Дело № 2-191/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Чегдомын 02 марта 2016 года
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе -председательствующего судьи Руденко Л.В.
с участием помощника прокурора Верхнебуреинского района Бекренева В.С.,
при секретаре Косоговой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Многопрофильный лицей» городского поселения «Рабочий посёлок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, в интересах ФИО2 о взыскании недоплаченной заработной платы, обязании выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, третье лицо: администрация Верхнебуреинского муниципального района.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с указанным иском ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой Верхнебуреинского района проведена проверка по обращению Сергеевой С.А. о нарушении трудовых прав в МБОУ СОШ «Многопрофильный лицей», Сергеева С.А. работает в МБОУ СОШ «Многопрофильный лицей» <данные изъяты>. Согласно приказу № от 27.02.2013г. районный и северный коэффициент Сергеевой С.А. составляют по 50%. Согласно расчётам, Сергеевой С.А. недоплатили <данные изъяты> коп. за период с 01.01.2015г. по 30.11.2015г.
Просит суд обязать МБОУ СОШ «Многопрофильный лицей» выплатить Сергеевой С.А. <данные изъяты>. за период с 01.01.2015 по 30.11.2015г. Обязать МБОУ СОШ «Многопрофильный лицей» с 01.12.2015 года выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с учетом северных и районных коэффициентов.
В судебном заседании помощник прокурора Бекренев В.С. требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
В судебное заседание Сергеева С.А. не прибыла, о времени и месте слушания дела надлежаще извещена.
Представитель ответчика в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия, представил заявление в котором пояснил, что заработная плата работников многопрофильного лицея финансируется за счет средств краевого бюджета, порядок выплаты МРОТ регулирует Министерство образования и наука Хабаровского края, начисление зарплаты работникам производится централизованной бухгалтерией.
Представитель третьего лица в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласился.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не прибывших в суд лиц.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
01.03.2013 г. на основании приказа МБОУ СОШ № 4 № 16, Сергеева С.А. принята на работу в указанное учреждение, на должность <данные изъяты>, установлен оклад в размере <данные изъяты> рублей и компенсационные доплаты: 50% районный и северный коэффициент, 10% выслуга лет (л.д. 8).
Согласно информации представленной МКУ «Централизованная бухгалтерия образования», за период с 01.01.2015 г. по 30.11.2015 г. Сергеевой С.А. начислялась заработная плата за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, октябрь и ноябрь в размере <данные изъяты> рублей, при норме заработной платы по МРОТ - <данные изъяты> руб., недоплата составила ежемесячно по <данные изъяты>., а всего за 9 месяцев <данные изъяты> рублей; за сентябрь в размере <данные изъяты> рублей, при норме заработной платы по МРОТ - <данные изъяты> руб., недоплата составила <данные изъяты> руб., итого за период с 01.01.2015г. по ДД.ММ.ГГГГ недоплата составила <данные изъяты> рублей.
Начисление и выплата указанных сумм подтверждается исследованными расчётными листками ФИО2 за указанный период 2015 года.
15.12.2015 Сергеева с.А. обратилась к прокурору Верхнебуреинского района с просьбой об обращении в суд в защиту её интересов, поскольку получает заработную плату ниже МРОТ.
Изучив материалы дела, выслушав пояснение прибывших в суд лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 01 декабря 2014 года № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года установлен в сумме 5 965 рублей в месяц.
В силу статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Между Правительством Хабаровского края, Хабаровским краевым объединений организаций профсоюзов и региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" заключено Соглашение от 28 августа 2014года «О минимальной заработной плате в Хабаровском крае» «(далее - Соглашение), согласно которому минимальная заработная плата в Хабаровском крае с 01 сентября 2014 года установлена в размере 9485 рубля, начиная с 01 сентября 2014г. и действует с 01 сентября 2014г. и действует до заключения нового соглашения о минимальной заработной плате, но не более трех лет (л.д.13, 14).
В силу статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу главы 50 Трудового кодекса РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Из указанного следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны быть начислены на заработную плату.
Постановлением Совмина ФИО3 от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029» установлено, что Верхнебуреинский район Хабаровского края относится к местностям приравненным к районам Крайнего Севера.
Порядок начисления процентных надбавок и исчисления непрерывного стажа работы, дающего право на их получение определен Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 « «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами». Размер процентной надбавки на территории Верхнебуреинского района составляет 50%.
Величина начисления районных коэффициентов к заработной плате работников установлены Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380 П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и составляет 40%.Решением Хабаровского крайисполкома от 18.07.1991 № 154 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» предоставлено право предприятиям и организациям вводить районные коэффициенты при изыскании необходимых средств в пределах районных коэффициентов согласно приложению к указанному решению. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, а также за счет местных бюджетов при наличии средств и соответствующих решений. Так, согласно приложению к Решению Хабаровского крайисполкома от 18.07.1991 № 154 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» на территории Верхнебуреинского района может применяться районный коэффициент в размере 1,5.
Таким образом, судом установлено, что работодатель не доплатил работнику <данные изъяты> за период с 01.01.2015 г. по 30.11.2015г.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Ответчик в судебное заседание не прибыл, требования не оспаривал, в связи с чем суд рассмотрел дело по имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Верхнебуреинского района, действующего в интересах ФИО2 удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Многопрофильный лицей» городского поселения «Рабочий посёлок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края выплатить ФИО2 недоплату по заработной плате за период с 01.01.2015 г. по 33.11.2015г. в размере <данные изъяты>
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Многопрофильный лицей» городского поселения «Рабочий посёлок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края с 01.12.2015 выплачивать ФИО2 заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с учётом северных и районных коэффициентов.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 2 марта 2016 года.
Судья Л.В. Руденко