Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6234/2020 ~ М-6367/2020 от 30.09.2020

Дело № 2- 6234/2020 (УИД № 10RS0011-01-2020-011962-13)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2020 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при помощнике судьи Мхитарян К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева Б.И. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о возобновлении пенсионных выплат,

установил:

Григорьев Б.И. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о возобновлении пенсионных выплат. Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истец являлся пенсионером МВД Республики Казахстан и получал пенсию за выслугу лет. В ДД.ММ.ГГГГ году он переехал на постоянное место жительства в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году – получил вид на жительство, с ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии в Казахстане ему прекращена. После переезда истец обратился в Министерство внутренних дел по Республике Карелия с заявлением о назначении ему пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ МВД по Республике Карелия истцу была назначена пенсия за выслугу лет. Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено о прекращении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что противопожарная служба в ДД.ММ.ГГГГ году была выведена из состава МВД Республики Казахстан. С данным решением истец не согласен, считает, что в соответствии со статьей 2 Соглашения стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ установленная выслуга лет не подлежит изменению другой стороной. Целью данного Соглашения являлось признание права на социальное обеспечение лиц, заслуживших его (право) на территории других государств и обеспечение этого права на территории других государств-участников Соглашения. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 предоставляет равные права сотрудникам органов внутренних дел и Государственной противопожарной службы в области пенсионного обеспечения. Указывает, что он заслужил право получить пенсию за выслугу лет на территории Республики Казахстан, в связи с чем такое право не может быть ограничено на территории РФ. На основании изложенного с учетом уточнений исковых требований истец просит признать решение Министерства внутренних дел по Республике Карелия, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным и обязать ответчика возобновить ему выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МЧС России по Республике Карелия.

В судебном заседании истец и его представитель Жученко И.П., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему.

В судебном заседании представитель ответчика Малахова И.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в отзыве. Указала, что пенсионное обеспечение Министерством внутренних дел бывших сотрудников противопожарных служб стран СНГ, переехавших на постоянное место жительства на территорию РФ, не предусмотрено. Дополнительные Соглашения между РФ и Республикой Казахстан по вопросам пенсионного и социального обеспечения сотрудников Государственной противопожарной службы не заключались. При этом не оспаривала срок выслуги истца в противопожарной службе, полученное звание, факт назначения и выплаты истцу с ДД.ММ.ГГГГ пенсии по линии МВД по Республике Карелия. Указала, что граждане, не подпадающие под действие Соглашения стран СНГ, не лишаются права на пенсионное обеспечение по общегражданским нормам по достижении установленного законодательством возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости либо социальную пенсию.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Республике Карелия Валданен И.А., действующий на основании доверенности, полагал исковые требования неподлежащими удовлетворению, поддержал позицию, изложенную в отзыве.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.

Обязанностью государства, как это следует из статьи 2 Конституции Российской Федерации, является соблюдение и защита в равной мере всех прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим устанавливаемый законодательством порядок реализации гражданами права на получение пенсий не должен препятствовать им в осуществлении иных гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, в частности, права каждого на выбор места пребывания и жительства, права свободно выезжать за пределы РФ. Реализация гражданином этих конституционных прав, относящихся к общепризнанным правам, не может служить основанием для ограничения его конституционного права на пенсионное обеспечение.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, Григорьев Б.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ уволен из кадров МВД в отставку в соответствии с пунктом Положения о прохождении службы в запас (по возрасту) в звании <данные изъяты> Республики Казахстан. Выслуга лет в органах противопожарной службы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ месяца ДД.ММ.ГГГГ дней в календарном исчислении; в льготном исчислении – ДД.ММ.ГГГГ лет ДД.ММ.ГГГГ месяцев ДД.ММ.ГГГГ дней. Согласно материалам личного дела истца пенсия Григорьеву Б.И. была назначена по выслуге лет по линии МВД Республики Казахстан.

В ДД.ММ.ГГГГ году Григорьев Б.И. переехал на постоянное место жительства в <адрес> Республики Карелия, в ДД.ММ.ГГГГ году – получил вид на жительство. ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии в Республике Казахстан прекращена на основании заявления истца в связи с переменой места жительства.

Григорьев Б.И. обратился в Министерство внутренних дел по Республике Карелия с заявлением о назначении ему пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена пенсия за выслугу лет по линии МВД, выдано удостоверение №.

Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено о прекращении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что противопожарная служба в ДД.ММ.ГГГГ году была выведена из состава МВД Республики Казахстан, пенсионное обеспечение МВД бывших сотрудников противопожарных служб стран СНГ, переехавших на постоянное место жительства на территорию РФ, не предусмотрено; договоры о взаимном пенсионном обеспечении сотрудников Государственной противопожарной службы между РФ и Республикой Казахстан не заключались.

Прекращение выплаты пенсии послужило основанием для обращения Григорьева Б.И. в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», от 24.12.1993 «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств».

Указанные Соглашения приняты на основе статей 30, 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 и устанавливают социальные и правовые гарантии военнослужащих, и членов их семей, а в качестве основополагающих принципов предусматривают сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим законодательством бывшего Союза ССР, и недопустимость их одностороннего ограничения. Государствам - участникам СНГ предоставлено право принимать меры, направленные на усиление социальной защиты, включая пенсионное обеспечение, указанной категории граждан.

Как указано в преамбуле Соглашения от 13.03.1992 - правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п. 1 ст. 6).

Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.

Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

Как предусмотрено в пункте «а» статьи 1 вышеуказанного Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 действие закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу статьи 4 данного закона пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренными этими договорами (соглашениями).

Согласно пункту «б» статьи 11 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 Министерством внутренних дел РФ осуществляется пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.

Во исполнение положений Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 Правительством РФ принято постановление от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплате пенсий, компенсаций и пособий лицами, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».

В силу абзаца 6 пункта 1 постановления в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах.

Представитель ответчика в обоснование прекращения истцу выплаты пенсии ссылалась на Указ Президента Республики Казахстан от 22.04.1997 №3465 «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан», постановление Правительства Республики Казахстан от 22.07.1997 № 1143, согласно которым штаты Государственной противопожарной службы переданы из Министерства внутренних дел Республики Казахстан в состав Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, а также на отсутствие дополнительных договоренностей между Российской Федерации и Республикой Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников противопожарной службы.

Между тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами по делу, при увольнении со службы Григорьеву Б.И. была назначена пенсия по выслуге лет по линии МВД Республики Казахстан.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ изменение размера и порядка выплаты истцу пенсии, назначенной в Республике Казахстан, не допускается.

На момент назначения пенсии Григорьеву Б.И. Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». Данным Указом также предусмотрено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 1 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения.

Таким образом, на момент назначения истцу пенсии по прибытии в РФ Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации вошла в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сохранив преемственность полномочий, функциональные обязанности ее сотрудников.

Более того, указанные выше Соглашения стран – участников СНГ не предусматривают обязательного принятия каких-либо дополнительных правовых актов, предусматривающих порядок зачета в выслугу лет службы в органах противопожарной службы Министерств по чрезвычайным ситуациям государств - участников Соглашений.

Проанализировав вышеуказанные нормы права, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что истец является гражданином РФ, проживает и зарегистрирован по месту жительства в РФ по адресу: <адрес>, выплата пенсии МВД Республики Казахстан прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переездом истца на новое место жительства, по прибытии в РФ Григорьеву Б.И. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия МВД Республики Карелия и выплачивалась по ДД.ММ.ГГГГ, а также принимая во внимание, что до ДД.ММ.ГГГГ Государственная противопожарная служба входила в структуру МВД, суд считает заявленные Григорьевым Б.И. исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом судом принимается во внимание решение Экономического Суда СНГ от 13.05.2004 № 01-1/7-03, которым дано толкование применения статей 1 - 3 Соглашения от 24.12.1993, а также решение Экономического Суда СНГ от 06.02.2009 № 01-1/2-08, в котором дается толкование статьи 7 Соглашения от 13.03.1992 и статьи 1 Соглашения от 15.05.1992, и исходит из того, что поскольку до переезда в Российскую Федерацию Григорьев Б.И. являлся получателем пенсии за выслугу лет, то и после переезда это право не может быть прекращено.

Иное толкование вышеназванных норм международного Соглашения ограничивало бы права граждан Российской Федерации на получение пенсионного обеспечения в случаях и размерах, определенных действующим законодательством.

При таких обстоятельствах решение Министерства внутренних дел по Республике Карелия, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным, а учитывая, что Григорьев Б.И. являлся получателем пенсии, вправе был рассчитывать на нее как источник дохода и распоряжаться ею, а у ответчика не имелось правовых оснований для прекращения ему выплаты пенсии, правом перехода на другой вид пенсии истец не воспользовался, суд считает, что Министерство внутренних дел по Республике Карелия следует обязать возобновить Григорьеву Б.И. выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Признать решение Министерства внутренних дел по Республике Карелия, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Карелия возобновить Григорьеву Б.И. выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья О.В. Франгулова

Мотивированное решение составлено 07.12.2020.

2-6234/2020 ~ М-6367/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Григорьев Борис Иванович
Ответчики
МВД по Республике Карелия
Другие
Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Франгулова О.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
30.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2020Передача материалов судье
02.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.10.2020Предварительное судебное заседание
29.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Судебное заседание
02.12.2020Судебное заседание
07.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2021Дело оформлено
17.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее