УИД 10RS0011-01-2021-017987-93
Дело № 2-68/2022 (№ 2-685/2021)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 марта 2022 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательст-вующего судьи Курсова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Байковой Ж.А., с использованием системы видеоконференц-связи, с участием представителя истца Пантелеева А.В., представителя ответчика Коротаевой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галешкина Виталия Васильевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о признании незаконным решения от 17.04.2019, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,
установил:
Галешкин В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о признании незаконным решения, включении периодов работы в стаж и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указал, что 04.04.2019 обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии постарости на основании п. 9 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением от 17.04.2019 № 143369/19 в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, либо стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет. Указанным решением подсчитан его страховой стаж на момент обращения с соответствующим заявлением в размере 35 лет 09 месяцев 12 дней, специальный стаж в плавсоставе - 17 лет 03 месяца 25 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 11 лет 03 месяца 01 день, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 14 лет 10 месяцев 02 дня. В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ответчиком необоснованно не включены следующие периоды работы: с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в Олонецком лесопункте-лесничестве и с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в Медвежъегорском порту (периоды нахождения на курсах повышения квалификации); с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в Беломоро-Онежском пароходстве (период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы). В этой связи просит суд признать решение ответчика № 143369/19 от 17.04.2019 незаконным, включить указанные периоды в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости на основании п. 9 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.05.2019, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия от 04.03.2022 принят отказ представителя истца от исковых требований к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о возложения обязанности включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в Олонецком лесопункте-лесничестве и с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в Медвежъегорском порту (периоды нахождения на курсах повышения квалификации); с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в Беломоро-Онежском пароходстве (период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы), производство по делу в указанной части прекращено.
Истец Галешкин В.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил.
Представитель истца по доверенности Пантелеев А.В. в судебном заседании исковые требования о признании решения ответчика № 143369/19 от 17.04.2019 об отказе в назначении страховой пенсии по старости по достижении истцом 51 года незаконным, возложении на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости на основании п. 9 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.05.2019 по достижении истцом 51 года, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Коротаева А.Г. пояснила, что страховая пенсия по старости подлежит назначению истцу только по достижении им возраста 55 лет, оснований для назначения ему пенсии с 51 года не имеется, так как он не имеет необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, при этом снижение предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона возраста выхода на пенсию с применением положений п. 6 ч. 1 ст. 32 данного закона не предусмотрено.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон), согласно ч. 1 ст. 4 которого право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частями 2 и 3 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2, 6 и 7 ч. 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001 (ч. 2 ст. 32 Федерального закона).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В судебном заседании установлено, что Галешкин В.В. хх.хх.хх г. года рождения, 04.04.2019 обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по достижении 51 года.
Решением ответчика от 17.04.2019 № 143369/19 Галешкину В.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет.
Ответчиком не включены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, следующие периоды работы истца: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в Олонецком лесопункте-лесничестве и с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в Медвежъегорском порту; период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в Беломоро-Онежском пароходстве.
Из указанного решения следует, что страховой стаж истца составляет 29 лет 08 меся 03 дня, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2004 № 2-П - 35 лет 09 месяцев 12 дней, при требуемом не менее 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 11 лет 03 месяца 01 день при требуемом не менее 15 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 14 лет 10 месяцев 02 дня при требуемом не менее 20 лет.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела ответчиком 07.02.2022 вынесение решение о внесении изменений в решение от 17.04.2019 об отказе в установлении пенсии, которым спорные периоды работы истца включены в стаж его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В этой связи уточненным решением ответчика от 17.04.2019 истцу установлено наличие у него: страхового стажа 29 лет 07 месяцев 29 дней при требуемом страховом стаже 25 лет; стажа работы в районах Крайнего Севера (с учетом стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) 12 лет 06 месяцев 13 дней при требуемом не менее 15 лет; специального стажа работы в плавсоставе в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона 18 лет 09 месяцев 03 дня при требуемом стаже 12 лет 06 месяцев.
Как указано в обжалуемом решении, для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет необходимо соблюдение следующих условий:
- страховой стаж не менее 25 лет;
- специальный стаж работы в плавсоставе не менее 12 лет 06 месяцев;
- величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 16,2;
- стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет либо стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет.
Так как у Галешкина В.В. имелся необходимый стаж работы по первым трем пунктам, однако отсутствовал стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет либо стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет, пенсионным органом отказано в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона.
Указанное решение ответчика, с учетом внесения в него изменений, в части отказа в установлении досрочной страховой пенсии по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона признает правильным, поскольку оно соответствует нормам пенсионного законодательства.
Так, в соответствии со ст. 33 Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ст. 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 1).
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 1-10 и 16-18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.06.2019 № 1745-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав статьей 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», установление льготных условий приобретения права на досрочное назначение пенсии по старости предполагает право законодателя определять правила исчисления специального стажа. Так, в ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» законодатель предусмотрел определенные виды работ с особыми условиями труда, учитываемые наравне с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1), а также закрепил для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, возможность дополнительного снижения возраста, установленного для досрочного назначения указанной пенсии, на пять лет (часть 2).
Аналогичный порядок суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривался и ранее действовавшим законодательством (статья 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», закрепляющая возможность суммирования стажа, а для лиц, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - льготу по дополнительному снижению пенсионного возраста, направлена на реализацию пенсионных прав лиц, занятых на соответствующих видах работ, а также в определенных местностях, и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан, в том числе заявителя.
Из совокупного толкования положений ч. 1 ст. 30 и ст. 33 Федерального закона, а также Определения Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.06.2019 № 1745-О следует, что для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона со снижением установленного данной нормой закона возраста выхода на пенсию с 55 лет дополнительно на 5 лет по ч. 2 ст. 33 Федерального закона необходим стаж работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, который у истца отсутствует.
Довод представителя истца о том, что законом допускается снижение установленного п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона возраста выхода на пенсию с применением п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона не основан на законе, так как указанные в ч. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 32 Федерального закона основания для досрочного назначения страховой пенсии являются самостоятельными, их одновременное применение не допускается, а дополнительное снижение установленного указанными положениями закона возраста для досрочного выхода на пенсию закреплены в ст. 33 Федерального закона. При этом совокупное применение ч. 2 ст. 33 и п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона также не предусмотрено.
При таких обстоятельствах пенсионным органом сделан верный вывод о том, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона возникнет у истца по достижении им возраста 55 лет, поэтому решение пенсионного органа от 17.04.2019 № 143369/19 в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Галешкина Виталия Васильевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о признании незаконным решения от 17.04.2019, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелии в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья (подпись) И.А. Курсов
Копия верна. Судья И.А. Курсов
Мотивированное решение суда изготовлено 09.03.2022.