Дело № 2 – 159/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кулом 11 мая 2017 года
Усть-Куломский районный суд Республики Коми под председательством судьи Федоровой И.В.,
при секретаре Рейнгардт С.М.
с участием:
прокурора Зин Г.В.
представителей ответчика: Романовой Н.Л. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №), Шебырева В.Д. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» об обязании провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» об обязании провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения. В обоснование исковых требований указано, что в 2016 году Контрольно-счетной палатой Республики Коми проведена проверка законности и результативности использования администрацией МО МР «Усть-Куломский» средств, выделенных из республиканского бюджета на содержание, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения бюджету муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский». В ходе проверки установлено, что администрацией МО МР «Усть-Куломский» не проводится оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В ходе рассмотрения дела прокурор заявленные требования поддержал.
Представители ответчика с заявленными требованиями согласились.
Выслушав позиции лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Принимая данное решение, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
Помимо этого, с учетом положений п. 5 ч. 1, ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации также являются вопросами местного значения муниципальных районов.
П. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об автомобильных дорогах) определяет дорожную деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пп. 5, 6 п. 1 ст. 13 Федерального закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона об автомобильных дорогах полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Закон Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» в действующей редакции не возлагает на органы местного самоуправления сельских поселений полномочий по осуществлению дорожной деятельности.
Следовательно, осуществление дорожной деятельности в отношении всех автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального района «Усть-Куломский» относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно п. 4 ст. 17 Федерального закона об автомобильных дорогах в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее - Порядок) утвержден приказом Минтранса России от 27.08.2009 №150.
Данный Порядок определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее - диагностика), требованиям технических регламентов.
Согласно п. 3 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
В соответствии с п. 4 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
В силу п. 5 Порядка при проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.
Согласно п. 7 Порядка по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги: устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.
В соответствии с приложением к Порядку первичная диагностика проводится один раз в 3-5 лет, повторная - один раз в год.
В ходе проверки установлено, что председателем Контрольно-счетной палаты Республики Коми 31.01.2017 внесено представление в администрацию МО МР «Усть-Куломский», в котором указано, в том числе, на необходимость проведения оценки технического состояния автодорог общего пользования местного значения. Срок для устранения нарушений установлен в течение месяца с момента внесения представления.Во исполнение данного представления администрацией района 04.04.2017 направлена в Контрольно-счетную палату Республики Коми информация, из которой следует, что мероприятия по оценке технического состояния автодорог общего пользования местного значения будут проведены до конца третьего квартала 2017 года.
С учетом положений п. 5 Порядка для проведения диагностики автодорог необходимо применение специального оборудования, привлечение специализированных организаций, что допускается только на основании муниципального контракта.
Вместе с тем фактически администрацией МО МР «Усть-Куломский» не принимается никаких мер к определению подрядчика для выполнения работ по диагностике автодорог, денежные средства для проведения указанных работ в районном бюджете отсутствуют.
Согласно постановлению администрации МО МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» в перечень автомобильных дорог местного значения на территории МО МР «Усть-Куломский» входят автомобильные дороги: <данные изъяты>.
Бездействие администрации МО МР «Усть-Куломский» по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения влечет отсутствие у органов местного самоуправления объективной информации о техническом состоянии данных автодорог, что в свою очередь не позволяет принимать обоснованные решения о проведении ремонта участков автодорог, нуждающихся в ремонте, препятствует рациональному расходованию средств местного бюджета, выделяемых на цели, связанные с дорожной деятельностью, и в конечном итоге создает угрозу для роста аварийности на автодорогах местного значения ввиду несвоевременного проведения ремонтных работ.
Таким образом, непринятие мер в части надлежащего содержания и ремонта автомобильных дорог нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность участников дорожного движения, создает предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Представители ответчика исковые требования признали в полном объеме.
Согласно статье 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Обстоятельств, препятствующих принятию признания ответчиком иска, предусмотренных в части 3 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку его принятие не нарушает права и интересы иных лиц, а исследованные в совокупности доказательства подтверждают обоснованность заявленных исковых требований.
В силу ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В судебном заседании прокурор просил установить срок исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом большого объема работы, необходимости проведения подготовительных мероприятий организационного характера, суд с указанным сроком соглашается.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию МО МР «Усть-Куломский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории МО МР «Усть-Куломский»:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.
Председательствующий - И.В. Федорова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ