Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2332/2021 ~ М-2069/2021 от 14.10.2021

№ 2-2332/2021

Р Е Ш Е Н И Е

            Именем Российской Федерации-России

9 декабря 2021 г.                                                                                      г. Орск

    Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Колобовой Л.В.,

при секретаре А.К.Жумабаевой,

с участием представителя истца – помощника прокурора Советского района г. Орска Толстошеева Ивана Сергеевича, представителей ответчиков КУИ г. Орска –Ковалева Станислава Игоревича, Даниловой Елены Сергеевны, администрации г. Орска - Шелемина Андрея Викторовича,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к КУИ г. Орска, администрации г. Орска о признании бездействия незаконным, принятии мер к устранению допущенных нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района г.Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, указывая, что в результате проведенной прокуратурой проверки в деятельности административного ответчика администрации г. Орска выявлены нарушения требований жилищно-коммунального законодательства, законодательства о государственной и муниципальной собственности: сети холодного водоснабжения, пролегающие от <адрес> до <адрес> в <адрес>, протяженностью 136 метров, а также от <адрес> до <адрес> в <адрес>, протяженностью 101 метр, в реестре муниципального имущества г. Орска не числятся, в муниципальную собственность <адрес> не принимались, на баланс и обслуживание организациям коммунального комплекса не передавались. Сведения об объекте недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, объект является бесхозяйным, следовательно, на органе местного самоуправления лежит обязанность подать заявление в орган учета для его постановки в качестве бесхозяйного объекта. Положением о Комитете по управлению имуществом города Орска полномочия по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи недвижимого имущества, по признанию права муниципальной собственности города Орска на бесхозяйные вещи возложена на Комитет по управлению имуществом города Орска. До настоящего времени соответствующие действия административным ответчиком не произведены, право собственности на указанный объект не закреплено. В нарушение требований законодательства о водоснабжении и водоотведении нарушаются права и интересы лиц, проживающих на <адрес> в <адрес>, на обеспечение бесперебойной и качественной подачи воды. Просит суд признать бесхозяйными сети холодного водоснабжения, пролегающие от <адрес> по пер. Трудовому в <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 136 метров, а также от <адрес> по пер. Трудовому в <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 101 метр. Признать незаконным бездействие КУИ <адрес> по непринятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных сетей холодного водоснабжения, пролегающих от <адрес> по пер. Трудовому в <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 136 метров, а также от <адрес> по пер. Трудовому в <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 101 метр. Обязать администрацию <адрес> обратиться в федеральный орган в области государственной регистрации прав с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: сети холодного водоснабжения, пролегающей от <адрес> по пер. Трудовому в <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 136 метров, а также от <адрес> по пер. Трудовому в <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 101 метр.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «РВК-Орск».

В судебном заседании помощник прокурора Толстошеев И.С. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представители ответчиков КУИ г. Орска Ковалев С.И, Данилова Е.С., администрации г. Орска Шелемин А.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, просили в удовлетворении заявленных требований отказать, считая требования иска незаконными и необоснованными. Считают, что спорная водопроводная сеть передана ООО «РВК-Орск» по концессионному соглашению на обслуживание.

Представитель третьего лица ООО «РВК-Орск» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

В письменном отзыве на иске администрации г. Орска указано, что согласно ответу ООО «РВК-Орск» от ДД.ММ.ГГГГ на обслуживании ООО «РВК-Орск» состоит водопровод по пер. Трудовому от водопровода по ул. <адрес> до <адрес>, протяженностью около 118м., также водопровод по <адрес> от водопровода по ул. <адрес> до <адрес>, протяженностью около 131м. Истцом доказательств того, что спорный участок водопровода не находится в зоне ответственности эксплуатирующих организаций либо иных физических или юридических лиц не представлено. Неопределенность с собственником объекта водоснабжения сама по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При таких обстоятельствах, спорные объекты не обладают всеми необходимыми признаками бесхозяйного имущества. Просил в удовлетворении иска отказать.

В письменном пояснении на исковое заявление о признании бездействия незаконным без№ ООО «РВК-Орск» указано, что в составе переданного ООО «РВК-Орск» по Концессионному соглашению имущества водопровод от <адрес> <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 136 метров, а также от <адрес> до <адрес> в <адрес>, протяженностью 101метр, отсутствует. На обслуживании ООО «РВК-Орск» не состоит.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В пункте 3 статьи 225 ГК РФ указано, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Исходя из буквального толкования статьи 225 ГК РФ, постановка недвижимого имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи не является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью, а требуется лишь в целях последующего признания права муниципальной собственности на такую бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке.

Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.

Отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

В силу статей 6, 12 Закона N 416-ФЗ на органы местного самоуправления возложены полномочия по определению гарантирующей организации и установлении зоны ее деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Прокуратурой Советского района г. Орска проведена проверка требований жилищно-коммунального законодательства, законодательства о государственной и муниципальной собственности. В ходе проверки проводились измерения при помощи курвиметра дорожной модели КП-23ОРДТ, Зав , ТУ 12, 2017 года выпуска. По результатам проверки установлено следующие: В ходе проверки осмотрен участок местности от водопроводного колодца, расположенного вблизи <адрес> до <адрес> в <адрес>, а также до <адрес> в <адрес>. Протяженность водопровода, согласно показаниям курвиметра, от <адрес> до <адрес> в <адрес> составила 101 метр. Протяженность водопровода, согласно показаниям курвиметра, от <адрес> до <адрес> в <адрес> составила 136 метров. В осмотре принимали участие жители домов 9,12,14,15 по <адрес> в <адрес>.

Из уведомлений филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о зарегистрированных правах на сети холодного водоснабжения, пролегающие от <адрес> до <адрес> протяженностью 136 метров, а также от <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 101 метр. – не имеется.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок N 931), пунктом 3 которого установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

В силу пункта 4 Порядка N 931 принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: - прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; - проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; - внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 5 Порядка N 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется, в том числе, на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 12 Порядка N 931, в случае, если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным, заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав.

Таким образом, принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного может быть осуществлено лишь при наличии документов, свидетельствующих о том, что данный объект недвижимого имущества является бесхозяйным. Орган местного самоуправления имеет возможность обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного лишь того имущества, статус которого как бесхозяйного подтвержден безусловно.

Несмотря на то, что представители ответчиков оспаривали в судебном заседании протяженность спорной водопроводной сети, доказательств, в том числе, исполнительную съемку, подтверждающую, что заявленная водопроводная сеть имеет иную протяженность, суду не представили.

Письмом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> установлено, что линейные объекты, в том числе, подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства, в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к объектам недвижимости.

Таким образом, поскольку данный объект недвижимого имущества не имеет собственника, никем обслуживается, на балансе или в чьем-либо ведении не находится, отсутствуют правоустанавливающие документы на него, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания спорной сети водопровода бесхозяйной. Доказательств обратного суду не представлено.

В силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения, водоотведения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Законом установлено, что именно органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». Положением о КУИ, утверждённым решением Орского городского Совета депутатов от 29.05.2002 № 207, именно на Комитет возложены полномочия по совершению действий, предусмотренных действующим законодательством РФ по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, собственник которого не определен или отказался от имущества, по признанию права муниципальной собственности города Орска на бесхозяйные вещи.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению в отношении как администрации города Орска, так и КУИ города Орска.

Отсутствие у ответчиков технической документации на спорный водопровод, и невозможности в связи с этим принять его в муниципальную собственность как бесхозяйный, а также поставить на государственный регистрационный учет, не является основанием для отказа в иске, поскольку возможность изготовить такую документацию у ответчиков не утрачена, доказательств обратного они не представили.

Право обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц в целях предупреждения неблагоприятных последствий предоставлено прокурору ст. 45 ГПК РФ и не может быть ограничено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований и считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.198-199 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к КУИ г.Орска, администрации г. Орска Оренбургской области - удовлетворить.

Признать бесхозяйной сеть холодного водоснабжения, пролегающую от <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 136 метров, а также от <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 101 метр.

Признать незаконным бездействие КУИ г. Орска по не принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных сетей холодного водоснабжения, пролегающие от <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 136 метров, а также от <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 101 метр.

Обязать администрацию г. Орска обратиться в федеральный орган в области государственной регистрации прав с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: сети холодного водоснабжения, пролегающей от <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 136 метров, а также от <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 101 метр.

Решение может быть обжаловано и на него принесено апелляционное представление в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

        Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2021 г..

Судья Октябрьского

районного суда г. Орска                                             Л.В.Колобова

2-2332/2021 ~ М-2069/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Советского района
Ответчики
Комитет по управлению имуществом г. Орска
Администрация г. Орска
Другие
ООО «РВК-Орск»
Суд
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Колобова Л.В.
Дело на сайте суда
oktyabrskyorsk--orb.sudrf.ru
14.10.2021Регистрация административного искового заявления
18.10.2021Передача материалов судье
19.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2021Судебное заседание
10.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2021Судебное заседание
09.12.2021Судебное заседание
16.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее