Решение по делу № 2-6855/2015 ~ М-4672/2015 от 16.07.2015

    Гражданское дело № 2-6855/2015

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Красноярск                                 3 сентября 2015 г.

    Центральный районный суд г. Красноярска

    В составе председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,

    При секретаре Бондаревой Я.А.,

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К об оспаривании решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе предоставлении земельного участка,

    УСТАНОВИЛ:

    К обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> просил обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска предоставить заявителю указанный земельный участок в собственность бесплатно.

    Требования мотивировал тем, что он является многодетным гражданином; ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о предоставлении ему указанного выше участка, площадью 1113 кв.м, в чем ему было отказано со ссылкой на то, что на данной территории находятся зеленные насаждения естественного происхождения. Полагает отказ в предоставлении участка незаконным, поскольку запрашиваемый заявителем участок относится к ЖС, приведенные Департаментом основания отказа не предусмотрены ЗК РФ в качестве таковых; правовые нормы об охране окружающей среды применяются только в части, не урегулированной земельным законодательством; испрашиваемый участок не относится к территории особо охраняемой зоны.

    В судебном заседании заявитель К заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

        Представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее – Департамент) в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие; представил письменные возражения, в которых указал, что при принятии решения Департамент руководствовался принципами приоритета прав граждан на благоприятную окружающую среду.

        В силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о судебном заседании надлежащим образом и не просивших об отложении процесса.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

    Исходя из ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что К, являющийся многодетным гражданином (что подтверждается копией паспорта, копиями свидетельств о рождении детей, свидетельства о заключении брака и выпиской из домовой книги), обратился ДД.ММ.ГГГГ в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении его семье земельного участка площадью 1 113 кв.м, расположенного в <адрес>», для ведения садоводства.

    По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом принято решение о постановке его ДД.ММ.ГГГГ на очередь многодетных граждан на представление земельного участка и об отказе в предоставлении испрашиваемого участка, поскольку он расположен на территории, представляющей собой единый лесной массив, входящий в зеленый фонд города, хозяйственна деятельность на территории которого должна осуществляться с учетом приоритета сохранения естественных экологических систем и природного ландшафта; ведение садоводства повлечет вырубку и уменьшение зеленых насаждений, что противоречит Правилам благоустройства, содержания территорий и строений на территории города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ (письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ).

    Дав оценку указанному решению, суд находит приведенные в нем основания отказа не соответствующими требованиям действующего законодательства, нарушающими права и законные интересы заявителя.

    Так, в соответствии с подп. 6 ч. 1 ст. 39.5 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

    земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Согласно ч. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

    Согласно ч. 1 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства … в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками…

    В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка (ч. 2 ст. 29.1).

    В соответствии со ст. 29.4 указанного Закона края при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема).

    В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня утверждения схема направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка схема направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.

    Орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.

    Основания отказа в предоставлении земельного участка предусмотрены ч. 2 ст. 29.6 данного Закона края, в том числе, если: а) поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении…

    В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

    Исходя из положений ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации зелёные зоны можно определить как леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В составе зеленых зон, в свою очередь, выделяются лесопарковые зоны, выполняющие те же функции, но признаваемые таковыми в установленном порядке.

    Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации.

    Согласно п.1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озеленённые и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.

    По смыслу данных норм, создание и охрана зелёных зон, лесопарковых зон и других озеленённых территорий городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с генеральным планом поселения и правилами землепользования и застройки. Ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория отнесена правилами землепользования и застройки к соответствующей территориальной зоне.

    В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.

    При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Границы территориальных зон могут устанавливаться по естественным границам природных объектов (ст. 34 ГрК РФ).

    Статьей 35 ГрК РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

    В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими    садами,     прудами,     озёрами,    водохранилищами,    пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (пункт 11); а также зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (пункт 12).

    Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учётом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 15).

    Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. № 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зелёных зон.

    Данным положением установлен порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зелёных зон защитных лесов. В соответствии с утвержденным Положением функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны. Функциональные зоны, площадь и границы лесопарковой зоны, зелёной зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта РФ на основании утверждённой проектной документации. Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон и зеленных зон вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

    Кроме того, Правилами благоустройства территории города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № В-378, предусмотрены меры по охране зеленных насаждений (п. 6.10 Правил), относящихся к объектам благоустройства города.

    Из представленных сторонами сведений, в том числе из публичной кадастровой карты, схемы расположения участка, планов границ земельного участка следует, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории, относящейся в соответствии с Генеральным планом городского округа Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ к функциональной зоне объектов дачного хозяйства и садоводства с видом разрешенного использования согласно Правилам землепользования и застройки города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ - жилая зона садоводства и дачного хозяйства (ЖС).

    Также из заключения по состоянию земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и фотографий следует, что данный участок расположен на территории, занимаемой зелеными насаждениями, представляющими собой единый лесной массив, сохранивший свои природные свойства, что заявителем не оспаривается.

    Между тем, Департаментом в судебное заседание не представлено доказательств того, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся рекреационной зоне, к зонам с особыми условиями использования территории либо к особо охраняемых территорий или входит в состав городских лесов либо к объектам благоустройства территории города.

    Следовательно, полагать, что испрашиваемый участок не соответствует категорией земель или виду разрешенного использования и не может быть использован для цели, указанной в заявлении, - не имеется.

    Ссылка представителя Департамента на необходимость соблюдения приоритета сохранения естественных природных ландшафтов не может являться основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Обеспечение сохранности окружающей среды, в том числе лесных массивов, обеспечивается путем отнесения указанных участков согласно правилам землепользования и застройки к территориальным зонам с соответствующим видом разрешенного использования, а также к зонам с особыми условиями использования территории, осуществление хозяйственная деятельность в которых запрещено. Отнесение участка к данным видам объектов Департаментом не подтверждено.

    При таких обстоятельствах, отказ Департамента в предоставлении земельного участка является незаконным.

    Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

    Поскольку отказ ДМИЗО администрации г. Красноярска является незаконным, то в с соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ в порядке восстановления нарушенного права на Департамент подлежит возложению обязанность по рассмотрению в течение десяти дней заявления К Повторный же отказ в представлении участка по основаниям, отраженным в настоящем решении, в силу ст. 13 ГПК РФ не допускается и влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.

    Вместе с тем применение восстановительной меры в виде возложения на Департамент обязанности по предоставлению заявителю в собственность указанного земельного участка выходит за рамки восстановления нарушенных прав, так как данный вопрос относится непосредственно к компетенции ДМИЗО и должен быть рассмотрен в соответствии с установленной Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ административной процедурой с учетом соблюдения прав и законных интересов иных лиц, изъявивших желание на получение земельных участков.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Признать решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка – незаконным.

    Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска рассмотреть в течение 10-ти дней с момента вступления решения в законную силу заявление К о предоставлении земельного участка, расположенного в <адрес> согласно приложенной к заявлению схеме земельного участка, - в собственность бесплатно для ведения садоводства.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Центральный районный суд <адрес>.

    Председательствующий:     подпись

    Копия верна:

    Судья                                 Т.В. Ковалева

2-6855/2015 ~ М-4672/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кочкин Евгений Владимирович
Другие
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Ковалева Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
centr--krk.sudrf.ru
16.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2015Передача материалов судье
21.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.09.2015Предварительное судебное заседание
03.09.2015Судебное заседание
22.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.12.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.12.2015Судебное заседание
09.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
02.02.2018Дело оформлено
15.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее