Дело № 12-588/18
Р Е Ш Е Н И Е
г. Железногорск 18 июля 2018 г.
Судья Железногорского городского суда Красноярского края Черенкова Е.В., при секретаре Юрковой М.С., с участием Федорова И.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица Федорова И.Н. на постановление старшего инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении начальника цеха №... АО «Красмаш» ОП «Производство ИЗК» Федорова И.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору начальник цеха №... АО «Красмаш» ОП «Производство ИЗК» Федоров И.Н. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В жалобе, поданной в суд, Федоров И.Н. просит отменить постановление, считая его незаконным. Указывает на то, что его вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ отсутствует, функции по контролю за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «Красмаш» в соответствии с разработанным на предприятии Положением об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «Красмаш» от 06.02.2018 на 1 этапе осуществляется непосредственными руководителями работ (мастерами, механиками и др.), на П этапе – руководителями подразделений, эксплуатирующих ОПО. Согласно должностной инструкции зам. начальника цеха, согласно должностной инструкции, обязан выполнять и обеспечивать выполнение подчиненными работниками правил и норм охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности в соответствии с действующими в Обществе локальными актами. Заместителем начальника цеха проводился второй этап производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, что не является нарушением ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
В судебном заседании Федоров И.Н. жалобу поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в ней, просил удовлетворить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд оснований для удовлетворения жалобы не усматривает.
В соответствии с ч.1 ст. 9.1. КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой выездной проверки АО «Красмаш» ОП «Производство ИЗК» по <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства, нормативных правовых актов, норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – цеха №... ОП «Производство ИЗК» АО «Красмаш», а именно то, что
- не всеми специалистами цеха осуществляется в соответствии с должностными обязанностями производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на 1 этапе, например не осуществляется старшим мастером (непосредственным руководителем работ) в соответствии с п.п.2.4, 4.3 «Положения об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «Красмаш», утв. генеральным директором 06.02.2018г. (далее - Положение), отсутствуют записи специалистов цеха в журнале I этапа производственного контроля за исключением записей мастеров смен, при этом нарушены:
- п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- п. 6 г) «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (с изменениями на 21 июня 2013 года), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 263.
- не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности руководителем подразделения - начальником цеха, который в соответствии с п.п.3.1.5, 4.4 Положения, обязан проводить II этап контроля состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах, выявлять опасные факторы на рабочих местах производить проверку участков, а также анализировать проведение I этапа контроля (по итогам проверки журнала I этапа) с занесением результатов проверок в журнал II этапа производственного контроля. Записи начальником цеха в журнале II этапа отсутствуют, при этом нарушены:
- п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- п.6 г) «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (с изменениями на 21 июня 2013 года), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 263.
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральный законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно п.6 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утв. постановлением Правительства Российской Федерации 10 марта 1999 года № 263 (далее - Правила), основными задачами производственного контроля является, в том числе, контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п.п. 3, 3.1 Правил, эксплуатирующей организацией разработано «Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «Красмаш» (далее - Положение) с учетом особенностей эксплуатируемых ОПО и условий их эксплуатации.
В Положении указан порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах.
В соответствии с п.2.4 Положения производственный контроль за соблюдением общих требований, норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации технических устройств, применяемых на ОПО, осуществляют в соответствии с должностными обязанностями руководители и специалисты подразделений. В соответствии с п.4.3 Положения Первый этап контроля (оперативный контроль) - это текущая повседневная работа по наблюдению за состоянием безопасности на рабочих местах, своевременному выявлению неисправностей, возникающих в процессе работы, эксплуатации оборудования.
Выявленные при проверке нарушения и недостатки заносятся в журнал I этапа производственного контроля с последующим их устранением.
Если при проведенной проверке не выявлены нарушения или они устраняются в ходе проверки, то в журнале I этапа делается запись о том, что проверка проведена, замечания отсутствуют или устранены в ходе проверки.
Ответственность за осуществление первого этапа контроля несёт непосредственный руководитель работ (механик, мастер и др.).
Таким образом, проверки в рамках осуществления производственного контроля на 1 этапе, проводимые мастерами смен, не отменяют проведение проверок другими специалистами цеха, в том числе старшим мастером, механиком, заместителем начальника цеха.
В соответствии с п.3.1.5 Положения, руководители подразделений, эксплуатирующих ОПО обязаны, в том числе, организовывать и контролировать проведение 1-го этапа и проводить второй этап контроля состояния промышленной безопасности на ОПО, выявлять опасные факторы на рабочих местах.
В соответствии с п. 4.4. Положения, второй этап контроля организуется так, чтобы каждый участок ОПО контролировался руководителем структурного подразделения, эксплуатирующего ОПО, не реже одного раза в месяц. Руководитель подразделения производит проверку участков, а также анализирует проведение 1 этапа контроля (по итогам проверки журнала 1 этапа), результаты заносятся в журнал П этапа контроля.
Ответственность за проведение второго этапа контроля и своевременное устранение выявленных нарушений возлагается на руководителей подразделений, эксплуатирующих ОПО.
На основании Положения, проверки в рамках осуществления производственного контроля на П этапе должны проводиться начальником цеха.
Как следует из материалов административного дела, начальник цеха №... АО «Красмаш» ОП «Производство ИЗК» Федоров И.Н. не исполнял П этап производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, не анализировал проведение 1 этапа контроля (по итогам проверки журнала 1 этапа), с занесением результатов проверок в журнал П этапа производственного контроля. Записи начальника цеха Федоров И.Н. в журнале П этапа отсутствуют.
Доводы Федорова И.Н. о том, что согласно должностной инструкции заместителя начальника цеха на последнего, наряду с начальником цеха, возложено обеспечение выполнения подчиненными работниками правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности в соответствии с действующими в Обществе локальными актами, поэтому проведение второго этапа производственного контроля заместителем начальника цеха не является нарушением п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.6 г) «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», суд считает необоснованными.
Как следует из материалов дела, Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «Красмаш» разработано и утверждено 06.02.2018 г., согласно Положения именно руководитель подразделений, эксплуатирующих ОПО, обязан организовывать и контролировать проведение 1 этапа и проводить второй этап контроля состояния промышленной безопасности на ОПО, с занесением результатов в журнал П этапа производственного контроля. Согласно Положения о цехе испытаний ЖРД, ДУ и их агрегатов (цех №...), цех возглавляется начальником цеха, начальник цеха является административно-техническим руководителем и организатором всей производственно-хозяйственной деятельности цеха и осуществляет руководство цехом на основе единоначалия, административных, экономических и социально-психологических методов управления.
В данном случае начальник цеха №... Федоров И.Н. является субъектом вмененного ему административного правонарушения, который в соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно как руководитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 названного Кодекса, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Действия начальника цеха Федорова И.Н. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа правильно установило все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Федорова И.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Нарушения, установленные в результате проверки, были допущены начальником цеха №... Федоровым И.Н. во время осуществления им руководства цехом.
Действия должностного лица Федорова И.Н. по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Назначенное наказание является справедливым, соответствующим санкции закона.
Нарушений процедуры привлечения Федорова И.Н. к административной ответственности не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, которым начальник цеха №... АО Красмаш ОП «Производство ИЗК» Федоров И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., оставить без изменения, а жалобу Федорова И.Н.– без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Е.В.Черенкова