Дело № 2-3335/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2013 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Кечкиной Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Поросенковой М.А.,
с участием в деле:
истицы – Симоновой Л.А., ее представителя Шукшиной И.А., действующей по устному заявлению истицы, согласно части шестой статьи 53 ГПК Российской Федерации,
ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, его представителя, специалиста - эксперта отдела назначения и перерасчета пенсий Копыловой О.С., представившей доверенность № 1042 от 23 сентября 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоновой Л.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника № 79950/13-869 от 30 июля 2013 года об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периода ее работы в календарном исчислении, отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком в льготном исчислении, и назначить досрочную трудовую пенсию с 29 мая 2013 года,
установил:
Симонова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника № 79950/13-869 от 30 июля 2013 года об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периода ее работы в календарном исчислении, отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком в льготном исчислении, и назначить досрочную трудовую пенсию с 29 мая 2013 года.
В обоснование своих исковых требований указала, что 29 мая 2013 года она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ответчика № 79950/13-869 от 30 июля 2013 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы 30 лет (по мнению ответчика, специальный стаж на дату обращения составил 28 лет 5 месяцев 26 дней). В специальный стаж не включен период работы с 01 октября 1986 года по 23 марта 1987 года в должности фельдшера ОМО Мордовской республиканской клинической больницы, поскольку наименование должности «фельдшер организационно-методического отдела» не соответствует Списку учреждений здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, Списку учреждений здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Кроме того, согласно функциональным обязанностям «фельдшера организационно - методического отдела» лечебная деятельность не предусмотрена. В специальный стаж в календарном исчислении включены (кроме прочих периодов, которые она не оспаривает) период временной нетрудоспособности по беременности и родам с 24 января 1990 года по 15 июня 1990 года; отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16 июня 1990 года по 07 октября 1991 года; отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08 октября 1991 года по 24 февраля 1992 года, поскольку в данные периоды сохраняются только трудовые отношения, лечебная же деятельность в вышеуказанных условиях не осуществляется. На основании приказа по Мордовской республиканской клинической больнице от 14 октября 1986 года № 83 она была переведена на должность фельдшера ОМО с 01 октября 1986 года. На основании приказа по Мордовской республиканской клинической больнице от 09 марта 1987 года № 28 она была переведена на должность медицинской сестры процедурного кабинета гинекологического отделения № 5 с 24 марта 1987 года. На основании приказа по Мордовской республиканской клинической больнице от 26 февраля 1992 года № 11 она была переведена на должность медицинской сестры процедурной чисто-хирургического отделения № 1 с 24 февраля 1992 года. Должности медицинского персонала организационно - методических отделов устанавливаются на основании пункта 83 Приложения № 1 «Штатные нормативы медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь областных, краевых и республиканских больниц» к приказу Минздрава СССР от 31 мая 1979 года № 560. Данным пунктом предусмотрена должность «фельдшер», а не «фельдшер организационно-методического отдела». В штатных расписаниях медицинского персонала Мордовской республиканской клинической больницы на 1986 и 1987 годы было выделено как самостоятельное структурное подразделение «организационно-методический отдел» и указана должность - «фельдшер», а не «фельдшер организационно-методического кабинета». Кроме того, пункт 3.1. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 года № 69 предусмотрено «В случае, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление льгот, то наименование этих должностей должны соответствовать наименованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками». Согласно Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367) в разделе «Должности служащих» позиции 27328 предусмотрена должность «фельдшер», должности «фельдшер организационно - методического кабинета» не предусмотрено. Также согласно Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377 в разделе «Средний медицинский персонал» значится (кроме прочих) должность: «фельдшер», должности «фельдшер организационно - методического кабинета» не предусмотрено. Следовательно, организационно-методический отдел является структурным подразделением больницы. А фактически она работала в должности среднего медицинского персонала - «фельдшер». Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464. Данным Списком предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Поэтому считает, что оспариваемый период работы в должности фельдшера организационно-методического отдела должен быть включен в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Отпуск по беременности и родам с 24 января 1990 года по 15 июня 1990 года предоставлялся ей в период работы в должности медицинской сестры процедурного кабинета гинекологического отделения № 5 Мордовской республиканской клинической больницы. Сам период работы включен ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев, а период отпуска по беременности и родам включен в календарном исчислении. Согласно пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков». Периоды ежегодных отпусков включены ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев, а период отпуска по беременности и родам как период получения пособия по временной нетрудоспособности засчитан в календарном исчислении. Что касается периода отпуска по уходу за ребенком. В данном случае нужно руководствоваться законодательством, действующим на момент предоставления указанного отпуска. Статьями 165 и 167 КЗоТ РСФСР, действующими в период предоставления отпуска по уходу за ребенком, предусматривалось, что частично оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Законом РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнения в Кодекс законов о труде РСФСР» в названную статью 167 были внесены изменения, в соответствии с которыми период нахождения женщины в отпусках по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж; работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, поскольку отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет был предоставлен ей до внесения соответствующих изменений в закон, то он подлежит включению в специальный стаж в полном объеме в соответствии с законом, действовавшим на момент предоставления такого отпуска. Считает, что отпуска должны быть исчислены также как и период работы. На основании вышеизложенного, просила суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 79950/13-869 от 30 июля 2013 года в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода работы с 01 октября 1986 года по 23 марта 1987 года в должности фельдшера организационно-методического отдела Мордовской республиканской клинической больницы, в части включения в специальный стаж в календарном исчислении отпуска по беременности и родам с 24 января 1990 года по 15 июня 1990 года, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16 июня 1990 года по 07 октября 1991 года, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08 октября 1991 года по 24 февраля 1992 года; обязать ответчика период работы с 01 октября 1986 года по 23 марта 1987 года в должности фельдшера организационно-методического отдела Мордовской республиканской клинической больницы включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении; обязать ответчика отпуск по беременности и родам с 24 января 1990 года по 15 июня 1990 года, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16 июня 1990 года по 07 октября 1991 года, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08 октября 1991 года по 24 февраля 1992 года включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 29 мая 2013 года.
В судебном заседании истица Симонова Л.А. и представитель истицы Шукшина И.А. исковые требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копылова О.С. относительно исковых требований возразила, просила в удовлетворении иска отказать. При этом указала, что в оспариваемом решении № 79950/13-869 от 30 июля 2013 года допущена описка в указании включенного периода отпуска истицы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, вместо с 16 июня 1990 года по 07 октября 1991 года, указано с 16 июня 1990 года по 07 октября 1990 года.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Как следует из письменных доказательств, 29 мая 2013 года Симонова Л.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 79950/13-869 от 30 июля 2013 года истице в досрочном назначении пенсии отказано в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 28 лет 5 месяцев 26 дней (л.д.8).
В специальный стаж истице не включен период работы с 01 октября 1986 года по 23 марта 1987 года в должности фельдшера ОМО Мордовской республиканской клинической больницы, поскольку наименование должности «фельдшер организационно-методического отдела» не соответствует Списку учреждений здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, Списку учреждений здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Кроме того, согласно функциональным обязанностям «фельдшера организационно - методического отдела» лечебная деятельность не предусмотрена.
Кроме того, в специальный стаж в календарном исчислении включены (кроме прочих периодов, которые она не оспаривает) период временной нетрудоспособности по беременности и родам с 24 января 1990 года по 15 июня 1990 года; отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16 июня 1990 года по 07 октября 1991 года; отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08 октября 1991 года по 24 февраля 1992 года, поскольку в данные периоды сохраняются только трудовые отношения, лечебная же деятельность в вышеуказанных условиях не осуществляется.
Суд считает указанное решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 79950/13-869 от 30 июля 2013 года об отказе Симоновой Л.А. в досрочном назначении пенсии по старости незаконным и данный вывод суд делает исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Следовательно, досрочная пенсия по старости за выслугу лет назначается только в зависимости от вида деятельности - лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и стажа по этой специальности.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 3 названных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрены должности заведующая фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра), заведующая фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра), заведующая медицинским пунктом – медицинская медсестра (фельдшер), фельдшер, фельдшер – лаборант.
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно диплому № Симонова Л.А. в ДАТА поступила в Саранское медицинское училище Минздрава Мордовской АССР и в 1986 году окончила полный курс названного училища по специальности санитарный фельдшер. Решением государственной квалификационной комиссии от ДАТА Симоновой Л.А. присвоена квалификация санитарного фельдшера.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
В соответствии с пунктом 6 Раздела 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как это следует из трудовой книжки Симоновой Л.А. и архивной справки архивного фонда Мордовской республиканской клинической больницы, на основании приказа № 52 от 02 июня 1981 года ФИО8 ФИО8 принята на должность санитарки в отделение № 5 Мордовской республиканской клинической больницы с 01 июня 1981 года (л.д.12,9-11).
<данные изъяты>
На основании приказа по Мордовской республиканской клинической больнице от 14 октября 1986 года № 83 Симонова Л.А. была переведена на должность фельдшера организационно-методического отдела с 01 октября 1986 года и соответственно в трудовую книжку внесена запись № 4 (л.д.10, 12-17).
На основании приказа по Мордовской республиканской клинической больнице от 09 марта 1987 года № 28 истица была переведена на должность медицинской сестры процедурного кабинета гинекологического отделения № 5 с 24 марта 1987 года, соответственно в трудовую книжку внесена запись № 5. На основании приказа по Мордовской республиканской клинической больнице от 26 февраля 1992 года № 11 она была переведена на должность медицинской сестры процедурной чисто-хирургического отделения № 1 с 24 февраля 1992 года (л.д.10,13).
Как следует из решения пенсионного органа и объяснений представителя ответчика, отказывая во включении в специальный стаж истицы оспариваемого периоды работы истицы с 01 октября 1986 года по 23 марта 1987 года в должности фельдшера организационно-методического отдела Мордовской республиканской клинической больницы, ответчик исходил из того, что не соответствует наименование должности «фельдшер организационно - методического отдела».
Должности медицинского персонала организационно - методических отделов устанавливаются на основании пункта 83 Приложения № 1 «Штатные нормативы медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь областных, краевых и республиканских больниц» к приказу Минздрава СССР от 31 мая 1979 года № 560. Данным пунктом предусмотрена должность «фельдшер», а не «фельдшер организационно - методического отдела».
Между тем, в штатных расписаниях медицинского персонала Мордовской республиканской клинической больницы на 1986 и 1987 годы было выделено как самостоятельное структурное подразделение «организационно-методический отдел» и указана должность - «фельдшер», а не «фельдшер организационно-методического кабинета» (л.д.21-22,23-24).
Таким образом, организационно – методический отдел – это подразделение больницы.
В личной карточке Симоновой Л.А. за период ее работы в спорный период в наименовании профессии (должности) указано «фельдшер», а не «фельдшер организационно-методического кабинета», что свидетельствует о том, что истица Симонова Л.А. занимала должность фельдшера (л.д.19,20).
Кроме того, п.3.1. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 года № 69 предусмотрено «В случае, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление льгот, то наименование этих должностей должны соответствовать наименованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками».
Согласно Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367) в разделе «Должности служащих» позиции 27328 предусмотрена должность «фельдшер», должности «фельдшер организационно - методического кабинета» не предусмотрено.
Также согласно Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377 в разделе «Средний медицинский персонал» значится (кроме прочих) должность: «фельдшер», должности «фельдшер организационно - методического кабинета» не предусмотрено.
Следовательно, суд приходит к выводу, что организационно - методический отдел является структурным подразделением больницы, а фактически Симонова Л.А. работала в должности среднего медицинского персонала - «фельдшер», которая предусмотрена Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 и Списком учреждений здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 в больницах всех наименований.
Из функциональных обязанностей фельдшера организационно - методического отдела, имеющихся в материалах пенсионного дела Симоновой Л.А. следует, что фельдшер ОМО находится в подчинении главного врача по организационно – методической работе, принимает участие в организации мероприятий, направленных на снижение детской и общей смертности, на повышение культуры обслуживания больных, конференций, семинарах, сообщает о сроках их проведения, проводит регистрацию участников, отправляет мед. документы в ЦРБ, размножает методическую литературу, делает пометки для врачей, приказы МЗ, …годовой план работы МРКБ. Кроме того отвечает за своевременность рецензирования умерших больных, за ведение и хранение медицинской документации и т.д., ведет статистическую отчетность.
Из должностной инструкции фельдшера отдела клинико-экспертной и организационно-экономической работы ГБУЗ Республики Мордовия «Мордовская республиканская клиническая больница» фельдшер отдела клинико-экспертной и организационно-экономической работы относится к категории специалистов со средним профессиональным образованием. На должность фельдшера назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование. Назначается на должность и освобождается от нее главным врачом учреждения и подчиняется непосредственно заместителю главного врача по организационно-методической работе.
Фельдшер отдела клинико-экспертной и организационно - экономической работы должен знать:
организацию статистического учета в учреждении, основы статистики;
методы анализа статистических данных;
формы первичных документов по статистическому учету и отчетности,
положения и инструкции по их заполнению;
действующую международную классификацию болезней;
правила эксплуатации вычислительной техники;
законодательство о труде и охране труда;
правила внутреннего трудового распорядка;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности производственной санитарии и противопожарной защиты;
Должностные обязанности: проводит систематизацию и обработку учетно-отчетных данных учреждения здравоохранения; определяет статистические показатели, характеризующие работу учреждения; инструктирует персонал подразделений о правилах ведения учетных форм и составления статистических отчетов: составляет годовой статистический отчет о работе учреждения; своевременно подает заявки на приобретение бланков учетно - отчетных статистических форм; подготавливает различные справки на основе данных статистического учета.
Кроме того, пунктом 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464. Данным Списком предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В этой связи, оспариваемый период работы истицы в должности фельдшера организационно-методического отдела должен быть включен в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении.
При этом суд считает, что вины истицы Симоновой Л.А. в том, что наименование ее должности указано неполно, то есть не в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2002 года № 781, не имеется, и данное обстоятельство не может являться основанием для исключения из специального стажа указанного периода, поскольку данное обстоятельство само по себе не предопределяет различия в условиях и характере профессиональной деятельности истицы в оспариваемый период.
Также в соответствии с решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 79950/13-869 от 30 июля 2013 года, в специальный стаж истицы в календарном исчислении включены отпуск по беременности и родам с 24 января 1990 года по 15 июня 1990 года, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16 июня 1990 года по 07 октября 1991 года, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08 октября 1991 года по 24 февраля 1992 года.
Данные отпуска были предоставлены Симоновой Л.А. в период работы в должности в период работы в должности медицинской сестры процедурного кабинета гинекологического отделения № 5 Мордовской республиканской клинической больницы, что подтверждается трудовой книжкой истицы.
При этом сам период работы включен ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев.
ДАТА у Симоновой Л.А. родился сын ФИО6, что подтверждается свидетельством о рождении № от ДАТА (л.д.18).
Как это следует из справки, уточняющей характер работы или условия труда ГБУЗ РМ «МРКБ» № 1-8/1104 от 19 июня 2013 года, Симонова Л.А. в период с 24 января 1990 года по 15 июня 1990 года находилась в дородовом и послеродовом отпуске, с 16 июня 1990 года по 07 октября 1991 года – в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 08 октября 1991 года по 24 февраля 1992 года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
На период отпуска по беременности и родам сохраняется место работы (должность). Отпуск по беременности и родам – включается в специальный страховой стаж на основании разъяснения Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ, которое содержится в совместном Письме этих органов от 04 ноября 2002 года № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков».
Периоды ежегодных отпусков включены ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев, а период отпуска по беременности и родам как период получения пособия по временной нетрудоспособности засчитан в календарном исчислении.
В период отпуска по беременности и родам женщине выдается листок нетрудоспособности, и она получает пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, следовательно, сохранение всех гарантий, в том числе, включение периодов нахождения в указанном отпуске в стаж для досрочного назначения пенсии в том же порядке как и период работы.
В этой связи отпуск по беременности и родам с 24 января 1990 года по 15 июня 1990 года подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев.
Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16 июня 1990 года по 07 октября 1991 года, а также отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08 октября 1991 года по 24 февраля 1992 года также подлежат включению в специальный стаж истице в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев по следующим основаниям.
В данном случае нужно руководствоваться законодательством, действующим на момент предоставления указанных отпусков.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции, предусматривавшей предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно Разъяснению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года №375/24-11) во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В соответствии со статьями 165 и 167 КЗоТ РСФСР предусматривалось, что частично оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Однако с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившего в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно письму Минсоцзащиты РФ от 27 ноября 1992 года № 4485/1-35 периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет до 06 октября 1992 года (т.е. до даты вступления в силу названного закона с момента его опубликования) могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.
Поскольку отпуска по уходу за ребенком были предоставлены истице в период работы, которая включена ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16 июня 1990 года по 07 октября 1991 года и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08 октября 1991 года по 24 февраля 1992 года должны быть исчислены также как и период работы.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что вышеназванные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежат включению в специальный стаж истице в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации недопустимо в отношении некоторых групп граждан отступление от конституционного принципа граждан перед законом.
Анализируя указанные письменные доказательства, объяснения истицы, суд приходит к выводу, что исковые требования Симоновой Л.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
На момент обращения Симоновой Л.А. с заявлением о досрочном назначении пенсии (29 мая 2013 года), истица имела необходимый специальный стаж, с учетом включенного судом в календарном исчислении периода работы с 01 октября 1986 года по 23 марта 1987 года в должности фельдшера организационно-методического отдела Мордовской республиканской клинической больницы, а также включенных в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев периодов отпуска по беременности и родам с 24 января 1990 года по 15 июня 1990 года, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16 июня 1990 года по 07 октября 1991 года, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08 октября 1991 года по 24 февраля 1992 года.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление оплачено истицей государственной пошлиной в размере 200 рублей. При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.
В связи с этим истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Симоновой Л.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника № 79950/13-869 от 30 июля 2013 года об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периода ее работы в календарном исчислении, отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком в льготном исчислении, и назначить досрочную трудовую пенсию с 29 мая 2013 года удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 79950/13-869 от 30 июля 2013 года об отказе в досрочном назначении Симоновой Л.А. трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить Симоновой Л.А. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы с 01 октября 1986 года по 23 марта 1987 года в должности фельдшера организационно - методического отдела Мордовской республиканской клинической больницы в календарном исчислении.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить Симоновой Л.А. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения отпуск по беременности и родам с 24 января 1990 года по 15 июня 1990 года, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16 июня 1990 года по 07 октября 1991 года, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 08 октября 1991 года по 24 февраля 1992 года в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Симоновой Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 29 мая 2013 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Симоновой Л.А. 200 рублей (двести рублей) в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина