Дело № 2-244/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2015 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Еремина Р.М.,
при секретаре судебного заседания Цымбалюк Т.В.,
с участием представителя Межмуниципального отдела МВД России «Шарыповский» Агеевой О.В. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Романов Е.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Шарыповский» и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,
Установил:
Романов Е.В. обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с МО МВД России «Шарыповский» и Минфин РФ за неоднократное нарушение его прав <данные изъяты>, а также компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ до вынесения Шарыповским городским судом приговора (ДД.ММ.ГГГГ года), а также с ДД.ММ.ГГГГ до вынесения Шарыповским городским судом приговора (ДД.ММ.ГГГГ года) содержится под стражей в СИЗО-24/3 <адрес>. За время содержания под стражей его неоднократно привозили в изолятор временного содержания МО МВД России «Шарыповский». Камеры данного ИВС не соответствуют нормам и требованиям ст. 3 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950г., его содержали в бесчеловечных условиях. Решениями Шарыповского городского суда действия МО МВД России «Шарыповский» признаны незаконными, а условия содержания в камерах ИВС нарушающими требования закона. В результате чего ему были причинены нравственные страдания.
В судебное заседание Романов Е.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В связи с тем, что истец находится в местах лишения свободы, где отбывает наказание по приговору суда, его неявка является уважительной. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в его отсутствие.
Представитель ответчика МО МВД России «Шарыповский» Агеева О.В. (по доверенности) возражала против заявленных требований, ссылаясь на то, что согласно справке ИЦ истец периодически содержался в ИВС в указанные им периоды. Предоставить данные о содержании истца не представляется возможным в связи с тем, что ранее срок хранения постовых ведомостей составлял 2 года и на данный момент они уничтожены.
Представитель ответчика Министерства Финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, ходатайствовал о рассмотрении в его отсутствие. Просил отказать в удовлетворении иска.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст.3 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950г. никто не должен подвергаться пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права ив соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина в силу ст. 18 Конституции РФ являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года № 103-ФЗ, (далее Закон) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 7 Закона наряду со следственными изоляторами, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел.
Согласно ст.ст. 13, 14 указанного закона, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
Сроки содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых определяются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.15 Закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года № 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые имеют право в том числе: на личную безопасность в местах содержания под стражей; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми.
В соответствии со ст. 19 указанного Закона, при возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого.
Согласно ст. 23 указанного закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно ст. 24 Закона, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В силу Приказа МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950, которым утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека.
Под унижающим достоинство обращением и наказанием понимается, в числе прочего, ненадлежащие условия содержания под стражей, психического и физическое воздействия на подозреваемого, обвиняемого или осужденного, неоказание ему медицинской помощи и т.п.
Согласно ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст.12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено в судебном заседании и следует из решений Шарыповского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года, действия Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Шарыповский» признаны незаконными в части содержания заключенных под стражу в ИВС без ежедневной прогулки, с недостаточной вентиляцией камеры, отсутствия в ИВС прогулочного двора, отсутствия в камере № дневного света.
Установить, в каких камерах содержался истец в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у суда отсутствует возможность в связи с тем, что постовые и учетные ведомости уничтожены в соответствии со сроками хранения.
Представитель МО МВД России «Шарыповский» Агеева О.В., подтвердила факт периодического содержания истца в ИВС в указанные периоды, однако возможность установить, в каких камерах содержался истец, отсутствует, в связи с тем, что срок хранения постовых ведомостей ранее составлял 2 года.
Таким образом, поскольку истец просит взыскать денежные средства за неоднократное нарушение его прав, компенсацию морального вреда за содержание в камерах ИВС не соответствующих требованиям ст. 3 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950г., истцом не предоставлено каких-либо доказательств того, что ответчиками ему был причинен моральный вред, а у суда отсутствует возможность установить, в каких именно камерах содержался истец, суд не усматривает оснований для взыскания с ответчиков денежных средств и компенсации морального вреда.
Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Романов Е.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Шарыповский» и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: