13 марта 2013 года г.Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего судьи -Солодухиной Н.Н.,
с участием истца -Шелеповой Н.Ф.,
представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Железногорске Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) -Быковой А.Ю.,
третьего лица -Шелепова Н.Н.,
при секретаре -Будаевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шелеповой Н.Ф. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе *** Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий), о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,
у с т а н о в и л:
**.**.** умер гражданин ФИО3. На момент смерти в специальной части его индивидуального лицевого счета учтены страховые взносы, уплаченные страхователями на накопительную часть трудовой пенсии.
Шелепова Н.Ф., являясь наследником после смерти сына, обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в городе *** Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений указывая, что ей по истечении 6 месяцев со дня смерти сына стало известно, что на его лицевом счете имеются пенсионные накопления. Ввиду отсутствия юридического образования, она не знала о своих правах на получение пенсионных накоплений. В Управление Пенсионного Фонда РФ она обратилась по истечении срока, установленного законом для принятия наследства, поэтому ей было отказано в выплате средств пенсионных накоплений.
Полагая, что она пропустила срок для обращения с указанным заявлением по уважительным причинам, Шелепова Н.Ф. просила восстановить пропущенный срок.
Истец Шелепова Н.Ф. в судебном заседании поддержала исковые требования по вышеизложенным основаниям и просила удовлетворить.
Представитель ответчика, УПФ РФ (ГУ) в городе *** Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) Быкова А.Ю. в судебном заседании исковые требования Шелеповой Н.Ф. не признала и пояснила, что срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, истцом пропущен без уважительных причин. На пенсионный орган не возложена обязанность сообщать правопреемникам о праве на получение средств пенсионных накоплений, поэтому оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.
Третье лицо Шелепов Н.Н. в судебном заседании просил исковые требования Шелеповой Н.Ф. удовлетворить в полном объеме.
Выслушав объяснения истца Шелеповой Н.Ф., представителя ответчика Быковой Ю.А., третьего лица Шелепова Н.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.9 «Правил выплаты пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 года № 741 обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений… осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме. Срок обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
Как следует из п.12 ст.9 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п.6 ст.16 настоящего закона.
При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в п.6 ст.16 настоящего закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить указанные выше средства.
При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.
Судом установлено, что Шелепов А.Н. такого распоряжения не оставил, что ответчик в суде не оспаривал.
Круг родственников определен п.6 ст.16 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности.
Из материалов дела следует, что истец приходится матерью умершего Шелепова А.Н., а третье лицо Шелепов Н.Н. его отцом.
Указанные лица в силу п.1 ст.38 закона № 111-ФЗ от 24.07.2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» определены, как правопреемники умершего застрахованного лица.
Третье лицо Шелепов Н.Н. отказался от своей доли в наследстве - средств пенсионных накоплений, считал исковые требования Шелеповой Н.Ф. подлежащими удовлетворению.
Судом также установлено, что Шелеповой Н.Ф. стало известно о наличии средств накопительной части трудовой пенсии у Шелепова А.Н. по истечении шести месяцев после его смерти.
Доводы Шелеповой Н.Ф. об отсутствии информации ответчиком не опровергнуты. Напротив, представитель ответчика Быкова А.Ю. в суде пояснила, что у пенсионного органа нет обязанности, извещать истца о его праве на получение средств пенсионных накоплений в качестве правопреемника за умершее застрахованное лицо.
Между тем, эти доводы представителя ответчика несостоятельны.
В соответствии с п.8 Правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ №741 от 03.11.2007 года, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
Из смысла данной нормы усматривается, что обязанность пенсионного органа принимать меры к уведомлению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений не только при наличии заявления умершего застрахованного лица.
Судом установлено, что пенсионный орган не выполнил свою обязанность по извещению правопреемников - в данном случае истца - о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего Шелепова А.Н..
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Шелепова Н.Ф. пропустила срок для обращения в пенсионный орган с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего сына по уважительным причинам.
Соответственно, исковые требования Шелеповой Н.Ф. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░░░░░░ **.**.**.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: