Решение по делу № 12-484/2017 от 17.07.2017

                                 Дело <№ обезличен>

Р Е Ш Е Н И Е

г.о. Химки 25 сентября 2017 года

    Судья Химкинского городского суда Московской области Беспалов А.Ю., с участием представителя Администрации городского округа Химки Московской области по доверенности – Бондаревой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Администрации городского округа Химки Московской области Бондаревой И.А. на постановление заместителя начальника межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств <№ обезличен> Управления ФССП России по Московской области, старшего судебного пристава Долиной Т.Г. от <дата> по делу об административном правонарушении в отношении Администрации городского округа Химки Московской области, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств <№ обезличен> Управления ФССП России по Московской области, старшего судебного пристава Долиной Т.Г. <№ обезличен>-АП от <дата> по делу об административном правонарушении Администрация городского округа Химки Московской области (далее – Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Из обжалуемого постановления следует, что в рамках исполнительного производства <№ обезличен>-ИП, возбужденного <дата> на основании исполнительного документа – исполнительного листа ФС <№ обезличен>, выданного <дата> на основании решения Химкинского городского суда Московской области по делу <№ обезличен> от <дата>, вступившего в законную силу <дата> об обязании Администрации восстановить Щербакова А. А. с семьей на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначального обращения (<дата>), и включить Щербакова А.А. с семьей в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» (далее – Подпрограмма) для получения в 2016г. социальной выплаты на приобретение жилья для улучшения жилищных условий и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках участия в указанной программе, исходя из даты включения в состав участников. <дата> должником получено постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором установлен 5-тидневный срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований – <дата>. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Платежным поручением <№ обезличен> от <дата> Администрация произвела оплату исполнительного сбора в сумме 50 000 руб. <дата> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в срок до <дата>, одновременно разъяснено, что в случае неисполнения требований исполнительного документа во вновь установленный срок, в отношении должника будет рассмотрен вопрос о привлечении к административной ответственности. В установленный срок требования вышеуказанного исполнительного документа должником не исполнены, причин неисполнения судебному приставу-исполнителю не представлено, в связи с чем судебным приставом исполнителем <дата> в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации к административной ответственности.

Не согласившись с данным постановлением, представитель Администрации Бондарева И.А. обратилась в Химкинский городской суд Московской области с жалобой, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, в связи с отсутствием в действиях Администрации вины в совершении административного правонарушения.

В обосновании жалобы сослалась на то, что Администрация во исполнение решения Химкинского городского суда Московской области от <дата> на основании постановления о возбуждении исполнительного производства от <дата> постановлением от <дата> <№ обезличен> включила семью Щербакова А.А. в состав участников Подпрограммы и в список молодых семей, после чего обратилась (<дата> <№ обезличен>исх-7958) к Государственному заказчику Подпрограммы – Министерство строительного комплекса Московской области (далее – Минстрой) с заявлением о включении семьи Щербакова А.А. в Сводный список участниц по Московской области на получение социальной выплаты в 2016 и дальнейшего распределения номеров бланков свидетельств с учетом семьи Щербакова А.А. Однако обращение Администрации было оставлено без внимания.

В дальнейшем, сотрудниками МКУ «Управление жилищной политики» неоднократно предпринимались попытки передать в Минстрой документы, необходимые для включения семьи Щербакова А.А. в Сводный список по Московской области на получение социальной выплаты в 2016, однако документы (личное дело) без каких-либо письменных объяснений сотрудниками Минстроя не принимались.

Устно сотрудниками Минстроя было разъяснено, что на момент вступления решения в законную силу, а также возбуждения исполнительного производства Минстроем уже утвержден Сводный список семей – участниц Подпрограммы на 2016 год; распределены субсидии из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на реализацию Подпрограммы (постановление Правительства Московской области от <дата> <№ обезличен>); распределены номера свидетельств без учета семьи Щербакова А.А.

При этом вступившим в законную силу решением суда какой-либо обязанности по восстановлению нарушенных жилищных прав семьи Щербакова А.А. непосредственно на Минстрой не возложено, к участию в деле не привлекался.

Учитывая изложенные обстоятельства, <дата> Администрация обратилась в Химкинский городской суд Московской области с заявлением о разъяснении исполнительного документа, в удовлетворении которого было отказано определением от <дата>. Определение вступило в законную силу <дата>.

Указанная информация доводилась до сведения службы судебных приставов письмами от <дата> <№ обезличен>исх-5664, 132исх-7407, кроме того Администрацией заявлялись ходатайства об отложении исполнительных действий до рассмотрения указанных выше заявлений от <дата>, от <дата>.

Таким образом, у Администрации на стадии исполнения вступившего в законную силу решения суда от <дата> возникли обстоятельства, делающие невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа, что послужило причиной обращения Администрации <дата> (то есть до составления протокола об административном правонарушении от <дата>) в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. Копия указанного заявления, письменные объяснения, а также иные документы в обоснование своих доводов были представлены Администрацией в службу судебных приставов.

Кроме того, <дата> Администрацией семье Щербакова А.А. было отказано во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (совершение действия, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях), без снятия с учета, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом исполнение возложенного решением суда обязательства «восстановить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» не представляется возможным в связи с тем, что Администрацией решения о снятии Щербакова А.А. с семьей с учета, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не принималось, соответствующий нормативный правовой акт не издавался.

Представитель Администрации доводы жалобы поддержала в полном объеме и просила ее удовлетворить, дополнив, что в материалах исполнительного производства и в деле об административном правонарушении имеются документы, указывающие на те обстоятельства, что Администрацией предприняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, и имелись объективные причины, препятствующие совершению действий по исполнительному производству. Фактически решение суда не исполнено лишь в части, касающейся выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках участия в указанной подпрограмме, что невозможно без включения Минстроем семьи Щербакова А.А. в Список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2016 году по Московской области, а также соответствующего распределения номера бланка свидетельства на указанную семью. Вместе с тем в настоящее время семья Щербакова А.А. постановлением Администрации от <дата> <№ обезличен> включена в состав участников Подпрограммы для получения социальной выплаты в 2018 году. <дата> соответствующий пакет документов направлен в Минстрой для рассмотрения Комиссией по проведению конкурсного отбора муниципальных образований Московской области, для участия в 2018 году в Подпрограмме и выделения средств федерального бюджета и бюджета Московской области.

Представитель межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств <№ обезличен> Управления ФССП России по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

На основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствии указанного лица.

Выслушав представителя Администрации, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

На основании ст. 5 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ <№ обезличен>) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от <дата> № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – ФЗ <№ обезличен>) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

На основании ст. 113 ФЗ <№ обезличен> в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия содержатся в ст. 105 ФЗ <№ обезличен>, согласно которым в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Как указано в обжалуемом постановлении, в материалах административного дела и исполнительного производства отсутствуют доказательства, указывающие на те обстоятельства, что Администрацией предприняты меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и установления нового срока исполнения, и имелись объективные причины, препятствующие совершению действий по исполнительному производству.

Кроме того, с заявлением о прекращении исполнительного производства в суд Администрация обратилась после составления судебным приставом-исполнителем административного протокола по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, что также является доказательством допущенного бездействия с даты возбуждения исполнительного производства и до окончания вновь установленного срока исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.

С указанными выводами согласиться нельзя, поскольку административный орган при вынесении постановления не учел следующее.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из ст. 26.2 КоАП РФ следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 105 ФЗ <№ обезличен> при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Статья 17.15 ч. 1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований не имущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Вместе с тем, суд находит, что вина Администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не подтверждена представленными в суд материалами дела, и не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Предоставление социальной выплаты на приобретение жилья для улучшения жилищных условий на территории городского округа Химки осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (постановление Правительства Российской Федерации от <дата> <№ обезличен>), подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» (постановление Правительства Московской области от <дата> <№ обезличен>), подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы городского округа Химки «Жилище» (постановление Администрации от <дата> <№ обезличен>) (далее именуемые одним словом – Подпрограмма) в их совокупности.

При этом муниципальная программа вытекает из государственной, а последняя вытекает из федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Государственным заказчиком подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Государственным заказчиком подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» является Министерство строительного комплекса Московской области (далее – Государственный заказчик).

Муниципальным заказчиком подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы городского округа Химки «Жилище» является Администрация городского округа Химки Московской области (далее – Муниципальный заказчик).

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и их использования устанавливается Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее – Правила).

Объем софинансирования городского округа Химки Московской области из средств федерального бюджета и средств бюджета Московской области, а также критерии отбора муниципальных образований для участия в Подпрограмме Московской области осуществляет Государственный заказчик.

Средства федерального бюджета и бюджета Московской области перечисляются в виде субсидий бюджету городского округа Химки Московской области в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального и областного бюджетов на основании соглашения (договора) о намерениях по софинансированию мероприятий Подпрограммы между Государственным заказчиком и Администрацией городского округа Химки.

В соответствии с п. 21 главы IV Правил формирование списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее – Список), осуществляется уполномоченным органом Администрации.

Администрация до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует и утверждает список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет Государственному заказчику в установленные им сроки.

Формирование и утверждение Сводного списка молодых семей – участниц Подпрограммы по Московской области, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее – Сводный список участниц), осуществляется Государственным заказчиком на основании списков, указанных в пункте 26 Правил, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Подпрограммы из бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области на соответствующий финансовый год (пункт 27 Правил).

На основании Сводного списка участниц и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Московской области, и размера средств, предусматриваемых бюджетом Московской области и бюджетами муниципальных образований Московской области на соответствующий финансовый год на реализацию Подпрограммы, Государственный заказчик утверждает Список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году по Московской области (далее – список претендентов) (пункт 28 Правил).

Изменения в список претендентов вносятся Государственным заказчиком (пункт 31 Правил).

Государственный заказчик осуществляет планирование распределения субсидий на реализацию Подпрограммы бюджету городского округа Химки Московской области в размере и порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 40 Правил).

Право молодой семьи – участницы Подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом – свидетельством (далее – свидетельство), которое не является ценной бумагой (пункт 49 Правил).

Государственный заказчик ежегодно осуществляет распределение номеров бланков свидетельств между муниципальными образованиями Московской области и информирует Администрацию о номерах бланков свидетельств.

Администрация осуществляет оформление бланков свидетельств по форме, утвержденной Правительством Московской области (п. 50 Правил).

Таким образом, из представленных материалов, в частности постановления Администрации от <дата> <№ обезличен>, письма от <дата> <№ обезличен>исх-7958, адресованного в Минстрой, писем от <дата> <№ обезличен>исх-5664, 132исх-7407, ходатайств, направленных Администрацией в службу судебных приставов от <дата> и <дата>, заявления о прекращении исполнительного производства от <дата>, усматривается, что Администрация частично исполнила возложенные на нее решением Химкинского городского суда Московской области от <дата> обязанности, однако столкнулась с обстоятельствами, затрудняющими дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа, поскольку полномочия по утверждению Списка претендентов, внесению в него изменений, а также распределению номеров бланков свидетельств возложены утверждёнными Правилами на Минстрой. Указанные обстоятельства в настоящее время являются предметом рассмотрения Красногорским городским судом Московской области в рамках дела <№ обезличен> по заявлению Администрации о прекращении исполнительного производства.

Изложенное свидетельствует об уважительности причин неисполнения Администрацией требований исполнительного документа в полном объеме, а равно об отсутствии ее вины, и не может быть квалифицировано как противоправное виновное действие лица по неисполнению должником содержащихся в исполнительном документе требований не имущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что указывает на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в том числе при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 названного Кодекса, выноситься решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств <№ обезличен> Управления ФССП России по Московской области, старшего судебного пристава Долиной Т.Г. <№ обезличен>-АП от <дата> не может быть признано законным и подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств <№ обезличен> Управления ФССП России по Московской области, старшего судебного пристава Долиной Т.Г. <№ обезличен>-АП от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации городского округа Химки Московской области - отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

    

Настоящее решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.

Судья:    

12-484/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Администрация г.о. Химки Московской обл.
Суд
Химкинский городской суд Московской области
Судья
Беспалов Александр Юрьевич
Статьи

ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
himki.mo.sudrf.ru
17.07.2017Материалы переданы в производство судье
18.07.2017Истребованы материалы
20.09.2017Поступили истребованные материалы
25.09.2017Судебное заседание
28.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее