Дело № 12-38/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
город Кандалакша |
19 марта 2021 года |
Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области, расположенного по адресу: город Кандалакша Мурманской области, улица Курасова, дом 8, Татарникова Наталья Юрьевна, рассмотрев жалобу Коноваловой О.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года <номер> по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года <номер> по делу об административном правонарушении должностное лицо – инженер по охране окружающей среды филиала акционерного общества «Мурманэнергосбыт» «Кандалакшская теплосеть» Коновалова О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
В жалобе, поданной в Кандалакшский районный суд Мурманской области, Коновалова О.Н. просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы Коновалова О.Н. указывает, что на котельной <номер> <адрес> во исполнение Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризаций, утвержденного Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года № 352, на котельных АО «МЭС» обеспечено проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработку предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.
Приводит доводы о том, что проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для котельной <номер> разработан в соответствии с действующими методиками расчета (ОНД-86), срок полученных разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух действует до 13 сентября 2024 года.
Ссылается на то, что АО «МЭС» разработало и утвердило программы производственного экологического контроля на основе достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляет производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями на основе достоверных сведений в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой ПЭК, документирует информацию, хранит данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля, предоставляет сведения об объемах разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, основанных на достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Полагает, что выводы должностного лица административного органа о совершении ею, как должностным лицом, административного правонарушения и наличии вины основаны на недостоверных и на неполно исследованных доказательствах с нарушением предусмотренной законом процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении.
В письменных возражениях представитель административного органа ФИО просит жалобу Коноваловой О.Н. оставить без удовлетворения.
Коновалова О.Н., представитель Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении от <дата> <номер> следует, что в период с 23 сентября по 20 октября 2020 года на основании приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 сентября 2020 года № 1210 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «МЭС» на котельной <номер> <адрес>, в ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Так, нарушены требования статьи 12, пункт 2.1 статьи 12, частей 1, 4 статьи 22, части 2 статьи 25, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 13 приказа Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», пунктов 3, 5, 10 приказа Минприроды России от 07 августа 2018 года № 352: принятые по результатам инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не соответствуют фактическим объемным расходам; не применены методы расчетов рассеивания выбросов; использованы методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень; осуществлен расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ на основе недостоверных данных инвентаризации; разработана программа ПЭК на основе недостоверных данных; осуществляется производственный экологический контроль, содержащий недостоверные данные; осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ, на основе недостоверных данных.
Как следует из копии приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 сентября 2020 года № 1210 (<данные изъяты>), внеплановая выездная проверка проведена по месту нахождения филиала АО «МЭС», расположенного согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата> № <номер> (<данные изъяты>), по адресу: 184040, <адрес>, в ведении которого находится котельная <номер> <адрес>, и в деятельности которого нарушения были выявлены.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года <номер> по делу об административном правонарушении должностное лицо – инженер по охране окружающей среды филиала АО «МЭС» «Кандалакшская теплосеть» Коновалова О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
С состоявшимся постановлением административного органа нельзя согласиться по следующим основаниям.
Как следует из статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо административного органа пришло к выводу о наличии вины должностного лица в совершении инкриминируемого административного правонарушения и привлечения указанного лица к административной ответственности.
Между тем, данные выводы должностного лица административного органа основаны без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств по делу.
Кновалова О.Н. отрицала свою вину в совершении инкриминируемого ей административного правонарушения, ссылалась на отсутствие состава административного правонарушения.
Однако должностным лицом административного органа данные обстоятельства оставлены без должного внимания и оценки.
Согласно протоколу об административном правонарушении от <дата> <номер> и оспариваемому постановлению административное правонарушение совершено по адресу: <адрес>.
В тоже время, в представленных материалах дела отсутствуют сведения о наличии филиала АО «МЭС» «Кандалакшская теплосеть» по указанному адресу. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата> № <номер> филиал Общества расположен по адресу: 184040, <адрес>.
Таким образом, должностным лицом административного органа в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении не приведены доводы в обоснование выводов о месте совершения должностным лицом административного правонарушения.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, приведенные выше обстоятельства и доводы фактически не проверены.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частями 1 – 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В материалы настоящего дела в подтверждение обстоятельств вменяемого Коноваловой О.Н. административного правонарушения Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора представлены копии ряда процессуальных документов, в том числе приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 сентября 2020 года № 1210, акта проверки АО «МЭС» от <дата> <номер>Вн-А/008-0920. Указанная копия акта проверки представлена не в полном объеме (<данные изъяты>).
Согласно пункту 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Однако, исходя из имеющихся в настоящем деле об административном правонарушении материалов, должностным лицом административного органа вышеуказанное обстоятельство надлежащей оценки не получило.
Несмотря на запросы судьи в рамках рассмотрения жалобы на постановление должностного лица Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора по правилам статей 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлинные экземпляры документов, составляющих материалы дела об административном правонарушении и подлежащих судебной проверке, не были представлены административным органом, в связи с чем не были исследованы в судебном заседании.
Указанное свидетельствует о том, что выводы должностного лица административного органа о доказанности обстоятельств совершения Коноваловой О.Н. административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вины должностного лица в совершении данного правонарушения нельзя признать основанными на достоверных доказательствах.
Указанная правовая позиция соответствует изложенной в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября 2017 года № 5-АД17-73.
Согласно приказу АО «МЭС» от <дата> <номер> в филиале АО «МЭС» «Кандалакшская теплосеть» кроме Коноваловой О.Н. назначены иные должностные лица, ответственные за осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, однако, административным органом не дана надлежащая оценка данному обстоятельству исходя из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совокупности возложенных на должностных лиц обязанностей (л.д. 83-86).
Кроме того, учитывая объем выявленных в результате проведенной внеплановой выездной проверки юридического лица нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, должностным лицом административного органа в оспариваемом постановлении не рассмотрен вопрос о возможном применении положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган.
В рамках рассмотрения настоящего дела, несмотря на запросы судьи, Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение требований статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «МЭС».
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеются основания для отмены постановления должностного лица административного органа и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело, поскольку срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности не истек.
При новом рассмотрении дела должностному лицу административного органа следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное постановление.
Другие доводы жалобы подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 30.3, 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года <номер>, вынесенное в отношении должностного лица – инженера по охране окружающей среды филиала АО «МЭС» «Кандалакшская теплосеть» Коноваловой О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.Ю. Татарникова