УИД 28RS0008-01-2021-000731-63
Дело № 5-170/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Зея 3 июня 2021 года
Судья Зейского районного суда Амурской области Брылева О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении
Ковалевой ФИО3, родившейся <Дата обезличена> в <адрес> края, состоящей в браке, неработающей, пенсионерки, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за административные правонарушения, посягающие на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, не являющейся инвалидом 1, 2 группы,
установил:
Ковалева Н.В. нарушила законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, при следующих обстоятельствах.
Ковалева Н.В., 22 января 2021 года, прибыв на территорию Российской Федерации из Турции на самолете авиарейсом ТК 0421, пункт пропуска Внуково, в нарушение требований ст. ст. 10, 30, 31 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 175 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», п. 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19», п. п. 2.1, 2.2 п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №7 от 18 марта 2020 года «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19», не выполнила требования по заполнению на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для пребывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация пребывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс), в течение 3 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошла лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕГПУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для пребывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
Ковалева Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещена, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла, просила рассмотреть дело без ее участия. Учитывая данное обстоятельство, в соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зея, Зейском и Магдагачинском районах надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Из телефонограммы, переданной Ковалевой Н.В. 2 июня 2021 года, следует, что с протоколом об административном правонарушении не согласна, о необходимости заполнения на ЕПГУ анкеты для пребывающего в Российскую Федерацию в электронном виде до вылета в Российскую Федерацию при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс, а также прохождении лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР и размещении информации о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в течение 3 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, не знала; личного кабинета в ЕПГУ, как и доступа в сеть Интернет, не имеет; после возвращения в Российскую Федерацию обеспечила свою самоизоляцию по месту жительства, в течение трех недель находилась на самоизоляции, 7 и 28 апреля 2021 года вакцинировалась от COVID-19.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в прямом нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, а также в невыполнении установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих или в период ограничительных мероприятий (карантина).
Как установлено ст. 15 Конституции РФ, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, следовательно - установленные законом обязанности.
Вступая в общественные отношения в сфере безопасности здоровья населения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.
В соответствии с п. 1, 2 Распоряжения губернатора Амурской области от 27 января 2020 года №10-р «О введении режима повышенной готовности», в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации и Амурской области, в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", на территории Амурской области с 8.00 часов 27 января 2020 года введен режим повышенной готовности.
Согласно положениям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проведения социально-гигиенического мониторинга, мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч.1 ст. 2).
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (ст. 10).
Санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (опасные грузы и товары).
Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.п.1 и 2 ст. 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих угрозу для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 31 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2.1, 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года № 15, к мероприятиям, направленным на предупреждение распространения COVID-19, в числе прочих относятся мониторинг заболеваемости и эпидемиологическая диагностика.
Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает, в том числе, принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 31, п. 6 ч.1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Главным государственным санитарным врачом РФ 18 марта 2020 года вынесено постановление № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
Указанным Постановлением предписано обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
В течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания) (п.п. 2.1, 2.2 п.2).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Таким образом, требования должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзора), принятые по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, обязательны для исполнения всеми гражданами.
В судебном заседании установлено, что 22 января 2021 года Ковалева Н.В., прибыв в Российскую Федерацию из Турции на самолете авиарейсом ТК 0421, не выполнила требования по заполнению на Едином портале государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для пребывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация пребывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс), в течение 3 календарных дней со дня прибытия на территорию РФ, не прошла лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и не разместила информацию о результате лабораторного исследования в ЕПГУ, заполнив соответствующую форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для пребывающих на территорию Российской Федерации".
Несмотря на непризнание Ковалевой Н.В. вины в совершении правонарушения, указанные обстоятельства подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в графе «объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» Ковалева Н.В. указала, что о необходимости прохождения исследования на COVID-19 не знала, в течение двух недель находилась на самоизоляции, <данные изъяты> апреля 2021 года вакцинирована от COVID-19;
- сведениями о прибывших гражданах РФ из зарубежных стран, согласно которым Ковалева Н.В., <Дата обезличена> года рождения, возвращаясь из Турции, пересекла границу Российской Федерации 22 января 2021 года, авиарейсом ТК 0421, пункт пропуска – Внуково, дата въезда в Российскую Федерацию 22 января 2021 года;
- информацией из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о том, что от Ковалевой Н.В. в ЕПГУ не поступило заявление и сведения о прохождении ею лабораторного исследования методом ПЦР.
Оснований ставить под сомнение указанные доказательства у суда не имеется, он получены с соблюдением закона, согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется.
Действия Ковалевой Н.В. судья квалифицирует по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Возникновение реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей вследствие изложенного выше нарушения Ковалевой Н.В. санитарно-эпидемиологического законодательства в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, и осуществления на территории Амурской области ограничительных мероприятий не вызывает у суда сомнений, нарушение указанных выше санитарных норм и правил посягает на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Довод Ковалевой Н.В. о ее неинформировании о необходимости соблюдения федерального законодательства не является основанием для освобождения ее от ответственности.
Информация о необходимости соблюдения указанных положений доведена до граждан, организаций и иных лиц в установленном законом порядке, а освещена посредством телерадиовещания, сети Интернет и иными агитационными способами в форме открытых данных, доступ к которым не ограничен. Таким образом, Ковалева Н.В. не могла не знать о предпринимаемых противоэпидемических мероприятиях, соблюдение которых является обязательным, ее бездействие могло повлечь угрозу распространения опасного заболевания.
Доводы Ковалевой Н.В. о том, что она не имела возможности исполнить требования Постановления Главного санитарного врача РФ, поскольку у нее отсутствует личный кабинет на портале Государственных услуг, не является основанием для освобождения ее от административной ответственности, поскольку при размещении информации о результате лабораторного исследования на коронавирусную инфекцию методом ПЦР в ЕПГУ, при заполнении формы "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" по интернет адресу: https://www.gosuslugi.ru/400705/1, специальной регистрации на Едином портале государственных услуг не требуется, размещение информации возможно при упрощенной авторизации на портале и заполнении анкеты.
Довод Ковалевой Н.В. об отсутствии у нее возможности доступа в сеть Интернет не могут быть приняты судом во внимание, и расценивается судом как избранный ею способ защиты, поскольку какими-либо объективными доказательствами не подтвержден.
То обстоятельство, что Ковалева Н.В. <данные изъяты> апреля 2021 прошла вакцинацию от COVID-19, не исключает установленную КоАП РФ административную ответственность за допущенное нарушение.
Оснований для освобождения Ковалевой Н.В. от административной ответственности и от наказания, для признания правонарушения малозначительным не имеется.
При назначении Ковалевой Н.В. наказания судья в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, личность виновной (ранее не привлекалась к административной ответственности за административные правонарушения, посягающие на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения), ее имущественное положение (не работает, пенсионер), отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, с учетом требований ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, соразмерности назначения наказания совершенному правонарушению, обеспечения достижения баланса публичных и частных интересов общества, в целях исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых правонарушений, судья полагает необходимым назначить Ковалевой Н.В. административное наказание в виде административного штрафа.
В соответствии с ч. 2.2,2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, рассматривающий дела об административным правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие существенных негативных последствий и отягчающих наказание обстоятельств по делу, материальное положение привлекаемого к ответственности лица, судья считает, что наказание виновному лицу в виде административного штрафа возможно назначить менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера.
Руководствуясь ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Ковалеву ФИО3 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 7500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
Разъяснить Ковалевой Н.В., что административный штраф необходимо уплатить по следующим банковским реквизитам: <данные изъяты>
Разъяснить Ковалевой Н.В., что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить Ковалевой Н.В., что неуплата административного штрафа в указанный срок влечет административную ответственность в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья О.П. Брылева