Дело №2-94/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Удомля 26 марта 2019 года
Удомельский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Галкина С.В.,
при секретаре Смоян К.К.,
с участием помощника Удомельского межрайонного прокурора Пискаревой В.Ю.,
ответчика Трифонова М.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Удомельского городского округа Тверской области по доверенности Боровик О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удомельского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, к Корнилову О.Г. и Трифонову М.А. о признании использования земельного участка не по целевому назначению, признании объектов строительства самовольными постройками, возложении обязанности демонтировать самовольные постройки, возложении обязанности использовать земельный участок по целевому назначению,
установил:
Удомельский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, обратился в суд с иском к ФИО1 и Трифонову М.А. с требованиями признать использование земельного участка не по целевому назначению, признать объекты строительства, возведённые на земельном участке, самовольными постройками, возложить обязанность демонтировать самовольные постройки, возложить обязанность использовать земельный участок по целевому назначению.
В обоснование заявленных требований указано, что Удомельской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ФИО1 земельного законодательства.
В ходе проверки было установлено, что ФИО1 является собственником следующих земельных участков:
- с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, площадь 19 011 кв.м., местонахождение: <адрес>;
- с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, площадь 63 734 кв.м., местонахождение: <адрес>;
- с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, площадь 75 231 кв.м., местонахождение: <адрес>.
Указанные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 157 976 кв.м.
В 2016 году заместителем главного государственного инспектора Удомельского района Тверской области по использованию и охране земель Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области проведена проверка соблюдения ФИО1 земельного законодательства при использовании вышеуказанных земельных участков, и установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены нежилые постройки, а именно: с восточной стороны по границе земельного участка расположены сарай и баня; ближе к северу - дом для охраны и бытовка; по направлению к западу - скотный двор, который не функционирует.
По результатам проведенной проверки заместителем главного государственного инспектора были выявлены нарушения собственником земельных участков требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером №, и 04 июля 2016 года собственнику ФИО1 выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства в срок до 11 января 2017 года, однако по состоянию на 31 января 2019 года данное предписание не исполнено, и нарушения земельного законодательства ФИО1 не устранены.
19 ноября 2018 года представителем Удомельской межрайонной прокуратуры получено объяснение от Трифонова М.А., который пояснил, что в 2006 году совместно с другими гражданами организовал СПК «Калининский рыбхоз», где занимал должность председателя.
В 2012 году Трифонов М.А. вышел из состава учредителей СПК «Калининский рыбхоз», и в период с 2012 по 2016 годы осуществлял деятельность на указанных земельных участках в форме крестьянско-фермерского хозяйства, где им были возведены строения: бытовка, склад инвентаря, мастерская, загон для скота, а также начато строительство садковых линий на озере Удомля.
Согласно справке Главы администрации Порожкинского сельского поселения от 28 августа 2014 года на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, № создано личное подсобное хозяйство, основным видом деятельности которого является ведение сельскохозяйственного производства в области рыбоводства и оказание рыболовно-туристических услуг.
В 2016 году Удомельской межрайонной прокуратурой отменено разрешение на строительство базы рыбного хозяйства, выданное Трифонову М.А. администрацией Порожкинского сельского поселения Удомельского района Тверской области.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 утверждён классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым содержание данного вида разрешенного использования включает в себя, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, в частности размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства (п. 1.18).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Конкретный вид разрешённого использования устанавливается градостроительным регламентом, который, в свою очередь, не применяется для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются и не могут быть изменены. Отсутствие градостроительного регламента для таких земель в целом исключает возможность её использования для застройки и последующей эксплуатации.
При этом статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает особый правовой режим земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)), а именно приоритет их использования и особую охрану.
Следовательно, изменение вида разрешённого использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель в другую категорию, и любое строительство на указанном земельном участке будет являться самовольной постройкой в силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нём данного объекта.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории.
В нарушении вышеприведенных норм законодательства на земельном участке с кадастровым номером № с разрешенным видом использования для ведения сельскохозяйственного производства, расположены нежилые постройки - сарай, баня, дом для охраны, бытовка, которые используются для организации и ведения деятельности по выращиванию и разведению рыбы.
Таким образом, указанный земельный участок используется ФИО1 не по целевому назначению, то есть не для ведения сельскохозяйственного производства.
В связи с чем, прокурор просил признать использование ФИО1 земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, не по целевому назначению, и возложить на ФИО1 обязанность использовать данный земельный участок по его целевому назначению; признать объекты капитального и некапитального строительства - сарай, баню, дом для охраны, бытовку, возведённые на земельном участке с кадастровым номером №, самовольными постройками, и возложить на ФИО1 обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать самовольные постройки.
При рассмотрении дела было установлено, что земельный участок с кадастровым номером № снят с кадастрового учёта 07 июня 2017 года, в связи с образованием в его границах трёх новых земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №.
Кроме того установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешённого использования – для ведения сельскохозяйственного производства является Корнилов О.Г., который определением суда привлечён к участию в деле в качестве соответчика.
В ходе судебного разбирательства заявленные требования прокурором неоднократно уточнялись. В судебном заседании 21 марта 2019 года прокурором представлены уточнённые исковые требования, в соответствии с которыми он просил признать использование Корниловым О.Г. земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, не по целевому назначению, и возложить на Корнилова О.Г. обязанность использовать данный земельный участок по его целевому назначению; признать объекты капитального и некапитального строительства – сарай, дом для охраны, бытовку, возведённые на земельном участке с кадастровым номером №, самовольными постройками, и возложить на Трифонова М.А. обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать самовольные постройки; признать строение в виде бани, возведённой на земельном участке в границах кадастрового квартала №, самовольной постройкой, и возложить на Трифонова М.А. обязанность демонтировать данную самовольную постройку.
В судебном заседании 26 марта 2019 года от прокурора поступило заявление об отказе от заявленных исковых требований к ответчику ФИО1, последствия отказа от заявленных требований к данному ответчику прокурору понятны.
Отказ прокурора от исковых требований к ответчику ФИО1 принят судом, определением суда производство по делу в части заявленных требований прокурора к ответчику ФИО1 прекращено.
В судебном заседании помощник Удомельского межрайонного прокурора поддержал исковые требования с учётом представленных уточнений.
Представитель истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по правилам части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Удомельского городского суда Тверской области.
Ответчик Трифонов М.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований прокурора. Пояснил, что в собственности ФИО1 действительно имеются земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, расположенные <адрес>, с видом разрешённого использования – для ведения сельскохозяйственного производства, которые были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером №.
В 2008 году при формировании земельных участков перед кадастровыми инженерами была поставлена задача максимально чётко обойти 20 метровую береговую полосу озере Удомля, что и было сделано по мере оформления землеустроительного дела. Когда границы земельных участков были определены, участки сформированы и зарегистрированы, им были оформлены все необходимые разрешительные документы и согласования для строительства рыбоводного хозяйства, в том числе получено положительное заключение Департамента природных ресурсов и экологии Тверской области.
В 2011 году СПК «Калининский рыбхоз», учредителями которого были он и члены его семьи, выиграл конкурс на право пользования рыбопромысловым участком в районе <адрес>. Геодезистами была проведена разметка будущих построек в границах земельного участка, принадлежащего ФИО1, после чего им были возведены хозяйственные постройки в виде бытовки для работников, сарая, дома для охраны, бани. Все постройки были возведены после получения соответствующего разрешения Администрации Порожкинского сельского поселения Удомельского района на строительство рыбоводческого хозяйства на земельном участке с кадастровым номером №.
По его мнению, тот факт, что в 2016 году прокуратура вышла с протестом об отмене постановления Администрации Порожкинского сельского поселения Удомельского района, разрешающего строительство рыбоводческого хозяйства, не свидетельствует о том, что данные постройки были возведены незаконно и являются самовольными постройками, поскольку к 2016 году все эти строения уже были возведены, и только после получения соответствующего разрешения.
Утверждения прокурора о том, что земельные участки, расположенные <адрес>, используются не по целевому назначению, ответчик считает необоснованными. Не смотря на то обстоятельство, что земельные участки с кадастровыми номерами <адрес>, № и № (в границах которого в настоящее время расположены земельные участки №, № и №) отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, и в силу земельного законодательства имеют приоритет в использовании, в соответствии с положениями статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации на данных земельных участках запрещается производить распашку земель, применять пестициды и агрохимикаты, а также производить выпас сельскохозяйственных животных, поскольку они находятся в границах прибрежных защитных полос. Следовательно, использование указанных земельных участков по их целевому назначению – для пашни, запрещено требованиями водного законодательства.
Ввиду наличия данной неопределённости, с 2015 года он и ФИО1 неоднократного обращались с заявлениями об изменении категории земель указанных земельных участков, и изменения вида разрешённого использования. Однако, из-за отсутствия в Удомельском районе Тверской области Генерального плана и Правил землепользования и застройки разрешить данный вопрос не было возможности. На их обращения в соответствующие министерства и ведомства за разъяснениями о том, как именно им использовать данные земельные участки, следовал ответ, что использовать земельные участки, расположенные в границах прибрежной защитной полосы, для пашни запрещено водным законодательством, но при этом до утверждения Генерального плана данные земельные участки должны использоваться по назначению в соответствии с видом разрешённого использования.
24 января 2019 года решением Удомельской городской Думы утверждён Генеральный план и Правила землепользования и застройки Удомельского городского округа, которыми предусмотрено изменение категории земель земельных участков, расположенных в районе <адрес>. После чего им и ФИО1 в <адрес> были направлены обращения о переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, транспорта и иного специального назначения под объекты разведения рыб, а других земельных участков - в категории земель особо охраняемых территорий и объектов под размещение объектов зоны отдыха. В настоящее время эти обращения находятся на стадии рассмотрения в Правительстве Тверской области, в связи с чем, просил в удовлетворении заявленных требований прокурора отказать.
Ответчик Корнилов О.Г. в судебное заседание, назначенное на 26 марта 2019 года, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований прокурора, пояснив, что собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в районе <адрес>, он является только с 07 марта 2019 года на основании договора дарения земельного участка, и на момент обращения прокурора с заявленными требованиями не мог нарушить требования земельного законодательства об использовании земельного участка не по целевому назначению. Кроме того, после изменения категории земель собирается использовать данный земельный участок для строительства рыбоводного комплекса, поскольку использование земельного участка в сельскохозяйственных целях запрещено Водным кодексом Российской Федерации. В связи с чем, также просил отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Удомельского городского округа Тверской области по доверенности Боровик О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, считая, что данные требования заявлены преждевременно. Соглашаясь с позицией ответчика Трифонова М.А., пояснила, что на территории Удомельского городского округа Тверской области создалась правовая неопределённость в использовании некоторыми собственниками своих земельных участков, которые отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, однако, фактически использовать данные участки по своему прямому назначению не представляется возможным, ввиду их расположения в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах. Разрешить данную ситуацию можно было только путём перевода земельных участков из одной категории в другую для дальнейшего использования по назначению, но ввиду отсутствия в Удомельском городском округе Тверской области Генерального плана, а также Правил землепользования и застройки муниципального образования, до 2019 года провести эту процедуру было невозможно.
24 января 2019 года решением Удомельской городской Думы утверждён Генеральный план, а также Правила землепользования и застройки Удомельского городского округа. Генеральным планом согласовано изменение категории земель земельных участков, расположенных в районе <адрес>, в том числе, земельного участка с кадастровым номером №, который предусмотрено перевести из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, транспорта и иного специального назначения под объекты разведения рыб, и в настоящее время вопрос о изменении категории земельного участка находится на рассмотрении в Правительстве Тверской области. Представитель третьего лица полагал, что до разрешения Правительством Тверской области вопроса об изменении категории вышеуказанного земельного участка невозможно определить, в соответствии с какими нормами действующего законодательства и по какому именно целевому назначению собственнику надлежит использовать данный земельный участок.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по правилам части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Удомельского городского суда Тверской области.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями статьи 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии со статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Виды земель по их целевому назначению определены в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, где также установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
При этом в статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Как установлено судом, земельный участок общей площадью 157976 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учёт 21 января 2011 года, и относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеет разрешённое использование – для ведения сельскохозяйственного производства. Имеет статус архивный, и снят с учёта 11 марта 2016 года, из которого путём раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №.
ФИО1 на основании договоров дарения земельных участков с 10 марта 2016 года являлась собственником земельных участков кадастровыми номерами №, №, № по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (том 1 л.д.61-63), и выписками из Единого государственного реестра недвижимости (том 1 л.д.163-170).
Согласно ответу на запрос, предоставленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области 01 марта 2019 года, сведения о категориях земель, входящих в состав указанных земельных участков, полученных в результате проведения землеустройства, в государственном фонде данных отсутствуют. По информации, содержащейся в проекте землеустройства (перераспределения земель) колхоза «Знамя Труда» Удомельского района Тверской области от 1993 года, в состав земельных участков с кадастровыми номерами:
- № входит вид сельскохозяйственных угодий – пашня;
- № входят виды сельскохозяйственных угодий – пашня и сенокос;
- № (в настоящее время № входит вид сельскохозяйственных угодий – пашня, а также несельскохозяйственные угодья; № входит вид сельскохозяйственных угодий – пашня; № входят виды сельскохозяйственных угодий – пашня и сенокос).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении №24 в отношении ФИО1, на основании распоряжения Управлении Росреестра по Тверской области №49/35 от 06 июня 2016 года была проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства в отношении ФИО1
В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, в состав которого входит пашня, расположены нежилые постройки, а именно: с восточной стороны по границе земельного участка расположен сарай и баня; ближе к северу - дом для охраны и бытовка; а по направлению к западу - скотный двор, который не функционирует. Следовательно, земельный участок используется собственником не по назначению, поскольку на участке имеются постройки, предназначенные для рыбоводства.
Выявленные нарушения зафиксированы в Акте проверки №78 от 04 июля 2016 года, составленном заместителем главного государственного инспектора Удомельского района Тверской области по использованию и охране земель Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области.
Постановлением должностного лица от 14 июля 2016 года ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование земельного участка не по целевому назначению.
Кроме того, 04 июля 2016 года собственнику земельного участка ФИО1 выдано предписание №78 об устранении нарушений земельного законодательства в срок до 11 января 2017 года. Впоследствии, определениями должностного лица Управления Росреестра по Тверской области срок исполнения предписания об устранении нарушений земельного законодательства неоднократно продлялся.
Последний раз определением заместителя главного государственного инспектора в Удомельском районе Тверской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Тверской области от 10 января 2019 года срок исполнения ФИО1 предписания об устранении нарушений земельного законодательства №78 от 04 июля 2016 года продлён до 02 апреля 2019 года включительно.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № снят с учёта 07 июня 2017 года, из которого путём раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № (том 1 л.д.166).
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что 28 февраля 2019 года между ФИО1 и Корниловым О.Г. заключен договор дарения земельного участка, по которому ФИО1 безвозмездно передала Корнилову О.Г. земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности Корнилова О.Г. на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 07 марта 2019 года.
В связи с чем, прокурором в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации были внесены изменения в исковые требования, в соответствии с которыми он отказался от заявленных требований к ФИО1., и просил признать использование земельного участка с кадастровым номером № не по целевому назначению уже новым собственником - Корниловым О.Г., возложив на него обязанность использовать данный земельный участок по его целевому назначению.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что Корнилов О.Г., являясь собственником земельного участка только с 07 марта 2019 года, каких-либо нарушений в его использовании не допускал. Доказательств того, что Корнилов О.Г. в период с 07 марта 2019 года в нарушение требований земельного законодательства использует принадлежащий ему земельный участок не по его целевому назначению, причиняя вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, прокурором не представлено.
В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора о признании использования Корниловым О.Г. земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, не по целевому назначению, суд не находит.
Принимая во внимание, что требования прокурора о возложении на Корнилова О.Г. обязанности использовать данный земельный участок по его целевому назначению являются производными от заявленных требований о признании использования земельного участка не по целевому назначению, суд, с учётом вышеизложенного, не находит также оснований для удовлетворения и этих требований.
Разрешая заявленные требования прокурора признать объекты капитального и некапитального строительства – сарай, дом для охраны, бытовку, возведённые на земельном участке с кадастровым номером №, самовольными постройками, и возложить на Трифонова М.А. обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать самовольные постройки, а также признать строение в виде бани, возведённой на земельном участке в границах кадастрового квартала №, самовольной постройкой, и возложить на Трифонова М.А. обязанность демонтировать данную самовольную постройку, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) самовольной постройкой признаётся жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1).
Указанная статья содержит в себе три признака, позволяющих квалифицировать объект недвижимости, как самовольную постройку, а именно: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке; строительство без получения на это необходимых разрешений; существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил. Наличие хотя бы одного из предусмотренных статьей 222 Гражданского кодекса РФ обстоятельств, влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для застройщика.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Исключения содержатся в подпункте 5 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.
В силу закона строение, сооружение или иное недвижимое имущество могут быть признаны самовольными, если они либо возведены на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; либо возведены без получения на это необходимых разрешений; либо при их возведении допущено существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил.
По смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации возложение обязанности по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за совершенное правонарушение в виде осуществления самовольного строительства, в связи с чем, возложение такого бремени на осуществившее ее лицо либо за его счет возможно лишь при наличии вины застройщика, доказательством которой служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 1 указанной статьи.
Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением пункта 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
При оценке значительности допущенных нарушений должны приниматься во внимание, в том числе, положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также конституционно-правовые принципы справедливости, разумности и соразмерности, соответствия избранного истцом способа защиты характеру и степени допущенного нарушения прав или законных интересов.
При рассмотрении дела установлено, что 05 апреля 2011 года Администрацией Порожкинского сельского поселения Удомельского района Тверской области выдано разрешение №69-035-1111-00010-11 на строительство рыбоводческого хозяйства общей площадью 157 976 кв.м. на участке с кадастровым номером № (снят с учёта 11 марта 2016 года путём раздела на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №), и вынесено соответствующе постановление Главы Администрации № 42 от 05 апреля 2011 года о разрешении строительства рыбоводческого хозяйства.
Согласно справкам Главы администрации Порожкинского сельского поселения от 2011 года и 28 августа 2014 года на указанном земельном участке возведены домик, бытовка, склад инвентаря, закон для скота, иные хозяйственные здания и сооружения.
Актом проверки №78 от 04 июля 2016 года, составленным заместителем главного государственного инспектора Удомельского района Тверской области по использованию и охране земель Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области, также подтверждено, что на земельном участке с кадастровым номером № с восточной стороны по границе земельного участка расположены сарай и баня; ближе к северу - дом для охраны и бытовка; а по направлению к западу - скотный двор, который не функционирует.
При рассмотрении дела ответчик Трифонов М.А. не отрицал того факта, что указанные строения возведены им для производственной деятельности в области рыбоводства в период с 2011 по 2014 год после выдачи соответствующего разрешения на строительство рыбоводческого хозяйства.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что строения в виде сарая, дома для охраны, бытовки и бани были возведены на земельном участке в период с 05 апреля 2011 года по 04 июля 2016 года на основании разрешения Администрации Порожкинского сельского поселения Удомельского района Тверской области №69-035-1111-00010-11 и Постановления № 42 от 05 апреля 2011 года о разрешении строительства рыбоводческого хозяйства.
Доказательств того, что при возведении данных строений были допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, материалы дела не содержат.
Тот факт, что постановлением Администрации Порожкинского сельского поселения Удомельского района Тверской области №113 от 02 августа 2016 года отменено постановление Главы Администрации Порожкинского сельского поселения Удомельского района №42 от 05 апреля 2011 года, не свидетельствует о том, что вышеуказанные строения были возведены без получения на это необходимого разрешения.
В связи с чем, суд не находит оснований для признания вышеуказанных строений самовольными постройками, и возложения на Трифонова М.А. обязанности демонтировать указанные постройки.
При этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что 24 января 2019 года решениями Удомельской городской Думы № 360 и №361 соответственно утверждены Генеральный план, а также Правила землепользования и застройки Удомельского городского округа.
Утверждённым Генеральным планом согласовано изменение категории земель земельных участков, расположенных в районе <адрес>, в том числе, земельного участка с кадастровым номером №, который предусмотрено перевести из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, транспорта и иного специального назначения под объекты разведения рыб, производственные объекты.
Правилами землепользования и застройки Удомельского городского округа земельный участок с кадастровым номером № отнесён к территориальной зоне П-1 с установленными для этой зоны видами пользования, в том числе, с разрешённым видом использования - рыбоводство.
Из ответа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в адрес Трифонова М.А. и ФИО1 от 22 февраля 2019 года следует, что в удовлетворении ходатайств о переводе земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № из одной категории в другую отказано по причине некорректного указания в ходатайстве категорий земельных участков, и неполноты представленных документов, что не лишает их права на повторное обращение с таким ходатайством.
02 марта 2019 года ФИО1 повторно обратилась в Правительство Тверской области с ходатайством об изменении категории земельных участков в соответствии с утверждёнными Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Удомельского городского округа. В настоящее время данное обращение находится на рассмотрении.
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что объект капитального строительства – здание бани, частично располагается вдоль границы земельного участка в точках (н7, н8, н9) с кадастровым номером № в точках н5 и н8, а в точках н6 и н7 располагается за границей указанного земельного участка, и находится в границах кадастрового квартала №. Здание пункта охраны полностью выходит за границу земельного участка с кадастровым номером № в точках н1, н2, н3, н4, и располагается в границах кадастрового квартала №, что подтверждается заключением кадастрового инженера от 21 марта 2019 года.
Между тем, чёткие границы земельного участка кадастрового квартала №, на котором располагаются объекты капитального строительства – здание бани и здание пункта охраны, не определены. При установленных обстоятельствах суд не находит оснований для признания строений в виде сарая, дома (пункта) охраны, бытовки и бани самовольными постройками, и возложения на Трифонова М.А. обязанности демонтировать их, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части.
На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Удомельского межрайонного прокурора, действующего в защиту в защиту интересов Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области к Корнилову Олегу Георгиевичу о признании использования земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, не по целевому назначению, и возложения на Корнилова О.Г. обязанности использовать данный земельный участок по целевому назначению – отказать.
В удовлетворении исковых требований Удомельского межрайонного прокурора, действующего в защиту в защиту интересов Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области к Корнилову О.Г. и Трифонову М.А. о признании строений в виде сарая, дома для охраны, бытовки, возведённых на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, самовольными постройками, и возложения обязанности на Трифонову М.А. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать указанные строения – отказать.
В удовлетворении исковых требований Удомельского межрайонного прокурора, действующего в защиту в защиту интересов Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области к Корнилову О.Г. и Трифонову М.А. о признании строения в виде бани, возведённой на земельном участке в границах кадастрового квартала №, расположенном по адресу: <адрес>, самовольной постройкой, и возложения обязанности на Трифонову М.А. демонтировать объект капитального строения в виде бани – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Удомельский городской суд Тверской области.
Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2019 года
Председательствующий С.В. Галкин