РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2020 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шушиной В.И.,
при секретаре судебного заседания Поляковой И.В.,
с участием истца Ильичёвой В.В., представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство – 2008» Крылова А.Л., действующего на основании доверенности №, сроком действия по 25.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-419/2020 по исковому заявлению Ильичёвой В.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство - 2008» о перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ильичёва В.В. просит обязать ответчика ООО «УИ ЖКХ-2008» возместить ей материальный ущерб (перерасчет) в объемах не предоставленных услуг по эксплуатации и содержанию лифтов с 01.03.2019 и до даты начала оказания услуг по обслуживанию и ремонту лифтов, а также обязать ответчика возместить ей материальный ущерб (перерасчет) в объемах не предоставленных услуг за не существующую жилищную услугу по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме с 2017 года и до даты прекращения этих услуг и запретить ответчику предъявлять счета за отведение сточных вод (водоотведение) в целях содержания общего имущества многоквартирного жилого дома. Помимо этого, просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 300 000 рублей.
Согласно предоставленного расчета излишне начисленная плата за услуги по обслуживанию и ремонту лифтового оборудования за период с 01.03.2019 по 18.12.2019 составляет 2 172 рубля 60 копеек, за услуги по водоотведению на содержание общего имущества за период с июня 2017 по декабрь 2019 года – 484 рубля 85 копеек.
В обоснование исковых требований истец указывает, что является собственником квартиры <адрес>, которая обслуживается управляющей организацией ООО «УИ ЖКХ-2008». Ежемесячно ею, в соответствии с требованиями законодательства, производится оплата за жилье, в том числе за содержание и ремонт жилого помещения. С 01.03.2019 в доме было отключено лифтовое оборудование. Однако ответчик продолжал неправомерно начислять плату за услугу по обслуживанию и ремонту лифтового оборудования. Усть-Илимским городским судом Иркутской области 08.08.2019 было принято решение о возложении обязанности на ООО «УИ ЖКХ-2008» по восстановлению работы лифтового оборудования. Решение суда было исполнено 18.12.2019. Кроме того считает, что начисление платы по услуге водоотведения на содержание общего имущества дома является незаконным, поскольку такая услуга фактически не предоставляется. Неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред. Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей причиняет ей вред здоровью.
Истец Ильичёва В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам искового заявления. Кроме того поясняла, что судя по расчетно-платежным квитанциям, предоставляемым ответчиком ежемесячно, производился перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения, однако не ясно в связи с чем. Одна обращалась за перерасчетом по услугам, связанным с лифтом, но ей было отказано. Услуга по водоотведению при содержании общего имущества фактически не оказывается, кроме того начисляется необоснованно. В связи с отключением лифтового оборудования ей был причинен вред здоровью, поскольку приходилось долгое время передвигаться по лестнице.
Представитель ответчика ООО «УИ ЖКХ-2008» по доверенности Крылов А.Л. по заявленным требованиям возражал, поскольку всем пользователям дома <адрес> был произведен перерасчет платы по услуге обслуживания и содержания лифтового оборудования в течение 2019 года. Кроме того указал, что размер платы за услугу по водоотведению на содержание общего имущества регулируется Приказом регионального министерства жилищной политики, энергетики и транспорта от 07.05.2017 № 75-мпр «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Иркутской области» и не применять его по собственной инициативе управляющая компания не может. В удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив их в совокупности с представленными суду письменными доказательствами в соответствии с положениями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд приходит к выводу о том, что требования истца обоснованы в части и подлежат в этой части удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с п. 11(1) «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 23.11.2019), минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 22 «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (ред. от 15.12.2018), к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме относятся:
организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта;
обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов);
обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов);
обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ).
Изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 156 ЖК РФ).
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами (п. 6 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 23.11.2019)).
В случаях, указанных в пункте 6 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 23.11.2019), размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание жилого помещения определяется по формуле:
,
где: - размер уменьшения платы за содержание жилого помещения (рублей);
- стоимость соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения (рублей);
- количество календарных дней в месяце;
- количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Судом установлено, что истцу Ильичёвой В.В. на основании договора дарения от 15.12.2016 принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
ООО «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство-2008» является управляющей организацией и в соответствии с предметом и видом деятельности оказывает услуги по управлению указанным многоквартирным домом <адрес>, что подтверждается договором управления многоквартирным домом, Уставом ООО «УИ ЖКХ-2008».
В соответствие с п. 2 п.п. «а, д» «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 23.11.2019), в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Согласно пункту 10 указанных Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Кроме того, согласно п. 11 Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности: поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством РФ температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Как установлено в судебном заседании, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> имеется общее имущество в виде 4-х лифтов. Данное общедомовое имущество отключено с 01.03.2019 года. Указанное обстоятельство стороной ответчика не оспаривается.
Как следует из материалов дела, ответчиком была приостановлена работа лифтов в МКД в связи с их несоответствием требованиям Технического регламента таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», утвержден «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011.
Согласно положениям п. 3.4, п. 5 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию; по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замены с учетом оценки соответствия. Оценка соответствия осуществляется в порядке, установленном статьей 6 настоящего Технического регламента.
Из паспортов лифтов, МКД <адрес>, исследованных в судебном заседании следует, что введение лифтов в эксплуатацию и первое техническое освидетельствование произведено:
- лифта № в подъезде 1 – прием лифта 22.02.1988, освидетельствование - 16.12.1987;
- лифта № в подъезде 2 - прием лифта 19.11.1987, освидетельствование – 10.12.1987;
- лифта № в подъезде 3 - прием лифта 19.11.1987, освидетельствование – 10.12.1987;
- лифта № в подъезде 4 - прием лифта 19.11.1987, освидетельствование – 10.12.1987.
Таким образом, с даты ввода лифтов в эксплуатацию в 1987 году, прошло более 25-ти лет (2012 год).
В соответствии с п.5 ст.6 данного Технического регламента управляющей организацией (ответчиком) посредством заключения договора с ООО «Инженерно-консультативный центр по технической безопасности и экспертизе» проведена оценка соответствия лифтов в МКД.
Из заключения №-УИ по результатам оценки соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, установленного по адресу: <адрес> Испытательной лаборатории ООО «Инженерно-консультативный центр по технической безопасности и экспертизе» следует, что были выявлены дефекты и повреждения, неисправности, износ, коррозия и даны выводы и условия возможного продления срока использования лифта.
Из данного заключения следует, что при обследовании лифта были выявлены следующие дефекты: Износ контактов контакторов КВ, КН, КБ, КМ; Подгоревшие контакты исполнительных реле РЗД, РОД, РД, РКД; Течь масла в резиновых уплотнителях червячного вала редуктора; Износ червячной пары превышает допустимый; не выдержан зазор между витками пружин тормозного устройства; износ резиновых вкладышей башмаков кабины лифта; поверхностная коррозия лакокрасочного слоя рамы пола и фартучного устройства кабины; Износ резиновых вкладышей башмаков противовеса. По всем указанным дефектам дана рекомендация по сроку устранения до 31.12.2018.
В разделе 7 даны выводы и условия возможного продления срока использования лифта. Так, Лифт не соответствует общим требованиям безопасности, установленным Приложением 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» (п.7.1). Техническое состояние оборудования и металлоконструкций допускает возможность продления срока использования лифта до 30.11.2019 года, при соблюдении следующих условий: а) проведение капитального ремонта с обязательным устранением дефектов, неисправностей, несоответствий указанных в таблице 2 в установленные сроки; б) использование лифта по назначению и в соответствии с руководством (инструкции по эксплуатации); в) выполнение осмотров, технического обслуживания и ремонтов лифта в соответствии с руководством (инструкцией по эксплуатации); г) соблюдение условий эксплуатации лифта; д) проведение оценки соответствия в форме периодического и частичного технического освидетельствования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53783-2010 (п.7.2).
В разделе 8 приведены необходимые мероприятия по обеспечению соответствия лифта требованиям технического регламента таможенного союза «Безопасность лифтов». Так, владельцу лифта в срок, не позднее 15 февраля 2020 года рекомендуется принять решение о проведении модернизации, замены лифта или выводе лифта из эксплуатации. В случае принятия решения о модернизации, в ходе ее выполнения, в срок не позднее 15 февраля 2020 года необходимо: привести лифт в соответствие с применимыми требованиями безопасности согласно Приложению 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и ГОСТ Р 53780-2010; привести в соответствие с требованиями технического регламента таможенного союза «Безопасность лифтов» и ГОСТ Р 53780-2010 техническую документацию, указанную в таблице № 3 Заключения.
В разделе 9 даны дополнительные рекомендации. Рекомендуется устранить выявленные несоответствия, указанные в Таблице 1 заключения в срок до 15.02.2020 года; устранить выявленные дефекты, повреждения, неисправности указанные в Таблице 2 в рекомендуемые сроки.
Из заключения №-УИ по результатам оценки соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, установленного по адресу: <адрес> Испытательной лаборатории ООО «Инженерно-консультативный центр по технической безопасности и экспертизе» следует, что были выявлены дефекты и повреждения, неисправности, износ, коррозия и даны выводы и условия возможного продления срока использования лифта.
Из данного заключения следует, что при обследовании лифта были выявлены следующие дефекты: Износ контактов контакторов КВ, КН, КБ, КМ; Подгоревшие контакты исполнительных реле РЗД, РОД, РД, РКД; Течь масла в резиновых уплотнителях червячного вала редуктора; Износ резиновых вкладышей башмаков кабины лифта; поверхностная коррозия лакокрасочного слоя рамы пола и фартучного устройства кабины; Износ резиновых вкладышей башмаков противовеса. По всем указанным дефектам дана рекомендация по сроку устранения до 31.12.2018.
В разделе 7 даны выводы и условия возможного продления срока использования лифта. Лифт не соответствует общим требованиям безопасности, установленным Приложением 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» (п. 7.1). Техническое состояние оборудования и металлоконструкций допускает возможность продления срока использования лифта до 31.12.2019 года, при соблюдении следующих условий: а) проведение капитального ремонта с обязательным устранением дефектов, неисправностей, несоответствий указанных в таблице 2 в установленные сроки; б) использование лифта по назначению и в соответствии с руководством (инструкции по эксплуатации);в) выполнение осмотров, технического обслуживания и ремонтов лифта в соответствии с руководством (инструкцией по эксплуатации); г) соблюдение условий эксплуатации лифта; д) проведение оценки соответствия в форме периодического и частичного технического освидетельствования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53783-2010 (п.7.2).
В разделе 8 приведены необходимые мероприятия по обеспечению соответствия лифта требованиям технического регламента таможенного союза «Безопасность лифтов». Так, владельцу лифта в срок, не позднее 15 февраля 2020 года рекомендуется принять решение о проведении модернизации, замены лифта или выводе лифта из эксплуатации. В случае принятия решения о модернизации, в ходе ее выполнения, в срок не позднее 15 февраля 2020 года необходимо: привести лифт в соответствие с применимыми требованиями безопасности согласно Приложению 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и ГОСТ Р 53780-2010; привести в соответствие с требованиями технического регламента таможенного союза «Безопасность лифтов» и ГОСТ Р 53780-2010 техническую документацию, указанную в таблице №3 Заключения.
В разделе 9 даны дополнительные рекомендации. Рекомендуется устранить выявленные несоответствия, указанные в Таблице 1 заключения в срок до 15.02.2020 года; устранить выявленные дефекты, повреждения, неисправности указанные в Таблице 2 в рекомендуемые сроки.
Из заключения №-УИ по результатам оценки соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, установленного по адресу: <адрес> Испытательной лаборатории ООО «Инженерно-консультативный центр по технической безопасности и экспертизе» следует, что были выявлены дефекты и повреждения, неисправности, износ, коррозия и даны выводы и условия возможного продления срока использования лифта.
Из данного заключения следует, что при обследовании лифта были выявлены следующие дефекты: Износ контактов контакторов КВ, КН, КБ, КМ; Подгоревшие контакты исполнительных реле РЗД, РОД, РД, РКД; Течь масла в резиновых уплотнителях червячного вала редуктора; люфт в паре редуктора лебёдки превышает допустимый; Износ резиновых вкладышей башмаков кабины лифта; Поверхностная коррозия лакокрасочного слоя рамы пола и фартучного устройства кабины; Износ резиновых вкладышей башмаков противовеса. По всем указанным дефектам дана рекомендация по сроку устранения до 31.12.2018.
В разделе 7 даны выводы и условия возможного продления срока использования лифта. Лифт не соответствует общим требованиям безопасности, установленным Приложением 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» (п. 7.1). Техническое состояние оборудования и металлоконструкций допускает возможность продления срока использования лифта до 31.12.2019 года, при соблюдении следующих условий: а) проведение капитального ремонта с обязательным устранением дефектов, неисправностей, несоответствий указанных в таблице 2 в установленные сроки; б) использование лифта по назначению и в соответствии с руководством (инструкции по эксплуатации);в) выполнение осмотров, технического обслуживания и ремонтов лифта в соответствии с руководством (инструкцией по эксплуатации); г) соблюдение условий эксплуатации лифта; д) проведение оценки соответствия в форме периодического и частичного технического освидетельствования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53783-2010 (п.7.2).
В разделе 8 приведены необходимые мероприятия по обеспечению соответствия лифта требованиям технического регламента таможенного союза «Безопасность лифтов». Так, владельцу лифта в срок, не позднее 15 февраля 2020 года рекомендуется принять решение о проведении модернизации, замены лифта или выводе лифта из эксплуатации. В случае принятия решения о модернизации, в ходе ее выполнения, в срок не позднее 15 февраля 2020 года необходимо: привести лифт в соответствие с применимыми требованиями безопасности согласно Приложению 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и ГОСТ Р 53780-2010; привести в соответствие с требованиями технического регламента таможенного союза «Безопасность лифтов» и ГОСТ Р 53780-2010 техническую документацию, указанную в таблице №3 Заключения.
В разделе 9 даны дополнительные рекомендации. Рекомендуется устранить выявленные несоответствия, указанные в Таблице 1 заключения в срок до 15.02.2020 года; устранить выявленные дефекты, повреждения, неисправности указанные в Таблице 2 в рекомендуемые сроки.
Из заключения №-УИ по результатам оценки соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, установленного по адресу: <адрес> Испытательной лаборатории ООО «Инженерно-консультативный центр по технической безопасности и экспертизе» следует, что были выявлены дефекты и повреждения, неисправности, износ, коррозия и даны выводы и условия возможного продления срока использования лифта.
Из данного заключения следует, что при обследовании лифта были выявлены следующие дефекты: Износ контактов контакторов КВ, КН, КБ, КМ; Подгоревшие контакты исполнительных реле РЗД, РОД, РД, РКД; Течь масла из под крышки редуктора, перекос балансироной подвески канатов, Износ резиновых вкладышей башмаков кабины лифта; Поверхностная коррозия лакокрасочного слоя рамы пола и фартучного устройства кабины; Износ резиновых вкладышей башмаков противовеса. Не выдержан зазор между буферной пружиной и противовесом (переласовать основные канаты) По всем указанным дефектам дана рекомендация по сроку устранения до 31.01.2019.
В разделе 7 даны выводы и условия возможного продления срока использования лифта. Лифт не соответствует общим требованиям безопасности, установленным Приложением 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» (п. 7.1). Техническое состояние оборудования и металлоконструкций допускает возможность продления срока использования лифта до 31.12.2019 года, при соблюдении следующих условий: а) проведение капитального ремонта с обязательным устранением дефектов, неисправностей, несоответствий указанных в таблице 2 в установленные сроки; б) использование лифта по назначению и в соответствии с руководством (инструкции по эксплуатации); в) выполнение осмотров, технического обслуживания и ремонтов лифта в соответствии с руководством (инструкцией по эксплуатации); г) соблюдение условий эксплуатации лифта; д) проведение оценки соответствия в форме периодического и частичного технического освидетельствования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53783-2010 (п.7.2).
В разделе 8 приведены необходимые мероприятия по обеспечению соответствия лифта требованиям технического регламента таможенного союза «Безопасность лифтов». Так, владельцу лифта в срок, не позднее 15 февраля 2020 года рекомендуется принять решение о проведении модернизации, замены лифта или выводе лифта из эксплуатации. В случае принятия решения о модернизации, в ходе ее выполнения, в срок не позднее 15 февраля 2020 года необходимо: привести лифт в соответствие с применимыми требованиями безопасности согласно Приложению 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и ГОСТ Р 53780-2010; привести в соответствие с требованиями технического регламента таможенного союза «Безопасность лифтов» и ГОСТ Р 53780-2010 техническую документацию, указанную в таблице №3 Заключения.
В разделе 9 даны дополнительные рекомендации. Рекомендуется устранить выявленные несоответствия, указанные в Таблице 1 заключения в срок до 15.02.2020 года; устранить выявленные дефекты, повреждения, неисправности указанные в Таблице 2 в рекомендуемые сроки.
Таким образом, до замены лифтов – 15.02.2020 года была возможна эксплуатация лифтов при выполнении ремонтных работ, приведенных в перечне.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» установлено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме: организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта; обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов); обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов); обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в статье 3 определяет, что объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
При этом, в статье 36 данного правового акта установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
С учетом указанных положений законодательства суд полагает, что работа лифтов, как элементов системы инженерно-технического обеспечения, должна быть безопасной и требует постоянного технического обслуживания, осмотров и проверок.
Госстроем России утверждены «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004».
Согласно п.п. 4.4.3 данного Методического пособия, в целях обеспечения надлежащего содержания и ремонта лифтов организация, обслуживающая жилищный фонд, в соответствии с действующими нормативными правовыми и нормативно-техническими документами обязана: - обеспечивать соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативно-технических документов в области промышленной безопасности.
Согласно п.4.4.4 Методических рекомендаций, нормативными техническими документами, регламентирующими обслуживание и ремонт лифтов, предусмотрены два блока работ:
- ежесменные осмотры лифта. При наличии оборудования лифтов системами диспетчерского контроля осмотры могут проводиться с другой цикличностью, согласованной с органом Госгортехнадзора России;
- система планово-предупредительных ремонтов, которая в отличие от действующей системы технического обслуживания и ремонта жилых зданий в целом включает в себя:
а) систему технического обслуживания, состоящую из: периодических осмотров; текущих ремонтов; аварийно-технического обслуживания;
б) систему восстановления ресурса лифта, состоящую из: капитального ремонта (замены оборудования); модернизации при эксплуатации.
Для технического обслуживания, капитального ремонта и модернизации лифтов организация, обслуживающая жилищный фонд, может привлекать специализированную организацию по лифтам, располагающую техническими средствами и квалифицированными специалистами (п.4.4.5).
Кроме того, в силу пункта 42 Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Поскольку граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, то на данные правоотношения распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии с положениями статей 4, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которых соответствует договору.
Принимая во внимание, что неисправность лифтового оборудования создавала опасность для жизни и здоровья жильцов многоквартирного жилого дома, а в настоящее время ремонт такого оборудования законом отнесен к видам капитального ремонта (п. 2 ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации), суд пришел к выводу о том, что действия по организации ремонта лифтового оборудования и замене вышедших из строя узлов этого оборудования относятся к предусмотренным законом обязанностям управляющей компании – ООО «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство-2008».
Ремонт лифтового оборудования должен был быть произведен ответчиком.
Кроме того, решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 08.08.2019 года на ООО «УИ ЖКХ-2008» была возложена обязанность восстановить работу лифтового оборудования в многоквартирном доме по адресу: <адрес> течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда вступило в законную силу 22.10.2019. Исполнено 18.12.2019. Указанное стороной ответчика не оспаривается.
Таким образом, установлено что в период с 01.03.2019 по 18.12.2019 работа лифтового оборудования в <адрес> была приостановлена.
Из представленных стороной истца расчетно-платежных документов за период с января 2019 по январь 2020 года включительно, истцу, как собственнику жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> производилось начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере по 866 рублей 42 копейки ежемесячно.
В период с января 2019 по январь 2020 года ответчиком был произведен перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения:
- в июне 2019 года в сторону уменьшения платы на 88,05 рублей;
- в июле 2019 года в сторону уменьшения платы на 154,22 рублей;
- в августе 2019 года в сторону уменьшения платы на 48,45 рублей;
- в сентябре 2019 года в сторону уменьшения платы на 48,45 рублей;
- в октябре 2019 года в сторону уменьшения платы на 48,45 рублей;
- в декабре 2019 года в сторону уменьшения платы на 46,89 рублей;
- в январе 2020 года в сторону уменьшения на 26,57 рублей.
Всего на общую сумму 461 рубль 08 копеек.
Исходя из Перечня, объема, периодичности и стоимости работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного <адрес>, являющегося Приложением к договору управления вышеуказанным многоквартирным домом, тариф за 1 кв.м. общей площади жилых помещений по содержанию и ремонту лифтов составляет 4,17 рубля.
Приказом директора ООО «УИ ЖКХ-2008» № от 04.06.2019 поручено произвести перерасчет начисления платы с 01.03.2019 по 31.05.2019 стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> по следующим видам работ: санитарное содержание лифтов, аварийное обслуживание лифтов и лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов и ЛДСС (ТО, ТО), исходя из стоимости перечисленных работ на 1 кв.м. - 0,55 рублей.
Исходя из общей площади жилого помещения, принадлежащего Ильичёвой В.В. равной 52,10 кв.м. перерасчет должен был быть произведен на сумму: 28,66 рублей.
Приказом директора ООО «УИ ЖКХ-2008» № от 08.07.2019 поручено произвести перерасчет начисления платы с 01.06.2019 по 01.07.2019 стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> по следующим видам работ: санитарное содержание лифтов, аварийное обслуживание лифтов и лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов и ЛДСС (ТО, ТО), исходя из стоимости перечисленных работ на 1 кв.м. - 0,55 рублей.
Исходя из общей площади жилого помещения, принадлежащего Ильичёвой В.В. равной 52,10 кв.м. перерасчет должен был быть произведен на сумму: 28,66 рублей.
Приказом директора ООО «УИ ЖКХ-2008» № от 30.07.2019 поручено произвести перерасчет начисления платы с 01.03.2019 по 31.07.2019 стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> по следующим видам работ: обслуживание лифтов (ежесуточные и периодические осмотры), исходя из стоимости перечисленных работ на 1 кв.м. - 0,38 рублей.
Исходя из общей площади жилого помещения, принадлежащего Ильичёвой В.В. равной 52,10 кв.м. перерасчет должен был быть произведен на сумму: 19,80 рублей.
Приказом директора ООО «УИ ЖКХ-2008» № от 30.07.2019 поручено произвести перерасчет начисления платы с 01.07.2019 по 31.07.2019 стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> по следующим видам работ: санитарное содержание лифтов, аварийное обслуживание лифтов и лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов и ЛДСС (ТО, ТО), исходя из стоимости перечисленных работ на 1 кв.м. - 0,55 рублей.
Исходя из общей площади жилого помещения, принадлежащего Ильичёвой В.В. равной 52,10 кв.м. перерасчет должен был быть произведен на сумму: 28,66 рублей.
Приказом директора ООО «УИ ЖКХ-2008» № от 22.08.2019 поручено произвести перерасчет начисления платы с 01.08.2019 по 31.08.2019 стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> по следующим видам работ: санитарное содержание лифтов, аварийное обслуживание лифтов и лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов и ЛДСС (ТО, ТО), обслуживание лифтов (ежесуточные и периодические осмотры), исходя из стоимости перечисленных работ на 1 кв.м. - 0,93 рублей.
Исходя из общей площади жилого помещения, принадлежащего Ильичёвой В.В. равной 52,10 кв.м. перерасчет должен был быть произведен на сумму: 48,45 рублей.
Приказом директора ООО «УИ ЖКХ-2008» № от 23.09.2019 поручено произвести перерасчет начисления платы с 01.09.2019 по 30.09.2019 стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> по следующим видам работ: санитарное содержание лифтов, аварийное обслуживание лифтов и лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов и ЛДСС (ТО, ТО), обслуживание лифтов (ежесуточные и периодические осмотры), исходя из стоимости перечисленных работ на 1 кв.м. - 0,93 рублей.
Исходя из общей площади жилого помещения, принадлежащего Ильичёвой В.В. равной 52,10 кв.м. перерасчет должен был быть произведен на сумму: 48,45 рублей.
Приказом директора ООО «УИ ЖКХ-2008» № от 21.10.2019 поручено произвести перерасчет начисления платы с 01.10.2019 по 31.10.2019 стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> по следующим видам работ: санитарное содержание лифтов, аварийное обслуживание лифтов и лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов и ЛДСС (ТО, ТО), обслуживание лифтов (ежесуточные и периодические осмотры), исходя из стоимости перечисленных работ на 1 кв.м. - 0,93 рублей.
Исходя из общей площади жилого помещения, принадлежащего Ильичёвой В.В. равной 52,10 кв.м. перерасчет должен был быть произведен на сумму: 48,45 рублей.
Приказом директора ООО «УИ ЖКХ-2008» № от 11.12.2019 поручено произвести перерасчет начисления платы с 01.11.2019 по 30.11.2019 стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> по следующим видам работ: санитарное содержание лифтов, аварийное обслуживание лифтов и лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов и ЛДСС (ТО, ТО), обслуживание лифтов (ежесуточные и периодические осмотры), исходя из стоимости перечисленных работ на 1 кв.м. - 0,93 рублей.
Исходя из общей площади жилого помещения, принадлежащего Ильичёвой В.В. равной 52,10 кв.м. перерасчет должен был быть произведен на сумму: 48,45 рублей.
Приказом директора ООО «УИ ЖКХ-2008» № от 21.01.2020 поручено произвести перерасчет начисления платы с 01.12.2019 по 17.12.2019 стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> по следующим видам работ: санитарное содержание лифтов, аварийное обслуживание лифтов и лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов и ЛДСС (ТО, ТО), обслуживание лифтов (ежесуточные и периодические осмотры), исходя из стоимости перечисленных работ на 1 кв.м. - 0,93 рублей.
Исходя из общей площади жилого помещения, принадлежащего Ильичёвой В.В. равной 52,10 кв.м. перерасчет должен был быть произведен на сумму: 26,57 рублей.
Из анализа платежных документов следует, что перерасчет платы за услуги по содержанию и ремонту лифтов за период с 01.03.2019 по 17.12.2019 произведен не в полном объеме.
Учитывая изложенное, на ответчика, в силу вышеуказанных положений закона необходимо возложить обязанность произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения <адрес>, в части платы за содержание и ремонт лифтового оборудования, исходя из тарифа за 1 кв.м. общей площади жилых помещений – 4 рубля 17 копеек, за период с 01.03.2019 по 17.12.2019, что составит в сторону уменьшения 2 508 рублей 97 копеек, и учесть при этом размер фактически произведенного перерасчета на сумму 461 рубль 08 копеек. Общая сумма перерасчета за период с 01.03.2019 по 17.12.2019 составит 2 047 рублей 89 копеек.
Доказательств того, что услуги по содержанию и текущему ремонту лифтов фактически производились, стороной ответчика в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Руководствуясь положениями ст. 15 Закона о защите прав потребителей, установив, что в связи с нарушением ответчиком прав истца как потребителя последней причинен моральный вред, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования о компенсации морального вреда.
С учетом фактических обстоятельств причинения вреда, характера причиненных истцу нравственных страданий, требования разумности и справедливости, суд считает возможным определить размер денежной компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей, полагая завышенным указанный истцом размер на сумму 300 000 рублей.
В удовлетворении требования о компенсации морального вреда на сумму 297 000 рублей, истцу следует отказать.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Исходя из разъяснений п. п. 20 - 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21.01.2016 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (ст. ст. 98, 102, 103 ГПК РФ) не подлежат применению при разрешении требований о компенсации морального вреда и требований о взыскании неустойки, которая уменьшается судом, в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).
Поскольку истец в силу статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», пункта 4 части 2 статьи 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования город Усть-Илимск в размере 700 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ильичёвой В.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство - 2008» о перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги, удовлетворить в части.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство - 2008» обязанность произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения <адрес>, в части платы за содержание и ремонт лифтового оборудования, исходя из тарифа за 1 кв.м. общей площади жилых помещений – 4 рубля 17 копеек, за период с 01.03.2019 по 17.12.2019 в размере 2 047 рублей 89 копеек.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство - 2008» в пользу Ильичёвой В.В. компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В удовлетворении требований о возложении обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство - 2008» произвести перерасчет платы по услуге водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме и запрете предъявлять счета за водоотведение в целях содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, а также во взыскании компенсации морального вреда в размере 297 000 рублей, отказать.
Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство - 2008» государственную пошлину в доход муниципального образования город Усть-Илимск в размере 700 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья В.И. Шушина
Мотивированное решение изготовлено 23.03.2020