Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-25403/2021 от 17.08.2021

    Судья: Козлова Е.П.                                                        Дело № 33а-25403/2021

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

областного суда в составе:

председательствующего Редченко Е.В.,

        судей Соколовой Н.М., Цыцаркиной С.И.,

при секретаре Кехтер А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 августа 2021 года апелляционную жалобу Куликовой Ю. В. на решение Волоколамского городского суда Московской области от 17 июня 2021 года по делу по административному исковому заявлению Куликовой Ю. В. к государственному лесному инспектору Волоколамского филиала ГКУ <данные изъяты> «Мособллес» Ш. М.Н., ГКУ <данные изъяты> «Мособллес» о признании незаконным предписания от <данные изъяты> <данные изъяты>,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

установила:

Куликова Ю.В. обратилась в суд с административным иском к государственному лесному инспектору <данные изъяты> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» Ш. М.Н. о признании незаконным предписания от <данные изъяты> <данные изъяты>.

В обоснование требований указывалось, что оспариваемое предписание об устранении нарушений лесного законодательства вынесено после составления в этот же день протокола об административном правонарушении в отношении административного истца по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ по результатам патрулирования территорий земель государственного лесного фонда <данные изъяты>г.

Данное предписание административный истец считала незаконным, поскольку проведение осмотра территории лесного участка может быть осуществлено лишь при наличии планового задания, утвержденного соответствующим актом уполномоченного должностного лица, а в оспариваемом предписании отсутствует указание на плановое задание, что свидетельствует о незаконности проведенного осмотра, а, значит, и принятого на его основании предписания. Кроме того, на момент оспариваемого предписания акт о начале противопожарного периода не был опубликован. Действующим законодательством не предусмотрено вынесение предписания в рамках дела об административном правонарушении.

Решением Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении требований было отказано.

В апелляционной жалобе Куликова Ю.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности в лесах (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>) со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии с положениями частей 2.1 и 4 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляет, в том числе Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (лесной охраны).

Согласно подпункту «з» пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

В соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <данные изъяты> N 233) федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведениямероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (далее - мероприятия по контролю в лесах) (пункт 10).

Проверки граждан проводятся должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор, при проведении мероприятий по контролю в лесах (пункт 12).

В силу пункта 4.1 Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда в границах <данные изъяты> (утвержден приказом Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> от <данные изъяты> N 27П-2029) государственный лесной инспектор имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки гражданам на основании пункта 1 статьи 66 Федерального закона от <данные изъяты> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Исходя из содержания абзаца 4 пункта 1 статьи 66 данного Федерального закона должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Судом первой инстанции было верно отмечено, что по смыслу вышеприведенных предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия, поскольку за неисполнение предписания установлена административная ответственность в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ. Предписание выносится в случае выявления при проведении контролирующим органом в установленном порядке соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не были устранены.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> на основании приказа генерального директора государственного казенного учреждения <данные изъяты> №П-34 от <данные изъяты> «Об утверждении маршрутов наземного патрулирования земель лесного фонда на территории <данные изъяты> на 2021 год» государственным лесным инспектором <данные изъяты> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» Ш. М.Н. проводилось патрулирование земельного участка лесного фонда.

<данные изъяты> государственным лесным инспектором в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах при патрулировании территории лесного участка в квартале 95 выделах 32, 31, 26, 27 Волоколамского сельского участкового лесничества по <данные изъяты>, расположенного вблизи д.Внуково Волоколамского городского округа <данные изъяты>, был произведен осмотр территории вышеуказанного лесного участка, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства.

По результатам осмотра составлен акт осмотра территории лесного участка от <данные изъяты>, в котором отмечено, что к территории лесного фонда прилегает земельный участок, который не очищен от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса, между участками отсутствует отделяющая противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 1,4 метра или иной противопожарный барьер, что является нарушением пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах.

Проведя сравнительный анализ данных лесоустройства и публичной кадастровой карты, государственный лесной инспектор установил, что к землям лесного фонда, а именно к кварталу 95 выделам 32, 31, 26, 27 Волоколамского сельского участкового лесничества по <данные изъяты> прилегает земельный участок с кадастровым номером 50:07:0090104:102, собственником которого является ООО «Продовольственная безопасность», а арендатором - на основании договора аренды №АЗУ-19/18 от <данные изъяты> Куликова Ю.В.

<данные изъяты> государственным лесным инспектором <данные изъяты> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» Ш. М.Н. в отношении Куликовой Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении на основании части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

В тот же день <данные изъяты> государственным лесным инспектором <данные изъяты> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» Ш. М.Н. выдано Куликовой Ю.В. оспариваемое предписание <данные изъяты> об устранении выявленных нарушений лесного законодательства в срок до <данные изъяты>, а именно: провести мероприятия на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0090104:102, прилегающем к территории лесного фонда, а именно к кварталу 95 выделам 32, 31, 26, 27 Волоколамского сельского участкового лесничества по <данные изъяты>, расположенном вблизи д.Внуково Волоколамского городского округа <данные изъяты>, в соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>), то есть территорию, прилегающую к лесному фонду очистить от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделить противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

В предписании указано, что в случае невыполнения предписания лицо может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании указанного предписания, суд первой инстанции исходил из того, что основания для вынесения оспариваемого предписания имелись, поскольку выявленные государственным лесным инспектором в ходе патрулирования <данные изъяты> территории участка лесного фонда нарушения имели место в период особого противопожарного режима на территории <данные изъяты>, установленного Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О подготовке к пожароопасному периоду на территории в <данные изъяты>», которым определены начало и завершение пожароопасного периода на территории <данные изъяты> с <данные изъяты> по 26 марта по <данные изъяты>. Предписание об устранении выявленных нарушений вынесено <данные изъяты>, срок для устранения установлен до <данные изъяты>, то есть в установленный период особого противопожарного режима на территории <данные изъяты>.

Судом первой инстанции также отмечено, что патрулирование земельного участка лесного фонда проводилось государственным лесным инспектором в установленном законом порядке.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку оно основано на материалах дела и согласуется с требованиями действующего законодательства.

Наземное патрулирование земель лесного фонда осуществлялось по маршруту, включенному в утвержденный реестр маршрутов, и согласно утвержденному графику.

Отсутствие в оспариваемом предписании указаний на основания патрулирования в спорном районе, само по себе не указывает на незаконность оспариваемого предписания.

Основания для принятия оспариваемого предписания имелись, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, в том числе фототаблицами. Кроме того, Куликова Ю.В. привлекалась к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Вопреки утверждениям административного истца как на дату осмотра территории лесного участка (<данные изъяты>), так и на дату принятия оспариваемого предписания (<данные изъяты>) постановление Правительства МО от <данные изъяты> N 235/10 «О подготовке к пожароопасному сезону на территории <данные изъяты> в 2021 году» было опубликовано на официальном Интернет-портале <данные изъяты> http://www.mosreg.ru, <данные изъяты>.

Ссылки административного истца на вынесение оспариваемого предписания в рамках дела об административном правонарушении являются несостоятельными. Данное предписание вынесено в рамках осуществления государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волоколамского городского суда Московской области от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куликовой Ю. В. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-25403/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Куликова Ю.В.
Ответчики
Гос. лесной инспектор МО Волоколамского ф-ла ГКУ МО МОСОБЛЛЕС Шарова М.Н.
Другие
Козырев Д.Е.
ГКУ МО Мособллес
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
23.08.2021Судебное заседание
03.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее