Дело № 2-296/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2018 года с. Карагай Пермский край
Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Лыковой С.И.,
при секретаре судебного заседания Филимоновой О.Н.,
с участием представителя истца администрации Карагайского муниципального района Пермского края по доверенности Безматерных Н.В.,
ответчика Мазуниной Т.А.,
представителя ответчика Мазунина А.Д.,
представителя третьего лица МО Карагайского сельского поселения по доверенности Адодиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Карагайского муниципального района Пермского края к Мазуниной Т.А. о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне выплаченной суммы социальной выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Администрация Карагайского муниципального района Пермского края обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с Мазуниной Т.А. в бюджет Карагайского муниципального района суммы неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> рублей.
Свои требования мотивировала следующим образом.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013г. №, порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета <адрес> на реализацию приоритетного регионального проекта « Устойчивое развитие сельских территорий», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, муниципальной программой «Развитие сельского хозяйства в Карагайском муниципальном районе на 2014-2020 года», утвержденной постановлением администрации Карагайского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, между администрацией Карагайского муниципального района <адрес> и ответчиком Мазуниной Т.А. заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № « О предоставлении социальной выплаты для строительства ( приобретения) жилья в сельской местности в рамках реализации ФЦП « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017годы и на период до 2020года». Средства субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, администрации муниципального района выделяются в соответствии с соглашениями, заключенными с Министерством сельского хозяйства <адрес> о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета от ДД.ММ.ГГГГ № и Министерством территориального развития <адрес> о предоставлении субсидий из бюджета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №. Пунктом 15 Типового положения ФЦП, в случае, если фактическая стоимость 1кв. м. общей площади построенного ( приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. м. общей площади жилья. Данная норма установлена также в п. 8.4 Порядка №-<адрес> стоимость 1кв. м. площади жилья на 1<адрес>. по Карагайскому муниципальному району утверждена в сумме <данные изъяты>. Ответчиком, как получателем социальной выплаты, получено свидетельство о предоставлении социальной выплаты на 4 членов семьи на приобретение жилья площадью <данные изъяты>.м. от ДД.ММ.ГГГГ №-м на <данные изъяты> рублей. Между тем, Мазуниной Т.А. осуществлено приобретение жилого помещения за счет средств социальной выплаты и на собственные средства по адресу : <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., стоимостью <данные изъяты> рублей, то есть превышающей расчетную площадь, в связи с чем стоимость 1кв.м. приобретенного жилья меньше расчетной стоимости 1 кв. м. жилого помещения. Разница между размером предоставленной администрацией района социальной выплаты и размером социальной выплаты, рассчитанной исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади фактически приобретенного жилья, составляет <данные изъяты> рублей. Так как ответчиком Мазуниной Т.А. допущен перерасход средств бюджета, то сумма неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> рублей подлежит взыскать с ответчика в бюджет Карагайского муниципального района.
Впоследствии истец увеличил объем исковых требований, просил взыскать с ответчика также проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ в сумме <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 87).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация муниципального образования Карагайского сельского поселения, Министерство сельского хозяйства и природопользования Пермского края, Министерство финансов Пермского края ( л.д. 73).
Представитель истца администрации Карагайского муниципального района по доверенности Безматерных Н.В. в судебном заседании на иске настаивала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Мазунина Т.А. и ее представитель Мазунин А.Д. исковые требования не признали, пояснили, что вины Мазуниной Т.А. в получении завышенной суммы социальной выплаты не имеется. Она расчет не производила, сумму социальной выплаты на руки не получала, деньги были сразу перечислены на счет продавца. Она выполнила все условия заключенного с ней соглашения. О запрещении приобретения жилого помещения большей площади на выделенные средства, порядка приобретения или оформления дополнительных метров, в соглашении не указано. Обязанность проверить соответствие действительности предоставляемых гражданином сведений, признаваемых условиями для выдачи субсидии, возлагается на орган местного самоуправления. При обращении в администрацию Карагайского муниципального района МазунинойТ.А. были предоставлены необходимые документы, содержание сведения о составе ее семьи, наличие несовершеннолетних детей и жилищные условия, в которых проживает семья, а также договор купли продажи для проверки. Какие-либо данные, подтверждающие несоответствие действительности представленных заявительницей сведений, либо предоставление заведомо ложных сведений, органом местного самоуправления установлено не было. Отсутствуют данные, свидетельствующие о недобросовестности Мазуниной Т.А. и совершение ей противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств субсидии, являющейся по своему характеру социальной выплатой, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки.
Представитель третьего лица администрации Карагайского сельского поселения Адодина А.С., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования администрации Карагайского муниципального образования поддержала, пояснила, что для реализации на территории Карагайского сельского поселения муниципальной целевой программы « Устойчивое развитие Карагайского сельского поселения» подпрограммы « Устойчивое развитие сельских территорий» муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства в Карагайском муниципальном районе на 2014-2017годы и на период до 2020года» с администрацией Карагайского района было заключено соглашение о передаче части полномочий Карагайского сельского поселения, а также финансовых средств в форме иных межбюджетных трансфертов, необходимых для исполнения полномочий по реализации муниципальной программы, администрации района. Ответчик при подаче заявления о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» была ознакомлена под роспись с условиями участия в указанной программе.
Третье лицо – Министерство финансов Пермского края своего представителя в судебное заседание не направил, представил отзыв, в котором исковые требования администрации Карагайского муниципального района поддерживает в полном объеме, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как проверкой установлено, что Мазуниной Т.А. осуществлено приобретение жилого помещения, превышающей расчетную, в связи с чем стоимость 1кв.м. приобретенного жилья меньше расчетной стоимости 1кв.м. жилого помещения, поэтому со стороны Мазуниной Т.А. имело место неосновательное обогащение в сумме 76505 рублей (л.д. 78-80).
Третье лицо – Министерство сельского хозяйства Пермского края своего представителя в судебное заседание не направило, мнения по заявленному иску не представило.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно подп.1пункта1статьи8 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее-ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с п.1, п.4 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами ( статья 422).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Федеральная целевая программа ( с последующими изменениями и дополнениями) « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017года и на период до 2020года», основной целью мероприятий которой является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляется в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Типовое положение « О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам».
Настоящее Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство( приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
В соответствии с подп. «в» п.4 Типового положения, право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности ряда условий, одним из которых является наличие собственных и ( или)заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства ( приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства ( приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения.
Согласно п.12 Типового положения, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № к Программе ( далее-свидетельство). Срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации ( далее-орган исполнительной власти).
Пунктом 13 Типового положения установлено, что расчетная стоимость строительства ( приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности ( 33кв.метра- для одиноко проживающих граждан, 42 кв.метра- на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства ( приобретения) жилья в рамках Программы за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал очередного финансового года.
Орган исполнительной власти вправе устанавливать стоимость 1 кв. метра общей площади жилья дифференцированно по муниципальным районам, сельским поселениям, сельским населенным пунктам и рабочим поселкам, а также по строительству и приобретению жилья (п.14 Типового положения).
Пунктом 15 Типового положения установлено, что в случае если фактическая стоимость 1 кв.метра общей площади построенного( приобретенного) жилья меньше стоимости 1кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
Пунктом 18 Типового положения установлено, что получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство ( приобретение) жилья сверх установленного пунктом 13 настоящего Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и ( или) заемных средств стоимости строительства ( приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
Постановлением Правительства Пермского края №-п от ДД.ММ.ГГГГг. утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края на реализацию муниципальных программ, инвестиционных проектов муниципальных образований Пермского края, в том числе данный порядок регламентирует мероприятия, финансируемые в рамках реализации федеральной целевой программы « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017годы и на период до 2020 года».
Постановлением администрации Карагайского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная программа « Развитие сельского хозяйства в Карагайском муниципальном районе на 2014-2020годы».
В судебном заседании установлено, что 17.08.2015г.между администрацией Карагайского муниципального района <адрес> и Мазуниной Т.А. заключено соглашение о предоставлении социальной выплаты для строительства ( приобретения) жилья в сельской местности в рамках реализации ФЦП « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», ПРП « Устойчивое развитие сельских территорий», согласно п.2.1.1. администрация обязуется выдать « Получателю социальной выплаты» свидетельство о предоставлении социальной выплаты, для открытия в одном из учреждений кредитной организации именного блокированного целевого счета и согласно п. 2.2.2. перечислить на указанный счет бюджетные средства ( л.д. 23- 25).
ДД.ММ.ГГГГ. ответчику Мазуниной Т.А. была предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей, в том числе средства федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей, средства бюджета субъекта РФ в размере <данные изъяты> рублей, средства местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей (л.д.22). Размер социальной выплаты определялся исходя из стоимости 1 кв. м. в <данные изъяты> рублей, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п на 1 квартал 2015года расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Карагайскому муниципальному району Пермского края ( 25802 * 72кв.м. - 30% (собственных средств) ( л.д. 47-49).
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ с блокированного счета Мазуниной Т.А. перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей ( социальная выплата) на счет покупателя ФИО5 по договору купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. л.д.58,36-41).
Согласно договору купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, Мазунина Т.А. приобрела жилой дом по адресу : <адрес> площадью <данные изъяты> кв. метра за <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей- бюджетные средства, <данные изъяты> рублей-собственные средства, то есть стоимость одного квадратного метра фактически составила 24 284 рубля, что на 1518 рублей меньше, чем расчетная, следовательно, социальная выплата должна быть выплачена в размере 1223 914 рублей (фактическая стоимость кв. метра 24284руб. *72кв.м.-30% собственные средства), переплата составила <данные изъяты> рублей ( расчет суммы переплаты- л.д.10).
Министерством финансов Пермского края ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства Администрацией Карагайского муниципального района Пермского края при использовании средств бюджета Пермского края, выделенных на реализацию мероприятия « Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», в результате которой составлен акт выездной внеплановой проверки № и указано, что выявлена переплата средств бюджетов различных уровней в результате неосуществления пересчета размера социальной выплаты отдельным получателям, в том числе и Мазуниной Т.А., которой приобретено жилье, фактическая стоимость 1кв.м. общей площади которого меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, в нарушение п. 15 Типового положения ФЦП, п.п. 8.4, 8.5 Порядка №-п ( л.д. 11-21), в связи с чем главе Карагайского муниципального района было направлено предписание № ПП-02 от ДД.ММ.ГГГГг. о возмещении в срок до ДД.ММ.ГГГГ федеральному бюджету на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей и бюджету Пермского края на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств Министерства территориального развития Пермского в <данные изъяты> рублей средств субсидии, излишне выплаченных получателям социальной выплаты, в том числе и Мазуниной Т.А. ( л.д.8-9).
Администрацией Карагайского района Пермского края указанное предписание Министерства финансов <адрес> исполнено в полном объеме путем перечисления денежных средств в предъявленном предписании размере, в том числе по Мазуниной Т.А.-<данные изъяты>, что подтверждается заявками на возврат № от ДД.ММ.ГГГГг. и № от ДД.ММ.ГГГГ, расшифровкой сумм по получателям социальной выплаты, выписками из лицевого счета администрации доходов бюджета № от 19 и ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 55, 56, 85,126,127 ).
Таким образом, хоть действия Мазуниной Т.А. и не носят виновный характер, поскольку на нее, как на получателя средств, не возложена обязанность по осуществлению расчета /перерасчета размера социальной выплаты, вместе с тем, со стороны ответчика, тем не менее, имело место неосновательное обогащение, учитывая, что Мазунина Т.А. получила социальную выплату в размере, превышающем размер, установленный законодательством, соответственно сумма переплаты составляет неосновательное обогащение и подлежит возврату.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Указанные обстоятельства в данном случае не установлены и применению не подлежат.
Поскольку из бюджета Карагайского муниципального района в бюджет Пермского края осуществлена выплата превышения расходования бюджетных средств, предоставленных за счет федерального и регионального уровней бюджетной системы, в размере <данные изъяты> рублей, в которую включается превышенный размер социальной выплаты, предоставленной Мазуниной Т.А.- <данные изъяты> рублей, данная сумма <данные изъяты> рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу бюджета Карагайского муниципального района Пермского края.
Доводы представителя ответчика о том, что со стороны Мазуниной Т.А. представлены все необходимые документы для получения социальной выплаты, дополнительные денежные средства из бюджетов всех уровней на приобретение жилого помещения сверх расчетной площади на 4,2кв. метра не выделялись, правового значения для рассмотрения дела по существу не имеют.
Несостоятельны доводы представителя ответчика, что расчет неосновательного обогащения произведен с учетом внесенной Мазуниной Т.А. доли в сумме <данные изъяты> рублей, так как исходя из представленного расчета на л.д.10 видно, что расчет произведен за минусом 30% собственных средств ответчика : социальная выплата <данные изъяты> рублей – ( фактическая стоимость 1кв.м. приобретенного жилья <данные изъяты> рублей* площадь жилого помещения по нормативу <данные изъяты> кв. метра * 70% (доля бюджетных средств разных уровней))= <данные изъяты> рублей ( сумма переплаты).
Вместе с тем, суд не находит оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ, о чем просил истец, поскольку данных, свидетельствующих о том, что ответчик в момент получения спорной субсидии и до рассмотрения настоящего спора по существу достоверно знала о незаконности ее получения, в материалы дела не представлено.
Поскольку истец в соответствии с подп.19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Исходя из требований подп.1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины с учетом размера взысканной суммы составит <данные изъяты> рублей, данная сумма подлежит взысканию с ответчика в бюджет Карагайского муниципального района Пермского края.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Карагайского муниципального района Пермского края к Мазуниной Т.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Мазуниной Т.А. в пользу бюджета Карагайского муниципального района неосновательное обогащение в виде излишне выплаченной социальной выплаты в сумме <данные изъяты> (семьдесят шесть тысяч пятьсот пять) рублей 00 копеек.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Мазуниной Т.А. в пользу бюджета Карагайского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Карагайский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.И. Лыкова