Дело № 2-1052/14
Решение
Именем Российской Федерации
07 апреля 2014 года Город Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кашириной Т.Г., при секретаре Силантьевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Зелепукина С. В. об оспаривании действий Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Областная туберкулезная больница № 1» (Туберкулезная больница ФКУЗ МСЧ-64), Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области, БМСЭ № 5,
Установил:
Зелепукин С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Областная туберкулезная больница № 1» (Туберкулезная больница ФКУЗ МСЧ-64), Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области, БМСЭ № 5. В обоснование заявленных требований Зелепукин С.В. указал, что Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Областная туберкулезная больница № 1» (Туберкулезная больница ФКУЗ МСЧ-64) (далее ОТБ-1), Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области (далее УФСИН), БМСЭ № 5 препятствуют ему в рассмотрении заявления о направлении документов на МСЭ с целью установления инвалидности. Из содержания заявления следует, что заявитель в <Дата> обратился в ОТБ-1 с заявлением о необходимости направления документов вместе с заявлением на МСЭ. Однако заявителю ОТБ-1 выдана соответствующая справка от <Дата>. об отказе в направлении на экспертизу, а заявление, документ, удостоверяющий личность Зелепукина С.В. и справка от <Дата>. не были направлены в орган медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Заявитель полагает, что в результате данных действий ему созданы препятствия в реализации права на социальное обеспечение. Кроме того, данное препятствие заключается в том, что УФСИН отказывает в приложении паспорта к заявлению о прохождении МСЭ. В свою очередь органы МСЭ не принимают заявление Зелепукина С.В. без приложения документов.
Заявитель полагает, что со стороны ОТБ-1, УФСИН созданы препятствия в осуществлении госуслуги, поскольку данные органы не направляют документы Зелепукина С.В. для прохождения им экспертизы, а сам заявитель лишен возможности сбора документов и обращения в МСЭ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. заявитель вправе самостоятельно обратиться для прохождения МСЭ, однако, заявитель лишен возможности самостоятельного обращения в Бюро МСЭ, так как вышеуказанные органы не предоставляют необходимые документы, в том числе документ, удостоверяющий личность.
Исходя из содержания заявления, Зелепукин С.В. просит суд устранить нарушения его прав путем понуждения заинтересованных лиц составить документы к заявлению о прохождении МСЭ.
В судебное заседание Зелепукин С.В. не явился, поскольку находится в местах лишения свободы, извещен судом о рассмотрении дела.
Представитель заинтересованного лица - ОТБ-1 - Лапшина О.В. не согласна с заявленными требованиями, пояснила, что ОТБ-1 осуществляет обследование больных с длительной или стойкой утратой трудоспособности, направляемых на МСЭ и подготовку необходимых документов.
В период с <Дата>. по <Дата>. Зелепукин С.В. был этапирован из <данные изъяты> в ОТБ-1 в плановом порядке с целью обследования и представления на медико-социальную экспертизу для рассмотрения вопроса об установлении инвалидности.
После проведенного обследования установлено, что Зелепукин С.В. не имеет признаков стойкой утраты трудоспособности, в связи с чем заявителю выдана справка об отказе в представлении на МСЭ от <Дата> и разъяснен порядок установления группы инвалидности.
По мнению представителя заинтересованного лица, каких-либо препятствий к обращению заявителя в органы МСЭ не создано, поскольку Зелепукин С.В. вправе самостоятельно обратиться в Бюро МСЭ, представив имеющиеся документы. Однако заявитель не обращался в администрацию ОТБ-1 с вопросом о выдаче ему необходимых документов для обращения в Бюро МСЭ.
Представитель УФСИН по Саратовской области Овчинникова Е.С. находит заявление Зелепукина С.В. необоснованным, просит отказать в его удовлетворении. При этом представитель пояснила, что УФСИН по своей организационно-правовой форме и на основании учредительных документов осуществляет организационно-распорядительные функции, следовательно не может каким либо образом препятствовать осуществлению осужденными права на получение документов.
Личные дела осужденных находятся на хранении в учреждении по месту отбытия наказания, где ведется специальный учет, формирование и хранение личных дел осужденных, отбывающих наказание в данном учреждении. В вязи с чем, в учреждении находятся личные документы осужденных, в том числе паспорт, удостоверения, которые после отбытия наказания возвращаются осужденным под расписку. Зелепукин С.В. в течение <Дата> с заявлением к администрации <адрес> не обращался.
Представитель Главного бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области Министерства труда и социальной защиты РФ Б.. полагает, что заявленные требования необоснованно предъявлены к Бюро №5 ФКУ «ГБ МСЭ по Саратовской области», поскольку филиалы не являются юридическими лицами, а надлежащим заинтересованным лицом является Федеральное казенное учреждение «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области Министерства труда и социальной защиты РФ. Кроме того, представитель полагает, что доводы заявления Зелепукина С.В. являются несостоятельными, не свидетельствуют о нарушении прав заявителя со стороны бюро №5 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области.
Представитель Федерального казенного учреждения здравоохранения медико-санитарная часть № 64 Архипова Н.В. просит суд отказать в удовлетворении заявления Зелепукина С.В., поскольку отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав заявителя в результате действий заинтересованных лиц.
Выслушав представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления, исходя из следующих обстоятельств.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом.
В соответствии с п. 107 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2006 № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание местах лишения свободы и заключенным под стражу», ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области осуществляет обследование больных с длительной или стойкой утратой трудоспособности, направляемых на медико-социальную экспертизу (далее МСЭ), и подготовку необходимой медицинской документации.
Установлено, что Зелепукин С.В. с <Дата>. по настоящее время отбывает наказание в <данные изъяты>, состоит на диспансерном учете <данные изъяты>. Заявитель находился на госпитализации в ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области в период с <Дата>. по <Дата>.. В период госпитализации, на основании решения врачебной комиссии от <Дата>. <№> Зелепукину С.В. выдана справка <№> (л.д.<№>), согласно которой стойких признаков утраты трудоспособности у заявителя не имеется.
Факт выдачи справки <№> подтвержден журналом выдачи справок (отказ от МСЭ).
В соответствии с п. 24 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.04.2011 №295н документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, а именно МСЭ, являются: паспорт, заявление, свидетельство о рождении заявителя, направление на МСЭ, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, а также заключение соответствующего органа, в данном случае справка, полученная заявителем. Кроме того, заявитель должен представить помимо справки об отказе, выданной ФКДПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области документ, подтверждающий полномочия законного представителя гражданина, если таковой имеется.
Согласно п.19 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 в случае, если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривается вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. Таким образом, гражданин вправе самостоятельно обратиться в бюро МСЭ.
Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о создании со стороны ОТБ-1 и УФСИН препятствий к прохождению Зелепукиным С.В. медико-социальной экспертизы.
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.08.2007 № 161-ДСП, которым утверждена Инструкция о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебно-исправительных учреждений (далее Инструкция). Инструкция регламентирует деятельность специальных отделов (групп) служб исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебноисправительных учреждений. Разделом IV Инструкции предусмотрено ведение личных дел на осужденных. Вопрос о выдаче копий документов, в том числе паспортов, входит в компетенцию специального отдела <данные изъяты>, где в настоящее время содержится Зелепукин С.В.
В соответствии с ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при поступлении осужденных для отбывания наказания в места лишения или ограничения свободы им предоставляется информация о порядке и условиях отбывания наказания, которая включает и сведения о вещах, предметах и веществах, разрешенных или запрещенных к приобретению, хранению и использованию. К личному делу осужденного прилагается список ценных вещей, ценных бумаг, которые изъяты и переданы на хранение в местах отбывания наказания.
В учреждении находятся также личные документы осужденного (паспорт, удостоверения), которые после отбывания наказания также возвращаются осужденному под расписку.
Согласно пункту 86 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденного приказом Министерства Юстиции РФ от 29.06.2012 №125, личный прием осужденных осуществляется руководством исправительного учреждения и начальниками структурных подразделений согласно утвержденному графику. Учет принятых на приеме осужденных с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результаты их рассмотрения производятся в журнале, который хранится в канцелярии учреждения. Личный прием ведется в порядке очередности подачи заявлений и их порядкового номера в журнале. После окончания личного приема в журнале фиксируются его результаты, а на заявлении о личном приеме делается соответствующая отметка.
В силу п. 80 административного регламента, обращения, содержащие обоснованные просьбы или предложения, которые могут быть решены на месте администрацией учреждений УИС с согласия подозреваемого, обвиняемого или осужденного, адресату не направляются.
Как следует из материалов дела, в частности справки <данные изъяты>, согласно журналу приема осужденных по личным вопросам Зелепукин С.В. в период <Дата> по настоящее время, с заявлением на прием по личному вопросу к начальнику отдела специального учета не обращался.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя о том, что со стороны УФСИН по Саратовской области имеют место препятствия, выразившиеся в отказе в предоставлении необходимых документов, в данном случае паспорта, суд находит несостоятельными.
Кроме того, суд полагает, что УФСИН России по Саратовской области осуществляет в отношении подведомственных учреждений организационнораспорядительные функции и в силу своей компетенции не может препятствовать осуществлению требований по приложению паспортных данных к заявлению осужденного, либо разрешению иных вопросов, рассмотрение которых производится по месту отбытия наказания осужденным.
Не установлены судом и обстоятельства, свидетельствующие о наличии препятствий в направлении документов на МСЭ со стороны ОТБ-1, поскольку заявитель не обращался к начальнику лечебного отделения по вопросу предоставления ему каких-либо документов.
В заявлении Зелепукин С.В. указывает в качестве заинтересованного лица по данному делу Бюро № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по Саратовской области», однако, доказательства, свидетельствующие о нарушении прав заявителя со стороны данного органа, создании препятствий в реализации права на прохождение МСЖ судом не добыты. Поскольку филиалы МСЭ не являются юридическими лицами, к участию в деле привлечено Федеральное казенное учреждение «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области Министерства труда и социальной защиты РФ. Данный орган не разрешает вопросы сбора документов для проведения медико-социальной экспертизы.
Таким образом, судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о создании заявителю препятствий в обращении в Бюро МСЭ, так как из имеющихся в деле доказательств следует, что Зелепкин С.В. по вопросу сбора документов по месту отбытия наказания, либо в ОТБ-1 и УФСИН не обращался.
При рассмотрении заявления следует установить, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что объективных доказательств, подтверждающих нарушение конкретных прав заявителя бездействием заинтересованных лиц при рассмотрении настоящего дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Отказать в удовлетворении заявления Зелепукина С. В. об оспаривании действий Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Областная туберкулезная больница № 1» (Туберкулезная больница ФКУЗ МСЧ-64), Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области, БМСЭ № 5.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова.
Судья Каширина Т.Г.