Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-12834/2017 от 17.04.2017

Судья Бессмертнова Е.А. Дело № 33-12834/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

судей Гулиной Е.М., Ортиной Е.В.,

при секретаре Литвиновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 апреля 2017 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 31 октября 2016 года по гражданскому делу по иску Иванова Евгения Николаевича к Министерству социального развития Московской области об установлении факта совместного проживания, признании права на получение мер социальной поддержки, признании незаконным решения об отказе в присвоении статуса многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,

заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,

объяснения истца и его представителя, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Иванов Е.Н. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи.

Требования мотивировал тем, что является отцом четверых детей, трое из которых являются несовершеннолетними. Вся его семья проживает в с.Речицы Раменского района Московской области.

Дети зарегистрированы по месту жительства в городе Москве, фактически проживают в Московской области, где зарегистрированы по месту пребывания. Данное обстоятельство послужило причиной отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи.

Ответчик иск не признал.

Решением Раменского городского суда от 31 октября 2016 года иск удовлетворен.

Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Иванов Е.Н. является отцом четверых детей, трое из которых являются несовершеннолетними (Иванов А.Е., 2002 года рождения, Иванов Г.Е., 2012 года рождения, Иванова Т.Е., 2015 года рождения). Семья Иванова Е.Н. проживает по адресу: Московская область, Раменский район, с.Речицы, ул.Совхозная, д.21, кв.4. Дети зарегистрированы по месту жительства в г.Москве, ул. Академика Янгеля, д.14, корп.3, кв.43, однако фактически проживают с отцом, с 24 марта 2016 года временно (сроком на 5 лет) зарегистрированы в с.Речицы Раменского района Московской области.

31 марта 2016 года Иванов Е.Н. обратился в Министерство социального развития Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.

В выдаче удостоверения отказано по причине по причине отсутствия у двоих детей постоянного места жительства в Московской области.

На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (далее Закон Московской области №1/2006-ОЗ).

Согласно положениям ст.2 Закона Московской области №1/2006-ОЗ меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.

Многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (абзац 5 ст.2 Закона Московской области №1/2006-ОЗ).

Согласно ч.4 ст.21 Закона Московской области №1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

11 марта 2016 года Правительством Московской области принято постановление №178/7 «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи», пунктом 1 которого утверждены Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок) и образец бланка «Удостоверение многодетной семьи».

Согласно п.2 Порядка удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Многодетной семье выдается одно удостоверение.

В соответствии с п.3 Порядка для получения удостоверения заявитель предоставляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением указанных в данном пункте документов. В том числе, предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.

По смыслу понятия «многодетная семья», определение которой дано в ст.2 Закона Московской области №1/2006-ОЗ, совместное проживание членов семьи, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, является одним из юридически значимых фактов.

Положение о предоставлении документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, корреспондирует ст.1 Закона Московской области №1/2006-ОЗ, согласно которой действие указанного закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, что, в свою очередь, обусловлено финансированием мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области.

Понятие места жительства гражданина дано в ст.20 ГК РФ. В силу указанной нормы местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5442-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» конкретизирует содержание понятия «место жительства», устанавливая, что это: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Законе №5442-1 содержится положение о необходимости регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Регистрационный учет - согласно ст.3 данного Закона - вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, однако при этом статья устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в постановлениях от 24 ноября 1995 года №14-П, от 4 апреля 1996 года №9-П, от 2 февраля 1998 года №4-П; в определениях от 13 июля 2000 года №185-О, от 5 октября 2000 года №199-О, от 6 октября 2008 года №619-О-П, от 13 октября 2009 года №1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Как усматривается из текста пункта 3 Порядка, при обращении не требуется предоставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства. Положением предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства многодетной семьи, с которым законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета Московской области.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что несовершеннолетние дети истца действительно имеют регистрацию по месту жительства в г.Москве, однако проживают совместно с отцом на территории Московской области. Дети наблюдаются в Речицкой участковой больнице ГБУЗ Московской области «Раменская ЦРБ», посещают образовательные учреждения, расположенные в Раменском районе Московской области. В другом регионе семья истца не получает льготы как многодетная семья.

Таким образом, при рассмотрении настоящего спора установлен факт постоянного проживания многодетной семьи Иванова Е.Н. в Московской области. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о наличии оснований для реализации права истца на получение удостоверения многодетной семьи по месту фактического проживания в Московской области.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Раменского городского суда Московской области от 31 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-12834/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Иванов Е.Н.
Ответчики
Раменское управление социальной защиты населения Министерства развития М.О.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
24.04.2017[Гр.] Судебное заседание
02.05.2017[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2017[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее