дело № 2-1416/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Иськовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К., действующая также в интересах несовершеннолетних: К. и К., о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства,
У С Т А Н О В И Л :
К., действуя также в интересах несовершеннолетних детей К. и К., обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц территориального пункта № 3 МРО УФМС России по Московской области в городском поселении Пушкино об отказе ей и ее несовершеннолетним детям в регистрации по месту жительства.
В обоснование заявления указала, что для регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, ею были представлены все необходимые документы. Однако ей и ее несовершеннолетним детям было отказано в регистрации со ссылкой на необходимость предоставления согласия собственника жилого помещения – Министерства обороны, на регистрацию заявительницы и ее детей по указанному месту жительства. К. просит обязать территориальный пункт № 3 МРО УФМС России по Московской области в городском поселении Пушкино зарегистрировать ее с несовершеннолетними детьми по указанному выше адресу.
В судебном заседании заявитель К. и ее представитель по ордеру адвокат Ш. заявление поддержали, просили требования удовлетворить.
Представитель территориального пункта № 3 МРО УФМС России по Московской области в городском поселении Пушкино в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен (л.д. 36).
Представитель Отдела УФМС России по Московской области в Пушкинском районе в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 20).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, находит заявление К. подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ 1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
2. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу ст. 6 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ» регистрация по месту жительства носит уведомительный характер.
Правила регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 не содержат оснований для отказа гражданину в регистрации по месту жительства. Правила предусматривают обязанность гражданина в семидневный срок со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность, заявление установленной формы, документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
В ходе рассмотрения дела установлены следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
Из представленных в материалы дела копии ордера (л.д. 6), выписок из домовой книги (л.д. 7-8) и копии финансового лицевого счета (л.д. 9) следует, что К. (добрачная фамилия Ш. – л.д. 22) занимает жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по договору социального найма. Указанное жилое помещение было предоставлено матери К. – Ш. К. и ее несовершеннолетний сын К. занимали спорное жилое помещение до ДД.ММ.ГГГГ, затем убыли в г. Липецк.
В силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Из представленной в материалы дела копии финансового лицевого счета (л.д. 9) следует, что К. проживает в спорном жилом помещении без регистрации. Нанимателем указанного жилого помещения является мать К. – Ш.
В соответствии со ст. 70 ЖК РФ 1. Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
2. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Из представленных в материалы дела документов (л.д. 41-43), поданных К. на регистрацию, следует, что согласия нанимателя Ш. на регистрацию К. и ее несовершеннолетних детей было получено.
Анализ выше приведенных норм права, применяемых в их взаимосвязи, позволяет сделать вывод, что согласие наймодателя требуется только в случае вселения нанимателем других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. И только при вселении граждан указанной категории наймодатель вправе запретить вселение этих граждан, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. В данном случае это правило на заявителя и ее несовершеннолетних детей не распространяется, поскольку они не относятся к категории граждан, на вселение которых необходимо согласие наймодателя.
Что же касается несовершеннолетних детей К., то в силу приведенных выше норм права согласие на её вселение нанимателя, либо наймодателя не требуется, поскольку она вселяется к своей матери.
ДД.ММ.ГГГГ К. подано в территориальный пункт № 3 МРО УФМС России по Московской области в городском поселении Пушкино заявление формы № 6 о регистрации ее с детьми по указанному выше адресу (л.д. 41-43). К заявлению К. были приложены необходимые документы. В заявлении о регистрации по месту жительства К. было указано основание предоставление жилого помещения – ордер.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя поступил ответ начальника территориального пункта № 3 МРО УФМС России по Московской области в городском поселении Пушкино об отказе ей в регистрации по месту жительства, так как отсутствует согласие собственника жилого помещения – Министерства обороны РФ, на вселение заявителя и ее детей в указанное выше жилое помещение (л.д. 15).
В соответствии с требованиями пункта 16 Правил регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).
Судом установлено, что К. на регистрацию были представлены требуемые документы.
Таким образом, заявителем предоставлены документы необходимые для регистрации по месту жительства и законных оснований для отказа в регистрации не имелось. Ссылка на необходимость предоставления согласия собственника жилого помещения на регистрацию К. и ее несовершеннолетних детей является необоснованной, поскольку заявителем предоставлен ордер, в который она включена, и который являлся основанием для вселение заявительницы ранее в указанное жилое помещение и регистрации ее по месту жительства.
В соответствии с частью 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку судом установлено нарушение прав заявителя, суд находит возможным, обязать территориальный пункт № 3 МРО УФМС России по Московской области в городском поселении Пушкино зарегистрировать К. и ее несовершеннолетних детей по месту жительства по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░. ░ ░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 3 ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░. ░ ░., ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 3 ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░ ░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░.░░.░░░░.
░░░░░: