Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-7272/2018 ~ М-7361/2018 от 22.10.2018

Дело № 2а-7272/2018-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2018 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Фаткуллина Рауфа Нуруловича об оспаривании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №41350/12.4-21 от 18.07.2018, понуждении к совершению действий,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования – для дачного хозяйства, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством. С востока земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности. 28.06.2017 в порядке ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ административный истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 1408 кв.м. и направлении решения истцу для обеспечения выполнения кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, который будет образован в результате перераспределения, и обращения с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка с целью дальнейшего заключения соглашения о перераспределении земельных участков. Решением Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок от 24.07.2017 №14468/12.4-24 Фаткуллину Р.Н. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Решением Петрозаводского городского суда РК от 16.11.2017 административному истцу отказано в удовлетворении административного иска об оспаривании указанного отказа. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21.06.2018 решение Петрозаводского городского суда РК от 16.11.2017 отменено, административный иск Фаткуллина Р.Н. удовлетворен, решение Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия от 24.07.2017 №14468/12.4-24 признано незаконным, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязано повторно рассмотреть заявление Фаткуллина Р.Н. от 28.06.2017 об утверждении схемы расположения земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка в установленный законом срок. 18.07.2018 заявление административного истца рассмотрено повторно, административным ответчиком вновь принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью заключения соглашения о перераспределении. Мотивы принятого решения аналогичны мотивам, изложенным в предыдущем решении от 24.07.2017. Не согласившись с отказом в удовлетворении заявления, административный истец просит решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №41350/12.4-21 от 18.07.2018 признать незаконным и обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению Фаткуллина Р.Н. от 28.06.2017.

В судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, представитель административного истца – Филатов К.С., действующий на основании доверенности и копии диплома, административный иск поддержал по изложенным в нем доводам.

Представитель административного ответчика – Гресь Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве доводы.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования – для дачного хозяйства, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством.

28.06.2017 в порядке ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ административный истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 1408 кв.м. и направлении решения истцу для обеспечения выполнения кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, который будет образован в результате перераспределения, и обращения с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка с целью дальнейшего заключения соглашения о перераспределении земельных участков.

Решением Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок от 24.07.2017 №14468/12.4-24 Фаткуллину Р.Н. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Мотивом для отказа послужило то обстоятельство, что спорный земельный участок расположен в прибрежной защитной полосе и водоохраной зоне водного объекта, и не может быть использован для испрашиваемых административным истцом целей, в связи с чем в соответствии с пп.11 п.9 ст.39.29, пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ в удовлетворении заявления было отказано.

Решением Петрозаводского городского суда РК от 16.11.2017 административному истцу отказано в удовлетворении административного иска об оспаривании отказа от 24.07.2017 №14468/12.4-24.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21.06.2018 решение Петрозаводского городского суда РК от 16.11.2017 отменено, административный иск Фаткуллина Р.Н. удовлетворен, решение Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия от 24.07.2017 №14468/12.4-24 признано незаконным, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязано повторно рассмотреть заявление Фаткуллина Р.Н. от 28.06.2017 об утверждении схемы расположения земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка в установленный законом срок.

18.07.2018 заявление административного истца рассмотрено повторно, Министерством принято оспариваемое решение №41350/12.4-21 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью заключения соглашения о перераспределении. Основанием для отказа послужила разработка Схемы расположения спорного земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ), а также с наличием нарушений действующего законодательства (в данном случае статьи 65 ВК РФ) при образовании испрашиваемого земельного участка (п.6 ст.11.9 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).

Порядок подготовки схемы расположения участка на кадастровом плане территории регулируется ст. 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с п. 2 указанной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ и таковыми являются:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, в связи с чем ссылка административного ответчика на пункт 6 ст.11.9 ЗК РФ в качестве самостоятельного обоснования отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является необоснованной.

В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения в прибрежной защитной полосе озера Укшозеро.

Ширина его прибрежной защитной полосы в силу ч. 13 ст. 65 ВК РФ устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель. Ширина водоохранной зоны применительно к положениям п. 2 ч. 4 ст. 65 ВК РФ составляет сто метров. Ширина береговой полосы реки на основании ч. 6 ст. 6 ВК РФ составляет двадцать метров.

Согласно п.15 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

На основании положений п. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Ведение дачного хозяйства в прибрежной защитной полосе реки, предполагающее использование земли, в т.ч. в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению противоречит положениям ст. 7 ЗК РФ.

Между тем, в соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Среди ограничений прав на землю в ч. 2 ст. 56 ЗК РФ указаны ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (пп. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ); особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда (ч. 3 ст. 56 ЗК РФ). Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч. 6 ст. 56 ЗК РФ).

Таким образом, анализируя положения ст. 56 ЗК РФ и ст. 65 ВК РФ, можно сделать вывод, что в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов устанавливается единый для всех специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, целью которого является предотвращение загрязнения, засорения, заиливание водных объектов, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В отношении испрашиваемого земельного участка, такие ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 ст. 56 ЗК РФ, уже установлены путем определения и внесения сведений о местоположения границ водоохраной зоны и прибрежно-защитной полосы оз. Укшозеро в Единых государственный реестр недвижимости.

При таких обстоятельствах, требования административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка подлежат удовлетворению.

При этом, суд учитывает, что административный ответчик наделен правом учесть требования законодательства по использованию земельного участка, в том числе Водного Кодекса РФ при разрешении в дальнейшем вопроса о перераспределении указанного земельного участка.

Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Холошенко М.Д. подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Фаткуллина Рауфа Нуруловича удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №41350/12.4-21 от 18.07.2018 об отказе Фаткуллину Рауфу Нуруловичу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным.

При отсутствии иных оснований для отказа Фаткуллину Рауфу Нуруловичу в удовлетворении заявления от 28.06.2017 года вх. №13356, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Фаткуллина Рауфа Нуруловича расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 21.11.2018

2а-7272/2018 ~ М-7361/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фаткуллин Рауф Нуруллович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношении Республики Карелия
Другие
Филатов Константин Сергеевич
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
22.10.2018Регистрация административного искового заявления
22.10.2018Передача материалов судье
23.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2018Судебное заседание
16.11.2018Судебное заседание
21.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2018Дело оформлено
12.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее