Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2015 г. Красноглинский районный суд г. Самары в составе Председательствующего судьи Гиниятуллиной Л.К.
при секретаре Акининой О.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-735/15 по иску Патютько ОА и Патютько МН к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара, Администрации городского округа Самара об обязании произвести работы и возмещении морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Патютько О.А. и Патютько М.Н. обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара, Администрации городского округа Самара об обязании произвести ремонтные работы и возмещении морального вреда, указав, что они являются собственниками квартиры <адрес>. <дата>. между истицей и Управляющим жилищно-коммунальным комплексом «Электрощит» заключен договор № по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома. Задолженности по квартплате они не имеют. В настоящее время в их квартире образовались биоповреждения, а именно грибок и плесень, которые с каждым годом разрастаются. Ими неоднократно в адрес УЖКК направлялись заявки с просьбами засвидетельствовать факт наличия грибка и плесени в квартире, а также принять меры для их устранения. Кроме того, в той комнате, где имеется грибок, температурный режим не соответствовал норме. <дата>. они обратились в СГАСУ с заявлением произвести обследование в квартире, расположенной по адресу <адрес> на наличие биоповреждений, согласно заключения которой специалистами СГАСУ установлено, что воздух в квартире сырой, со специфическим запахом плесени, в обеих комнатах отмечены темные пятна на обоях по периметру наружных стен. <дата>. ими подано заявление в УЖКК «Электрощит» с просьбой произвести антисептическую обработку, соблюдать температурный режим согласно законодательно установленных нормативов, произвести ремонтные работы по утеплению фасада стен здания, возместить расходы на проведение исследования, однако их заявление удовлетворено не было, в связи с чем в <данные изъяты> году они обратились в суд и просили обязать ответчика произвести ремонтные работы по утеплению стен фасада жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, произвести санитарную обработку пораженных участков стен квартиры <адрес>, согласно заключения по обследованию квартиры инв. № от <дата> выданного согласно договора №, а именно произвести антисептическую обработку - нанести антисептический раствор «Фонгифлюид» (расход 0,333л. на 1 кв.м. поверхности), нанести консервирующий раствор и гидрофобный препарат «Полифлюид» (расход 0,333л. на 1 кв.м. поверхности); удерживать в течении всего отопительного периода температурный режим согласно СНиП 2.04.05-91 Отопление, вентиляция и кондиционирование; взыскать расходы за проведение исследования в размере 15000 рублей, моральный вред в сумме 15000 рублей, за проведение экспертизы 40000 рублей и госпошлину в размере 1250 рублей.
Решением Красноглинского районного суда г.Самары от <дата>. их исковые требования были удовлетворены частично, однако вопрос о проведении ремонтных работ по утеплению стен фасада жилого дома в районе их квартиры остался не разрешенным, в связи с чем они обратились в суд и просили обязать ответчика произвести ремонтные работы по утеплению стен фасада жилого дома в районе квартиры <адрес>, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 1250 рублей, моральный вред 1000 рублей, судебные расходы в размере 18333 руб.33 коп.
В судебном заседании истцы Патютько М.Н. и Патютько О.А. исковые требования уточнили и просили обязать Администрацию городского округа Самара произвести организационно-распорядительные мероприятия по проведению ремонтных работ по утеплению стен фасада жилого дома (в районе квартиры №), расположенного по адресу <адрес>, взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 1250 рублей, моральный вред 1000 рублей, судебные расходы в размере 18333 руб.33 коп., дали пояснения, аналогичные вышеизложенному.
В судебном заседании представитель ответчика – Департамента управления имуществом г.о. Самара – Скворцов А.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара Ненашева Ю.С., действующая на основании доверенности, исковые требования истцов не признала, представила отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым просила в иске отказать, пояснила, что ремонт фасада жилого дома расположенного по адресу <адрес> соответствии с Приложением №8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170 относится к работам по капитальному ремонту. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с муниципальной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г.о. Самара, утвержденной Постановлением Администрации г.о. Самара от 17.02.2014г. № 126 в 2017г. предусмотрен ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю <адрес>.
Представитель Администрации городского округа Самара Ставицкий П.Г., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители третьего лица, ООО «УЖКК «Электрощит» и Администрации Красноглинского района г.о. Самара в судебное заседание не явились, о дне слушании дела были извещены, причину неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы гражданского дела, признает исковые требования истцов законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцам Патютько О.А. и Патютько М.Н. (по 1/2 доли) принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты> № от <дата>., и серии <данные изъяты> № от <дата>. выданной УФРС по Самарской области (после реорганизации – Управление Росреестра по Самарской области).
Согласно акта ООО «УЖКК «Электрощит» от <дата>. визуального обследования квартиры истцов, температура в угловой комнате +21, отопление в норме, после прочистки вентканала жалоб нет на потеющие окна, наблюдаются темные сухие пятна в углу справа по обоям и известковой побелке потолочной части. Слева на потолке небольшое количество черных образований на момент осмотра сухие. В другой комнате слева от окна в углу незначительные темные пятна, на момент осмотра сухие (по обоям) возле балконной двери по обоям черные небольшие пятна, сухие на момент осмотра температура +24 в комнате (л.д.19).
<дата>. истцы обратились в ООО <данные изъяты> с заявлением о проведении строительно-технической экспертизы жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В результате проведенной строительно-технической экспертизы № от <дата>. экспертом установлена необходимость утепления несущей ограждающей стены в помещении, расположенном по вышеуказанному адресу с наружной стороны. Возможная причина образования плесени - точка росы находится максимально приближенной к внутренней поверхности, что вызывает переувлажненность конструкции стены и, требует утепления несущих ограждающих стен с наружней стороны.
Из заключения от <дата>., выданного ФГБОУ <данные изъяты> следует, что наличие в квартире, расположенной по вышеуказанному адресу плесневых грибов является следствием повышенной влажности конструкций, что спровоцировало возникновение и развитие биоповреждений. Обнаруженные грибы являются спороносами, т.е. их присутствие способствует загрязнению воздуха в квартире. Плесневые грибы оказывают негативное влияние на здоровье людей в условиях иммунодефицита, вызывая аллергию, заболевания верхних дыхательных путей и др., а также являются деструкторами строительных материалов в конструкциях. С целью ликвидации последствий биоповреждений истцам рекомендовано произвести капитальный ремонт в квартире с заменой стояков, радиаторов, поддерживать нормативную температуру воздуха в квартире в отопительный сезон, снять обои, удалить пораженные элементы отделки, произвести антисептическую обработку поверхностей стен и потолка в два этапа: нанести антисептический раствор «Фонгифлюид» (расход 0,333л. на 1 кв.м. поверхности), нанести консервирующий раствор и гидрофобный препарат «Полифлюид»( расход 0,333л. на 1 кв.м. поверхности). Для гарантированного качества обработки, следует пользоваться услугами специализированной организации.
В силу п. 2 ст. 42 Жилищного кодекса РФ участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Таким образом, наймодателем (бывшим наймодателем) в рассматриваемом случае является муниципальное образование - городской округ Самара, а не его конкретный орган, который выступает представителем наймодателя (бывшего наймодателя).
В соответствии со ст. 166 ЖК РФ в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ст. 16 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда РФ» приватизация занимаемых гражданами помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Бывшим наймодателем жилого объекта, расположенного по адресу: <адрес>, является городской округ Самара, который реализует возложенные на него задачи, в том числе по решению вопросов местного значения, через органы местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п.1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Муниципальным правовым актом, определяющим статус органов местного самоуправления на территории г.о. Самара, является Устав городского округа Самара.
Согласно ст. 22 Устава городского округа Самара в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят: Дума городского округа Самара, Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Контрольно-счетная палата городского округа Самара; Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
В силу ст. 25 Устава городского округа Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области (п. 1).
Администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения наделяется, в том числе, полномочиями: разрабатывать проекты решений о бюджете городского округа Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществлять исполнение бюджета городского округа Самара (подп. «а» п. 3); осуществлять функции по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных заказчиков городского округа Самара (подп. «а» п. 3).
Пунктом 1.1 Положения «Об утверждении положения «О Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара», утвержденного решением Думы го. Самара от 10.03.2011 г. № 70, установлено, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Учитывая, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара не является самостоятельным органом местного самоуправления, будучи отраслевым (функциональным) органом Администрации г.о. Самара, суд считает, что надлежащим ответчиком по требованию истцов о производстве ремонта по утеплению стен фасада жилого дома № ( в районе квартиры №), расположенного по адресу <адрес>, является Администрация г.о. Самара, в связи с чем суд считает, что исковые требования истцов об обязании Администрацию городского округа Самара произвести организационно-распорядительные мероприятия по проведению ремонтных работ по утеплению стен фасада жилого дома № в районе квартиры №, расположенного по адресу <адрес>, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд полагает, что в данном случае Департамент управления имуществом г.о. Самара не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу ст. 27 и 47 Устава городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, наделяемый Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара, в том числе по осуществлению от имени городского округа Самара, наряду с Главой городского округа Самара прав собственника в отношении муниципального имущества (ч. 4 ст. 45 Устава), полномочиями по подготовке и реализации мероприятий, связанных с проведением капитального ремонта в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда, в том числе и с планированием бюджетных ассигнований на эти цели, не наделен.
Согласно п. «г» ст. 47 Устава городского округа Самара, распоряжение муниципальным имуществом, заключение и исполнение договоров в отношении указанного имущества Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет лишь на основании постановлений Администрации городского округа Самара. Иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, помимо прямо перечисленных в Уставе, Департамент управления имуществом, в силу п. «ф» ст. 47 Устава, осуществляет только в том случае, если они не отнесены законом, Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии с п. 4.1 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Самары», утвержденного постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002г. № 154 (в первоначальной редакции и до изменений, внесенных решением Самарской Городской Думы от 23.03.2006г. № 245) от имени города Самары права владения, пользования и распоряжения муниципальным жилищным фондом осуществляет администрация города в лице структурных подразделений, уполномоченных главой администрации.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Принимая во внимание, что между истцами и Администрацией г.о. Самара отсутствуют договорные отношения, суд полагает, что оснований для возмещения морального вреда не имеется.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истица Патютько О.А. понесла расходы по оплате заключения ФГБОУ <данные изъяты> в размере 15000 рублей и заключения экспертизы № <данные изъяты> в размере 40000 рублей. Принимая во внимание, что решением Красноглинского районного суда от <дата>. с ООО «УЖКК «Электрощит» пропорционально удовлетворенной части требований взысканы расходы в размере 36666 руб.66 коп., с Администрации городского округа Самара подлежат взысканию расходы в размере 18333 руб.33 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика Администрации г.о. Самара подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Патютько ОА и Патютько МН удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа Самара произвести организационно-распорядительные мероприятия по проведению ремонтных работ по утеплению стен фасада жилого дома (в районе квартиры №), расположенного по адресу <адрес>.
Взыскать в пользу Патютько О.А. с Администрации городского округа Самара судебные расходы в размере 18333 руб.33 коп.
Взыскать с Администрации г.о. Самара в пользу Патютько М.Н. возврат госпошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 10.05.2015г.
Судья: Л.К.Гиниятуллина