Судья Чулков Р.В. Дело № 21-55/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрев 23 января 2019 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре жалобу представителя ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" Латыпова А.Р. на решение судьи Троицко - Печорского районного суда Республики Коми от 29 ноября 2018 года, которым постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора РК от 16.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" оставлено без изменения, жалоба представителя ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" - без удовлетворения,
установил:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора РК № 129 от 16.08.2018 юридическое лицо ПАО "МРСК Северо-Запада" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица административного органа, представитель Общества в лице производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" обратился в Троицко-Печорский районный суд с жалобой.
Судьей Троицко-Печорского районного суда вынесено вышеизложенное решение.
Не согласившись с данным решением, представитель ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" Латыпов А.Р. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся судебное решение и постановление должностного лица отменить.
Представитель ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" Егерь Н.К. доводы жалобы поддержала.
Выслушав объяснения представителя ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" Егерь Н.К., изучив материалы дела, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2018 № 188 на территории Республики Коми с 27.04.2018 установлено начало пожароопасного сезона, который Постановлением Правительства Республики Коми от 27.09.2018 N 424 определено считать оконченным.
Установлено, что собственником ВЛ-110 кВ №164 ПС "..." является ПАО "МРСК Северо-Запада".
В ходе проведения планового (рейдового) осмотра и обследования участков лесного фонда на основании приказа и.о. главного лесничество-руководителя ГУ "Троицко-Печорского лесничества" № <Номер обезличен> от 31.05.2018, которым утвержден план проведения плановых осмотров на июнь 2018 года, планового задания на проведение плановых осмотров, обследований лесных участков от 21.06.2018 № <Номер обезличен>, уведомления от ПАО "МРСК Северо-Запада" о проведении рубок <Номер обезличен> от 09.06.2017 старшим государственным инспектором по охране леса ... участкового лесничества Х.Н.Н.., лесника ... участкового лесничества А.В.Е.. 22.06.2018 в деятельности ПАО "МРСК Северо-Запада" выявлены нарушения пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, выразившихся в следующем: в квартале <Номер обезличен> выдел <Номер обезличен>; квартал <Номер обезличен> выдела <Номер обезличен>, ... участкового лесничества ГУ "... лесничество" не освободило охранную зону вдоль линии ЛЭП ВЛ-110кВт № 164ПС "В..." в период пожароопасного сезона 2018 года от горючих материалов (обнаружены порубочные остатки).
Факт совершения ПАО "МРСК Северо-Запада" вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 23.07.2018 № 2, актом осмотра, обследования лесного участка <Номер обезличен> от 22.06.2018, чертежом, фототаблицей от 22.06.2018, и иными письменными материалами дела.
Судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства, оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Результат этой оценки судья подробно отразил в решении. Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.
Нарушений норм материального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, не имеется.
Поскольку юридическим лицом ПАО "МРСК Северо-Запада" при использовании лесов допущено нарушение правил пожарной безопасности в лесах в квартале 180 ... участкового лесничества ГУ "... лесничество", выразившиеся в ненадлежащем содержании просеки ЛЭП ВЛ-110кВт № 164ПС "..." в период пожароопасного сезона 2018 года, которую не освободили от горючих материалов, оставив порубочные остатки, оставленными на мессе рубок в виде сплошного вала вдоль стены леса, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ПАО "МРСК Северо-Запада" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Таким образом, действия юридического лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и КоАП РФ.
Доводы жалобы о проведении внеплановой проверки юридического лица с нарушением, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядка, являлись предметом рассмотрения судьей районного суда и признаны несостоятельными, с указанными выводами не согласиться нельзя в силу следующего.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294 - ФЗ).
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 2 Федерального закона № 294 - ФЗ проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 13.2 Федерального закона № 294 - ФЗ установлено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (часть 1).
В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 2).
В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373 утвержден Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований (далее Порядок).
Проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков осуществляется в соответствии с заданием (пункт 2 указанного Порядка). В силу пункта 5 Порядка, плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора, и утверждаются указанными должностными лицами.
Пунктами 7 и 8 Порядка установлено, что по результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания. Отчет о выполнении планового (рейдового) задания содержит информацию о результатах проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков в соответствии с плановым (рейдовым) заданием, включающую краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.
В ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка) (пункт 11 Порядка).
Таким образом, законодателем предусмотрено проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследование лесных участков, не являющееся проверкой, в смысле, придаваемом этому понятию п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ. Проведение уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции плановых (рейдовых) осмотров (обследований) на основании плановых (рейдовых) заданий осуществляется в порядке, предусмотренном специальной нормой - ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ. Исходя из положений выше приведенного законодательства при проведении плановых (рейдовых) осмотров, не требуется взаимодействие лиц, уполномоченных на проведение плановых (рейдовых) осмотров с представителями юридического лица, в отношении которого проводится данный осмотр, а также не требуется согласование проведения плановых (рейдовых) осмотров с органами прокуратуры. Необходимыми условиями проведения планового (рейдового) осмотра является наличие планового задания и приказа уполномоченного органа, соблюдение порядка оформления и содержание таких заданий. Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров.
Из материалов дела следует, что осмотр лесных участков в квартале ... участкового лесничества на предмет соблюдения обязательных требований лесного законодательства РФ был проведен в рамках планового осмотра на основании приказа о проведении планового осмотра лесных участков <Номер обезличен> от 31.05.12018, по результатам которого составлено плановое задание с отчетом о выполнении <Номер обезличен> от 21.06.2018 и акт осмотра, обследование лесного участка <Номер обезличен> от 22.06.2018 с указанием выявленных нарушений. По результатам обследования возбуждено дело об административном правонарушении.
В связи с этим оснований полагать, что при проведении проверки в виде планового (рейдового) осмотра были нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, не имеется.
Непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений требований КоАП РФ должностными лицами административного органа в данном случае не допущено.
При таких обстоятельствах, акт о проведении мероприятия по контролю в лесах, свидетельствующий о наличии события административного правонарушения, являлся достаточным основанием для возбуждения уполномоченным должностным лицом дела об административном правонарушении в отношении общества.
Таким образом, судья районного суда правильно признал протокол об административном правонарушении и акт осмотра, обследования лесного участка <Номер обезличен> от 22.06.2018 допустимыми доказательствами и положил их в основу обжалуемого решения, оценив по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы аналогичны доводам, которые являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, и сводятся по существу к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств.
Выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 8.32 КоАП РФ, основаны на положениях названного Кодекса, лесного законодательства производства и потребления и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела и жалобы на постановление, являющихся основаниями для отмены или изменения постановления по делу или решения судьи, по доводам жалобы не установлено.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями главы 4 КоАП РФ и в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Учитывая характер выявленных нарушений, посягающих на установленный действующим законодательством порядок общественных отношений в сфере обеспечения пожарной безопасности, выявленный факт нарушения требований пожарной безопасности в лесах, представляющий угрозу жизни и здоровью людей, не может быть признан малозначительным.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья,
решил:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора РК от 16.08.2018 и решение судьи Троицко - Печорского районного суда Республики Коми от 29 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" оставить без изменения, жалобу представителя ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" Латыпова А.Р. - без удовлетворения.
Судья .
.