Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-470/2017 ~ М-380/2017 от 13.04.2017

Дело № 2-470/2017

Решение

Именем Российской Федерации

29 июня 2017 года                                   г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Ефремовой И.В.,

с участием представителя истца: Кондратьевой Н.Н. (по доверенности);

представителей ответчиков: директора МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» Высоцкой Т.М. (на основании приказа № 43-л от 07.12.2010, Устава МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4»);

Администрации г.Шарыпово Красноярского края – Ворошиловой Т.М. (по доверенности),

представителя третьего лица Управления образованием администрации г.ШарыповоШироченковой Ю.Ю. (по доверенности),

при секретаре Байкиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4», Администрации города Шарыпово Красноярского края о возложении обязанности по исполнению требований санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ответчикам МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4», Администрации города Шарыпово Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения, просили суд с учетом уточнений обязать ответчиков исполнить требования п.1. ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.3.2, п.4.3.3., п. 4.3.5. СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза», п.4.1., п.4.5., п.11.2.3. СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»: организовать и провести плановое профилактическое обследование детей и обслуживающего персонала в коллективах младшего школьного возраста один раз в год (после летнего периода, при формировании коллектива) до 01.10.2017 года.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» при формировании коллектива на новый учебный год не проводится плановое профилактическое обследование учащихся после летнего периода на наличие паразитарных болезней. Списочный состав учащихся младшего школьного возраста составляет 33 ребенка. На контактные гельминтозы (энтеробиоз, гименолипедоз) и кишечные протозоозы учащиеся школы не обследованы. Данные обстоятельства подтверждается материалами дела об административном правонарушении (отчет о проведении планового профилактического обследования детей и сотрудников на контактные гельминтозы (энтеробиоз, гименолепидоз) и кишечные протозоозы в МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4»; объяснительная от директора школы по поводу не проведения планового профилактического обследования учащихся на контактные гельминтозы и кишечные протозоозы вх. № 31-59-04-57586 от 20.12.2016; копия отчета из Управления образованием Администрации города Шарыпово о проведении планового профилактического обследования детей и сотрудников на контактные гельминтозы (энтеробиоз, гименолепидоз) и кишечные протозоозы от 28.11.2016, вх. № 3159-01-53581 от 29.11.2016). Плановые профилактические обследования детей и обслуживающего персонала в детских дошкольных организациях и образовательных организациях младшего школьного возраста проводятся 1 раз в год (после летнего периода) и (или) по эпидемическим показаниям. Дети, поступающие в образовательное учреждение, а также сотрудники, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, должны проходить гельминтологическое обследование для выявления заражений. МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» не выполнило необходимых действий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Как следует из объяснений МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» обследование детей на наличие паразитарных заболеваний не было проведено в связи с отсутствием денежных средств. Согласно п. 1.7. Устава Учредителем МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» является муниципальное образование города Шарыпово Красноярского края. Функции и полномочия Учредителя МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» осуществляет орган местного самоуправления - Администрация города Шарыпово в лице Управление образованием Администрации города Шарыпово. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» и администрацию города Шарыпово совместно.

В судебном заседании представитель истца Кондратьева Н.Н. (по доверенности) иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» Высоцкая Т.М. исковые требования признала, суду пояснила, что обследование детей на наличие паразитарных заболеваний не было проведено в связи с отсутствием денежных средств, в настоящее время денежные средства выделены, они также привлекли собственные средства, кроме того, ведется работа по заключению контракта с КГБУЗ «Шарыповская ГБ.

    Представитель ответчика Администрации города Шарыпово Красноярского края Ворошилова Т.М. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, ссылаясь на то, что администрация г.Шарыпово является лишь распорядителем финансов, денежные средства МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» на профилактическое обследование детей администрацией выделены, поэтому свою обязанность они выполнили, кроме того, пояснила, что еще не наступил период для выполнения такой обязанности, поскольку обследование детей производится один раз в год после летнего периода.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Широченкова Ю.Ю. (по доверенности) в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, поддержала позицию ответчика Администрации города Шарыпово по иску, дополнительно пояснила, что денежные средства на проведение обследования детей уже распределены по садам и школам.

Заслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно статье 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

На основании статьи 51 Закона Российской Федерации "Об образовании", образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно п.13 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предпринимателя и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять, в том числе требования санитарного законодательства.

На основании статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

П. 1 ст. 28 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 N 57 были утверждены "Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.2.3110-13 "Профилактика энтеробиоза" (СП 3.2.3110-13 "Профилактика энтеробиоза"), постановлением от 22.08.2014 №.50 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации"(СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации").

В соответствии с п. 4.3.2 СП 3.2.3110-13 "Профилактика энтеробиоза" обследованию на энтеробиоз подлежат: дети дошкольных образовательных организаций; персонал дошкольных образовательных организаций; школьники младших классов (1 - 4); дети, подростки, лица, относящиеся к декретированному контингенту,при диспансеризации и профилактических осмотрах; дети, подростки по эпидемическим показаниям (часто болеющие острыми кишечными инфекциями, проживающие в антисанитарных условиях и социально неблагополучных семьях); дети, оформляющиеся в дошкольные и другие образовательные организации, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, на санаторно-курортное лечение, в оздоровительные организации; амбулаторные и стационарные больные детских поликлиник и больниц; декретированные и приравниваемые к ним контингенты лиц; лица, контактные с больным (паразитоносителем) энтеробиозом; лица, получающие допуск для посещения плавательного бассейна.

Согласно п. 4.3.3 СП 3.2.3110-13 "Профилактика энтеробиоза" Плановые профилактические обследования детей и обслуживающего персонала в детских дошкольных коллективах и коллективах младшего школьного возраста проводятся 1 раз в год (после летнего периода, при формировании коллектива) и (или) по эпидемическим показаниям.

В соответствии с п.4.1 СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" выявление больных и лиц с подозрением на паразитозы осуществляется медицинскими организациями при всех видах оказания медицинской помощи. Обследованию на гельминтозы и кишечные протозоозы подлежат: дети, посещающие детские дошкольные образовательные организации; персонал детских дошкольных образовательных организаций; школьники младших классов, дети, подростки, декретированные и приравненные к ним группы населения при диспансеризации и профилактических осмотрах; дети, подростки по эпидемическим показаниям; дети и подростки, оформляющиеся в детские дошкольные и другие образовательные организации, приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, на санаторно-курортное лечение, в оздоровительные организации, в детские отделения больниц; дети всех возрастов детских организаций закрытого типа и круглогодичного пребывания, больные детских и взрослых поликлиник и больниц, лица, общавшиеся с больными.

Организация и проведение плановых обследований детей, посещающих дошкольные, школьные образовательные организации и другие детские организации, обеспечивается руководителями таких организаций (п.4.5 СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации").

Плановые профилактические обследования детей и обслуживающего персонала в детских дошкольных организациях и образовательных организациях младшего школьного возраста проводятся 1 раз в год (после летнего периода) и (или) по эпидемическим показаниям (п. 11.2.3 СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации").

В соответствии с п.18.2. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" в целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.

Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год (п.18.2.1. СанПиН 2.4.1.3049-13).

Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела старшим специалистом 1 разряда территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово Гапанюк Н.Н. 18.01.2017 в отношении МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» составлен протокол об административном правонарушении № 148 по ст.6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в детском саду при формировании коллектива не проведено (1 раз в год) плановое профилактическое обследование учащихся (младшего школьного возраста) после летнего периода. Из списочного состава -33 ребенка на контактные гельминтозы (энтеробиоз, гименолипедоз) и кишечные протозоозы учащиеся не обследованы, что является нарушением требований п.1 ст.28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (л.д.18-23,29).

Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово №82 от 30.01.2017 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ в отношении МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.24-26).

В адрес Управления образованием директором МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» направлялось письмо о выделении денежных средств на профилактическое обследование учащихся на гельминтозы и кишечные протозоозы (л.д.32,96).

Факт неисполнения указанных требований санитарного законодательства ответчиками не оспаривается и подтверждается материалами проверок.

Как следует из уведомления об изменении бюджетных ассигнований №2 от 24.04.2017, расшифровки к соглашению о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение и выполнение муниципального задания от 01.06.2017 МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» выделены 20 000 рублей на проведение обследования учащихся на энтеробеоз (л,д.129-132).

Согласно пункту 1.7 Устава МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» учредителем и собственником имущества данного образовательного учреждения является муниципальное образование город Шарыпово Красноярского края.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

На основании п. 5.1 Устава финансовое обеспечение МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» осуществляется в виде предоставления субсидий х на выполнение муниципального задания и иные субсидии (л.д.99-118).

Суд находит обоснованным и правомерным возложение обязанности по организации (финансированию) мероприятия на учредителя муниципальное образование город Шарыпово в лице Администрации г.Шарыпово, так как согласно Устава МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» муниципальное образование город Шарыпово является его учредителем.

Доводы представителя ответчика Администрации города Шарыпово Ворошиловой Т.М. о нецелесообразности возложения на ответчиков такой обязанности в настоящее время, так как по окончании летнего периода 2017 года не будет никаких препятствий для профилактического обследования детей, поскольку субсидия на финансовое обеспечение выполнения такого мероприятия предоставлена в полном объеме, суд находит неубедительными, ответчиками не предоставлено доказательств о заключении договора на обследование детей с КГБУЗ «Шарыповская ГБ», а также расчета стоимости такого обследования на каждого ребенка на момент обследования в 2017 году.

Кроме того, численный состав коллектива МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» окончательно будет сформирован только после летнего периода, в связи с чем невозможно достоверно определить сумму затрат для полного профилактического обследования детей МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4».

Суд учитывает, что допущенные нарушения требований санитарных норм носят длящийся характер, на момент рассмотрения спора дети не обследованы после летнего периода 2016 года, отсутствует реальная перспектива их обследования после летнего периода 2017 года при отсутствии полного финансирования со стороны учредителя.

Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций. Данная обязанность направлена на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предотвращение возникновения массовых инфекционных заболеваний (отравлений) среди учащихся учреждения, иных лиц, которые посещают помещения МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4».

Невыполнение требований истца могут стать причиной массовых инфекционных и паразитарных заболеваний среди учащихся учреждения и дальнейшего распространения.

Отсутствие денежных средств, а также не полное финансирование не освобождает ответчиков от соблюдения санитарных норм и правил, обеспечивающих гарантированное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц, посещающих дошкольное образовательное учреждение, на охрану здоровья. Бюджетное законодательство не исключает внесения изменений в бюджет муниципального образования в части внесения в него указанных расходов.

Установленный срок для устранения нарушений (до 01 октября 2017 года) с учетом доводов сторон по делу суд находит достаточным и разумным, а исковые требования в части возложения на ответчиков обязанности исполнить требования санитарного законодательства в установленный срок обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    Решил:

    Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

        Обязать МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 4», Администрацию города Шарыпово Красноярского края исполнить требования п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4.3.2., п.4.3.3, п.4.3.5 СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза», п.4.1, п.4.5, п.11.2.3 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»: организовать и провести плановое профилактическое обследование детей и обслуживающего персонала в коллективах младшего школьного возраста один раз в год (после летнего периода, при формировании коллектива) до 01.10.2017 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

    Председательствующий:                        И.В. Ефремова

2-470/2017 ~ М-380/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Ответчики
МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 4"
Администрация города Шарыпово Красноярского края
Другие
Управление образованием Администрации г. Шарыпово
Суд
Шарыповский городской суд Красноярского края
Судья
Ефремова И.В.
Дело на сайте суда
shargor--krk.sudrf.ru
13.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2017Передача материалов судье
17.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2017Подготовка дела (собеседование)
25.05.2017Подготовка дела (собеседование)
25.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2017Подготовка дела (собеседование)
31.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2017Подготовка дела (собеседование)
19.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2017Судебное заседание
03.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2017Дело оформлено
18.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее