к гражд. делу № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль «10» марта 2015 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Хагурова А.А.,
при секретаре судебного заседания Дидичевой Б.Б.,
с участием:
истцов ФИО4, ФИО1, ФИО2,
представителей ответчиков:
администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО7,
действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя Комитета Республики Адыгея по ГО и ЧС ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО1, ФИО2 к администрации МО «<адрес>» и Комитету Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в общий список граждан на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к администрации МО «<адрес>» и Комитету Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в котором просят признать их пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата и включить их в общий список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
При этом указали, что постановлением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за № создана межведомственная комиссия, которой было проведено обследование их жилого дома. Заключением межведомственной комиссией их жилой дом признан непригодным для постоянного проживания и не подлежащим восстановлению.
Решением Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт их постоянного проживания по адресу: <адрес>, а. <адрес>, <адрес>.
Кроме того, в последующем ему сообщили, что требуется судебное решение не только подтверждающее факт постоянного проживания, но и отражающее, что факт постоянного проживания установлен для получения государственного жилищного сертификата гражданином, признанными пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Представленные администрацией МО «<адрес>» в Комитет Республики Адыгея по ГО и ЧС, ГУ МЧС России по <адрес> и в Кабинет Министров Республики Адыгея на рассмотрение их документы, не прошли согласования в Минфине России в связи с тем, что судебным решением не признано их право на получение государственного жилищного сертификата, а установлен только факт их проживания по адресу: <адрес>. а.<адрес> <адрес>.
Просят признать их пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, признать за ними право на получение государственного жилищного сертификата и включить их в общий список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании истцы заявленные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить. При этом пояснили, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес>. а.<адрес>, <адрес>, принадлежит на праве собственности. В указанном домовладении они проживают всей семьей. ДД.ММ.ГГГГ год их дом пострадал в результате паводка и впоследствии был признан межведомственной комиссией, созданной постановлением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за № 170, непригодным для проживания. Однако они не были включены в указанные списки, так как на момент стихийного бедствия они были зарегистрированы по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес>.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «<адрес>» суду пояснил, что истцы на момент ЧС проживали, но не были зарегистрированы в утраченном жилом доме. Граждане, которые в нарушение действующего законодательства не зарегистрировались сами или не зарегистрировали своих несовершеннолетних детей и не смогли этого сделать по реабилитирующим основаниям, могут доказать свое право на включение в список граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата, в судебном порядке.
Для разрешения вопроса выдачи ГЖС гражданам, у которых регистрация по месту жительства соответствует месту проживания, Комитетом разработан и направлен в правовое управление Администрации Главы Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея проект постановления Кабинета Министров Республики Адыгея «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № 153». Проектом предусматривается исключение граждан, включенных в список на получение ГЖС на основании судебных решений.
Учитывая, что администрация МО «<адрес>» уже включала истцов в списки на получение государственных жилищных сертификатов, как пострадавших от ЧС, не возражает относительно удовлетворении заявленных истцом требований.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ФИО8 суду пояснила, что чрезвычайная ситуация, связанная с интенсивными дождями, паводками и подтоплениями, произошедшая с ДД.ММ.ГГГГ года, была введена распоряжением Главы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № 93-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации» и завершена распоряжением Главы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № 97-рг.
В соответствии с актами обследования домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, а. Блечепсин, <адрес>, администрацией МО «<адрес>» истцы были включены в список на получение государственного жилищного сертификата.
В связи с тем, что решением Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания истцов по адресу: <адрес>, а. Блечепсин, <адрес> без определения права на получение государственного жилищного сертификата истцы были исключены из списка на получение государственного жилищного сертификата в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 561. Возражает относительно удовлетворения требований истцов.
Выслушав истцов, представителей ответчиков: администрации МО «<адрес>» и Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить иск ФИО4, ФИО1, ФИО2 к администрации МО «<адрес>» и Комитету Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в общий список граждан на получение государственного жилищного сертификата по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст. 29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации принято Постановление № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации утверждены Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 1). В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2). Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3). В интересах несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей, а также недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, не способных участвовать в процедуре оформления документов, государственные жилищные сертификаты могут быть выданы лицам, определенным для этих целей законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Распоряжением Главы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № 93-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации» введена чрезвычайная ситуация, связанная с интенсивными дождями, паводками и подтоплениями, произошедшими с ДД.ММ.ГГГГ года. Указанным распоряжением установлено, что в зону чрезвычайной ситуации включена территория муниципального образования «<адрес>», границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах границы муниципального образования.
Как следует из свидетельств о государственной регистрации права серии 01-АА № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, а. <адрес>, <адрес>, принадлежат на праве собственности ФИО4.
Указанное свидетельство о государственной регистрации права выданы на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания истцов на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ года, по адресу: <адрес>, а. <адрес> <адрес>.
Таким образом, установлено, что ФИО4 является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, а. Блечепсин, <адрес>, и на момент паводка, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ года, постоянно проживал в указанном домовладении со свей семьей.
Из пояснения представителя ответчика администрации МО «<адрес>» следует, что истцы были включены в список на получение жилищных сертификатов.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что домовладение, в котором проживали истцы, пострадало от паводка и, соответственно, он является пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Указанные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
Межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ года, приняла решение, что в результате подтопления дождевым паводком в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, а. <адрес>, <адрес> не подлежит восстановлению вследствие разрушения несущих конструкций здания.
Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а. <адрес>, <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания и не подлежащим восстановлению в результате воздействия паводка, имевшего место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Доказательств наличия у истцов иного жилого помещения суду не предоставлено.
Согласно списку граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплениями, произошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Адыгея, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № 226, истцы признаны имеющим право на получение государственного жилищного сертификата и включен в указанный список под № (22,23,24).
Однако в последующем истцы были исключен из указанного списка, что подтверждается списком граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплениями, произошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Адыгея, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ года.
Как следует из пояснений ответчиков, истцы не были включены в списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплениями, произошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Адыгея, так как на момент чрезвычайной ситуации у них отсутствовала регистрация по месту их постоянного проживания, т.е. по адресу: <адрес>, а. <адрес>, <адрес>.
Давая оценку указанному обстоятельству, суд учитывает, что соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 185-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 199-О) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Таким образом, регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российский Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе России.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлена и надлежаще доказана совокупность обстоятельств, обуславливающая возникновение права истцов на получение государственного жилищного сертификата: Истцы является пострадавшим от чрезвычайной ситуации, ФИО4 является собственником жилья, постоянно проживали в нем на момент паводка, указанное жилое помещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке признано непригодным для проживания вследствие возникновения чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах отказ истцам во включении в список на получение государственного жилищного сертификата является необоснованным, так как нарушает их права на защиту личного имущества, а также жилищные права, гарантированные Конституцией РФ и законами Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, администрацией МО «<адрес>» уже направлялись в Комитет Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям сведения о истцах для решения вопроса о включении их в список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов.
По смыслу приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» и Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утвержденных МЧС России ДД.ММ.ГГГГ года), сводный список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов, формируется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. «а» п. 6 раздела 3 Положения о Комитете Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № 253, Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по проведению мероприятий, связанных с выделением бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Адыгея.
Таким образом, формирование сводного списка граждан – получателей государственных жилищных сертификатов, относится к компетенции Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
При таких обстоятельствах суд считает обоснованным требование истца обязать Комитет Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям включить истцов в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплениями, произошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Адыгея.
Таким образом, оценивая в совокупности все вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что иск ФИО4, ФИО1, ФИО2 следует удовлетворить и признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплением, произошедшими ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «Блечепсинское сельское поселение», признать право истцов на получение государственного жилищного сертификата и обязать Комитет Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям включить истца в списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, с последствиями от интенсивных дождей, паводков и подтоплением, произошедшими ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, администрация МО «<адрес> освобождена от оплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░4, ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░4, ░░░3, ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░4, ░░░1, ░░░2 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░4 ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░3 ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░2 ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░