоятельными и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену определения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда города Краснодара от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Расшиваловой А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий Н.А. Морозова
Судья А.В. Леганов
Судья К.К. Суслов