Дело № 2-319/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2018 года г. Светлогорск
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи - Бубновой М.Е.
при секретаре - Ратниковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мигаль В.В., Борзова Ю.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Борзовой О.Ю., Борзова П.Ю. к Правительству Калининградской области, администрации Пионерского городского округа, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской <Адрес> о понуждении к выделению средств из лимитных бюджетных обязательств, предусмотренной на предоставление субсидии из федерального бюджета, назначенных для предоставления молодой семье социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства и оформлению свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Мигаль В.В., Борзов Ю.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Борзовой О.Ю., Борзова П.Ю., обратились в суд с вышеназванным исковым заявлением к Правительству Калининградской области, администрации Пионерского городского округа, указав, что постановлением администрации Пионерского городского округа от 23 сентября 2016 года их семья признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в Федеральной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050. Постановлением администрации Пионерского городского округа от 24 января 2017 года Мигаль В.В. составом семьи 4 человека была признана участником программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2017 года № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» досрочно с 1 января 2018 года прекращена реализация названной выше федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 год, имея ввиду, что реализация мероприятий указанных программ будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включенной в перечень. Таким образом, как указывают истцы, они были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2010 годы до вынесения постановления Правительства РФ от 12 октября 2017 года № 1243, в связи с чем, имеют право быть обеспеченными социальной выплатой на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на основании государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050. Как указывают истцы, в силу п.п. «а» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование», участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям - возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Пунктом 27 Правил установлено, что в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Поскольку <Дата> Борзову Ю.В. исполняется 36 лет, это является основанием для утраты молодой семьи истцом права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Истцы также указывают, что вопреки требованиям Правил, в 2017 году они не получали никаких уведомлений из администрации Пионерского городского округа о включении их в список претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, получив лишь письмо о признании участниками подпрограммы на основании постановления администрации от 19.01.2017. Являясь участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2010 годы, истцы не получили из администрации Пионерского городского округа никаких сведений относительно очередности или выдачи им свидетельства на получение социальной выплаты в 2018 году до достижения Борзовым Ю.В. 36-летнего возраста. Сложившаяся ситуация является основанием для лишения их права на данную выплату. Кроме того, указывают, что исходя из правового мнения Конституционного Суда РФ, изложенного в п.2 Определения от 29 марта 2016 года № 699-О, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным право на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. С учетом вышеизложенного и в соответствии с абз. 3 ст. 12 ГК РФ, истцы считают, что имеются основания для реализации их права до наступления даты достижения одного из членов молодой семьи 36-летнего возраста путем понуждения Правительства Калининградской области выдать им свидетельство на социальную выплату как молодой семье.
Истица Мигаль В.В. и ее представитель Золотарев М.Ю., действующий на основании доверенности, поддержали исковые требования по изложенным выше основаниям.
Представитель администрации Пионерского городского округа Боровикова Е.С., действующая на основании доверенности, полагает разрешение данного спора на усмотрение суда. При этом пояснила, что семья истцов будет включена в список молодых семьей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году до 01.06.2018 года, после чего этот список будет направлен в Правительство Калининградской области, где будет формироваться сводный список молодых семей. Полагает, что в настоящее время права истцов ничем не нарушены.
Представители Правительства Калининградской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представителем Правительства Калининградской области в суд направлен отзыв на иск, из которого следует, что в настоящее время право истцов на понуждение выделить средства из лимитных бюджетных обязательств не возникло, их требования в данном случае заявлены преждевременно, в том числе, в связи с недоведением ответственным исполнителем основного мероприятия (Минстроем России) до органов исполнительной власти Калининградской области (Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области) сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) 2018 год. Право на получение мер государственной поддержки возникает у лиц, включенных в список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, только с момента их включения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области в список молодых семей - претендентов основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Кроме того, расходные обязательства, а также лимитные бюджетные обязательства по выделению каких-либо средств в пользу истцов также отсутствуют, их требования не основаны на действующем законодательстве, а лишь на предположении, нарушают права иных лиц, включенных в список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, ранее истцов или обладающих первоочередным правом на получение мер государственной поддержки. Полагает, что требования истцов не подлежат удовлетворению.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, постановлением врио главы администрации Пионерского городского округа от 23 сентября 2016 года <№>, семья Мигаль В.В., <Дата> года рождения, состоящая из четырех человек, в том числе: Борзов Ю.В., <Дата> года рождения - супруг, Борзов П.Ю., <Дата> года рождения - сын, Борзова О.Ю., <Дата> года рождения - дочь, зарегистрированную по адресу: <Адрес> признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в Федеральной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2017 года № 1050.
Постановлением врио главы администрации Пионерского городского округа от 24 января 2017 года <№>, семья Мигаль В.В., <Дата> года рождения, состоящая из четырех человек, в том числе: Борзов Ю.В., <Дата> года рождения - супруг, Борзов П.Ю., <Дата> года рождения - сын, Борзова О.Ю., <Дата> года рождения - дочь, зарегистрированную по адресу: <Адрес> признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2017 года № 1050.
31 января 2017 года Мигаль В.В. уведомлена о результатах рассмотрения ее заявления о включении семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы и представленных документов, а также о том, что ее семья признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный жилищный кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с федеральной подпрограммой (л.д. 8).
Распоряжением врио главы администрации Пионерского городского округа <№> от 01 сентября 2017 года утвержден список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году на приобретение и строительство жилья, сформированный на 1 сентября 2017 года, согласно приложению, в указанный список включена Мигаль В.В. и члены ее семьи (л.д. 26-28).
Из пояснений представителя администрации Пионерского городского округа следует, что истцы будут включены в списки молодых семей до 1 июня 2018 года, после чего эти списки будут направлены в Правительство Калининградской области.
Ссылаясь на нарушения своих прав, истцы указывают, что <Дата> Борзову Ю.В. исполнится 36 лет, в связи с чем, их семья утратит право на получение социальной выплаты. Кроме того, указали, что в 2017 году они не получали уведомления администрации Пионерского городского округа о включении их в список молодых семей - претендентов на получение указанной социальной выплаты, а также они не были уведомлены об очередности выдачи им свидетельства на право получение социальной выплаты.
Вместе с тем, такие доводы иска не являются основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья непосредственно из Конституции РФ не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством РФ в рамках их компетенции.
Во исполнение предписаний ст. 40 Конституции РФ, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.12.2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, одной из ее составляющих являлась отдельная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", реализуемая в порядке и в соответствии с Правилами.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 № 1243 "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации", досрочно прекращена реализация федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", имея в виду, что реализация мероприятий указанных программ будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", включенной в перечень.
Согласно п. п. "а" п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", участником подпрограммы может быть молодая семья, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с п. 24 названных выше Правил, орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники основного мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (п. 25).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия (п. 26).
После доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 28).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предназначенной для предоставления социальных выплат, направляет органам местного самоуправления уведомление о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, предназначенных для предоставления социальных выплат (п. 28 (1).
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, оповещает способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству (п. 29).
В течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. п. 20, 22 - 23 Правил список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В силу изложенного, учитывая цели и задачи названной выше федеральной программы, и имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые отвечают всем установленным Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.
Таким образом, в названных выше Правилах закреплено право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определены условия его возникновения. При этом также предусмотрены специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, учитывая при этом финансовые возможности государства и иные факторы.
Возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет. Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд РФ, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определения Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 738-О-О, от 15.01.2015 N 3-О).
Поскольку в настоящее время возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, истцы до 01 июня 2018 года будут включены в список молодых семей, формируемый администрацией Пионерского городского округа для последующего направления данного списка в Правительство Калининградской области, где, с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, будет формироваться и утверждаться сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены истцами преждевременно, поскольку их право в настоящее время не нарушено. Право на получение мер государственной поддержки возникает у лиц, включенных в список молодых семей - участников основного мероприятия, только с момента их включения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области в сводный список молодых семей - претендентов основного мероприятия.
Следовательно, расходные обязательства, а также лимитные бюджетные обязательства по выделению каких-либо средств в пользу истцов также отсутствуют.
С учетом вышеизложенного, и принимая во внимание то, что истцы первоочередным правом на получение мер государственной поддержки не обладают, суд считает, что их доводы о нарушении прав основаны на предположениях, и приходит к выводу о том, что законных оснований для удовлетворения требований истцов не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мигаль В.В., Борзова Ю.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Борзовой О.Ю., Борзова П.Ю. к Правительству Калининградской области, администрации Пионерского городского округа, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области о понуждении к выделению средств из лимитных бюджетных обязательств, предусмотренной на предоставление субсидии из федерального бюджета, назначенных для предоставления молодой семье социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства и оформлению свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд Калининградской области в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 17 апреля 2018 года.
Судья М.Е. Бубнова