Судья – < Ф.И.О. >1 Дело <...>а-28528/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<...> <...>
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >10,
судей: < Ф.И.О. >9, < Ф.И.О. >11
по докладу судьи < Ф.И.О. >9,
с участием прокурора < Ф.И.О. >7,
при секретаре < Ф.И.О. >2
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 на решение Северского районного суда Краснодарского края от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор <...>, действуя в интересах < Ф.И.О. >3, обратился в суд с административным иском к администрации МО <...> и администрации Новодмитриевского сельского поселения <...> о признании незаконным бездействия.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <...> проведена проверка исполнения земельного законодательства в части обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей. В ходе проверки установлено, что < Ф.И.О. >3 как многодетной матери предоставлен земельный участок с кадастровым номером <...> лет, общей площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>А, для индивидуального жилищного строительства. Однако указанный земельный участок не обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода. По информации администрации МО <...> от <...>, сведения об обеспечении инженерно- техническими коммуникациями предоставленного в 2012 году многодетной семье земельного участка сетями водоснабжения и водоотведения, газо- и электроснабжения, отсутствуют. Согласно ответу администрации <...> от <...>, проведение работ по грейдированию и отсыпке дорожного полотна планировалось в 3 <...> года. Работы по отсыпке дороги планируется осуществить во 2-ом квартале 2018 года. Таким образом, администрацией МО <...> с <...> по настоящее время не принимаются меры по обеспечению земельного участка объектами инженерной и социальной инфраструктуры. На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО <...>, выразившееся в непринятии достаточных мер по обеспечению объектами инженерной и социальной инфраструктуры земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>А, предоставленному лицу, имеющему трех и более детей, при его формировании и предоставлении; признать незаконным бездействие администрации Новодмитриевского сельского поселения, выразившееся в непринятии достаточных мер по обеспечению земельного участка объектами инженерной и социальной инфраструктуры, предоставленному лицу, имеющему трех и более детей, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>А; обязать администрацию МО <...> обеспечить финансирование, а администрацию Новодмитриевского сельского поселения выполнение работ по подведению сетей водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения, а также финансирование работ по отсыпке дороги к земельному участку, расположенному по адресу: Краснодарский край, <...>А.
В судебном заседании прокурор <...> < Ф.И.О. >4 заявленные требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель администрации МО <...> по доверенности Былинкина JI.H. заявленные требования прокурора <...> не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации Новодмитриевского сельского поселения по доверенности < Ф.И.О. >5 требования прокурора <...> не признал, просил суд отказать в удовлетворении иска.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от <...> удовлетворен административный иск прокурора <...> к администрации МО <...> и администрации Новодмитриевского сельского поселения <...>. Суд признал незаконным бездействие администрации МО <...>, выразившееся в непринятии достаточных мер по обеспечению объектами инженерной и социальной инфраструктуры земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>А, при его формировании и предоставлении лицу, имеющему трех и более детей. Признал незаконным бездействие администрации Новодмитриевского сельского поселения <...>, выразившееся в непринятии достаточных мер по обеспечению объектами инженерной и социальной инфраструктуры земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>А, при его формировании и предоставлении лицу, имеющему трех и более детей. Обязал администрацию МО <...> обеспечить финансирование работ по подведению сетей водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения к земельному участку, расположенному по адресу: Краснодарский край, <...> выполнить работы по подведению сетей водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения, а также финансирование работ по отсыпке дороги к земельному участку, расположенному по адресу: Краснодарский край, <...>А.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 выражает мнение о незаконности и необоснованности обжалуемого решения суда, указав, что судом первой инстанции неверно установлены все юридически значимые обстоятельства по делу и им дана неверная оценка. Просит суд апелляционной инстанции отменить решение районного суда, полностью отказав в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора < Ф.И.О. >7, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены решения районного суда.
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от <...> <...>-К3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей в собственность бесплатно земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности» гражданин (один из родителей) имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей; в целях предоставления заявителям земельных участков в аренду соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений части 3 статьи 2 настоящего Закона формируют и утверждают Перечень, в который включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.
Статьей 10 Закона КК N 3085-K3 установлено, что в течение срока договора аренды земельного участка заявитель должен использовать арендуемый земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования и разместить на нем индивидуальный жилой дом.
В силу п. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ и в соответствии с п.п. 4 и 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. Постановлением Правительства РФ от <...> <...>) обязанность обеспечения предоставляемого земельного участка сетями инженерно - технического обеспечения возложена на орган местного самоуправления.
Исходя из норм п. 2 Указа Президента Российской Федерации от <...> <...> «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», п. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 4 и 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения и ст. 10 Закона КК N 3085-K3 следует, что земельные участки гражданам (одному из родителей), имеющим трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, должны предоставляться таким гражданам, с подведенными к ним объектами инженерной инфраструктуры (инженерно-технического обеспечения - электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения, водоотведения).
Обязанность обеспечения предоставляемого земельного участка сетями инженерно- технического обеспечения установлена ст.ст. 44, 48 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения.
В силу ч. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
На основании ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...> утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила).
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 данных Правил. В случае, если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
Согласно п. 5 Правил орган местного самоуправления, не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Судом первой инстанции установлено, что на основании постановления администрации МО <...> от <...> <...>, < Ф.И.О. >3 как многодетной матери предоставлен земельный участок с кадастровым номером <...> лет. Между администрацией МО <...> и < Ф.И.О. >3 <...> заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...>м, расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>А, для индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела также усматривается, что на момент выделения земельного участка < Ф.И.О. >3 и заключения с ней договора аренды, к участку не подведены коммуникации. Данное обстоятельство в судебном заседании суда первой инстанции представителями административных ответчиков не опровергнуто, обоснованных возражений относительно установленных прокурорской проверкой обстоятельств не представлено.
К вопросам местного значения сельского поселения согласно ч. 3 ст. 14 Закона <...>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу подп. 4 ч. 1 ст. 15 Закона <...>-Ф3 к вопросам местного значения муниципального района относятся организации в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем нормой п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от <...> <...>-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции от <...> установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Соответственно, именно на орган местного самоуправления муниципального района возложена обязанность по предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, обеспеченных объектами инженерной инфраструктуры.
Районным судом достоверно установлено, что родителю, имеющему трех и более детей, предоставлен в аренду земельный участок, не обеспеченный наличием сетей инженерно- технического обеспечения, в частности, газовыми сетями, что нарушает социальные и жилищные права многодетной семьи.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что уполномоченный орган местного самоуправления, исходя из норм действующего законодательства, не имел права предоставлять земельный участок многодетной семье в лице родителя, имеющего трех и более детей, не обеспеченный объектами инженерной инфраструктуры, поскольку данное действие имеет своей целью улучшить условия жизни многодетной семьи посредством строительства жилого дома на указанном земельном участке.
В связи с чем, пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора и признании незаконными действия органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка, а также обязанию финансирования и проведению работ по подключению инженерной инфраструктуры.
Судебная коллегия полагает, что районный суд с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дал оценку всем предоставленным сторонами в материалы дела доказательствам, установив достаточное колличество оснований для удовлетворения административного искового заявления, в связи с чем принял законное и обоснованное решение.
Доводы администрации МО <...> о неверном применении и истолковании норм материального права с указанием на неверное установление обстоятельств по делу и о том, что администрация не обязана предоставлять земельный участок имеющий всю необходимую инженерную инфраструктуру являются несостоятельными и голословными, поскольку из системного толкования вышеприведенных положений закона усматривается обратное, в связи с чем доводы администрации МО <...> не имеют под собой правой и доказательственной базы, тем самым не могут служить основанием к отмене либо изменению выводов суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права. Данных о том, что какие-либо обстоятельства, существенные для разрешения спора, не были исследованы, не представлены.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северского районного суда Краснодарского края от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>