Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-671/2013 ~ М-790/2013 от 31.05.2013

К делу № 2-671/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июля 2013 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Паластровой Г.В.,

при секретаре судебного заседания Алиевой Е.А.,

с участием представителя истца Коваленко В.П. – Литвинчук А.В., действующего на основании доверенности № 23АА1880414 от 18 апреля 2013,

ответчика - представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Тихорецком городском поселении – Павлють Т.А., действующей на основании доверенности от 23 августа 2012 года №01-3907, Суворовой Е.В., действующей на основании доверенности № 01-3074 от 24 июня 2013 года,

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: представителя Управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Тихорецком районе – Чайкиной М.А., действующей на основании доверенности № 02.34/4836 от 09 января 2013 года,

представителя военного комиссариата Краснодарского края по городу Тихорецк и Тихорецкому району крае – Чальцева А.В., действующего на основании доверенности № 1/1887 от 02 июля 2013 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Валентины Петровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и признании права на ежемесячную денежную выплату, как члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы,

У С Т А Н О В И Л:

Коваленко В.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан и признании права на ежемесячную денежную выплату, как члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.

Иск мотивирован тем, что сын истца - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выполняя боевое задание, верный военной присяге, проявив стойкость и мужество, погиб ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается извещением объединенного Военного Комиссариата города Тихорецка Краснодарского края серии 3 от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельством о смерти серии 1-АГ , выданное отделом ЗАГС администрации города Тихорецка ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район с 01 января 2005 года назначило истцу ежемесячную денежную выплату по категории родители и жены погибших военнослужащих, что подтверждается удостоверением серии ЖР , выданное ДД.ММ.ГГГГ Объединённым Военным комиссариатом города Тихорецка Краснодарского края. В соответствии, с которым, истец имеет права и льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 29.06.2004).

В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122- ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" система социальной поддержки ветеранов, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшейся ветеранам прав и льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой в размере 150 рублей (при отказе от соцпакета), в настоящее время, в связи с индексацией -1085,98рублей.

15 марта 2013 года истец подал заявление о перерасчете ежемесячной денежной выплаты и выплате разницы ЕДВ в соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П.

Решением №294 Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район от 22 марта 2013 года в перерасчете ежемесячной денежной выплаты отказано, о чем сообщено ответом № К-24-11.1/27 от 22 марта 2013 года.

Истец считает, что данный отказ является незаконным, необоснованным и нарушает ее конституционные права по следующим причинам:

В соответствии со статьей 7 Закона СССР от 01.08.1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" до 01 января 2005 года истец пользовался льготами установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой, размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) с 01 января 2006 года по 04 апреля 2007 года определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1500 рублей (в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2005 года согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ — 1050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий с 01 января 2006 года по 04 апреля 2007 года — 600 рублей (в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2005 года — 150 рублей). Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации признал за истцом право на получение с 01 января 2005 года ежемесячной денежной выплаты в размере 150 рублей, которую истец получала в период с 01 января 2005 года по 31 июля 2005 года. С 01 августа 2005 года по 31 декабря 2005 года сумма ежемесячной денежной выплаты составляла 159 рублей, с 01 января 2006 года по 31 марта 2006 года — 636 рублей, с 01 апреля 2006 года по 31 марта 2007 года — 690,06 рублей; с 01 апреля 2007 года по 03 апреля 2007 года сумма ежемесячной денежной выплаты составляла 741,81 рублей.

Согласно части 2 статьи 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 года N 502-О, федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающее снижение объема мер социальной защиты жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01.01.2005 года, с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, — иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации. В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 года № 8-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. По смыслу ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 года N 502-О). Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 года N 89-О). Следовательно, взаимосвязанные положения ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) и п. 19 ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.

Таким образом, государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район неправомерно начисляло истцу в период с 01 января 2005 года по настоящее время ежемесячную денежную выплату по категории члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц, из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Согласно изложенным нормам и Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 года № 331-О-П, положения Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления в силу данного Федерального закона, если они ухудшают положение граждан.

Считает, что государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район должно было начислять ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой Отечественной войны в период с 01 января 2005 года по 31 июля 2005 года в сумме 1050рублей; в период с 01 августа 2005 года по 31 декабря 2005 года — в сумме 1113 рублей; в период с 01 января 2006 года по 31 марта 2006 года — в сумме 1590рублей; в период с 01 апреля 2006 года по 31 марта 2007 года — в сумме 1725,15 рублей; в период с 01 апреля 2007 года по 01 апреля 2008 года — в сумме 1854,54 рублей; в период с 01 апреля 2008 года по 01 июля 2008 года - 2012 рублей; в период с 01 июля 2008 года по 01 апреля 2009 года - 2049рублей; в период с 01 апреля 2009 года по 01 апреля 2010 года – 2316 рублей; в период с 01 апреля 2010 года по 31 марта 2011 года - 2547 рублей 60 копеек.

Таким образом, сумма доплаты за период: с 01 января 2005 года по 01 августа 2005 года - 1050-150=900 рублей, 900рублей*7мес=6300рублей; с 01 августа 2005 года по 01 января 2006 года - 1113-159=954рубля, 954рубля*5мес=4770рублей; с 01 января 2006года по 01 апреля 2006 года - 1590-636=954рублей, 954рублей*3мес.=2826рублей; с 01 апреля 2006 года по 01 апреля 2007 года - 1725,15-90,06=1035,09 рублей, 1035,09рублей*12мес =12421,08 рублей; с 01 апреля 2007 года по 01 апреля 2008 года - 1854,54-741,81=1112,73рублей, 1112,73рублей*12мес =13352,76рублей; с 01 апреля 2008 года по 01 июля 2008 года - 2012-805=1207рублей, 1207рублей*3мес.=3621рублей; с 01 июля 2008года по 01 апреля 2009года - 2049-820=1229рублей, 1229*9мес.= 11061 рублей; с 01 апреля 2009года по 01 апреля 2010года - 2316-927=1389рублей, 1389рублей* 12мес=16668рублей; с 01 апреля 2010года по 31 марта 2011года 2547,60 -1019,70=1527,90рублей, 1527рублей*12мес=18334,80рублей; с 01 апреля 2011 года по настоящее время 2713,19руб-1085,98=1627,21рублей, 1627,21руб*7мес. =11390,47рублей.

Согласно п. 30 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 года № 294 (ред. от 17.12.2009 года), ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

В связи с чем, просит признать отказ УПФ РФ (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район протокол № 294 от 22 марта 2013 года в перерасчете и установлении ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ - незаконным. Обязать УПФ РФ (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края назначить истцу ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Обязать УПФ РФ (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края произвести перерасчет и выплатить невыплаченные ежемесячные денежные выплаты с 01 января 2005 года по настоящее время.

В судебное заседание истец Коваленко В.П. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлена.

Представитель истца – Литвинчук А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, настаивал на удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края – Павлють Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что статьей 7 Закона СССР от 1 августа 1989г. №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Федеральный закон от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», который вступил в силу с 16 января 1995 года, определил круг лиц, имеющих право на меры социальной защиты, в который включены, в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненные к ним члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, а также установил объем мер социальной защиты, предоставляемой каждой категории граждан с учетом их особого юридического статуса. При этом, меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников войны и ветеранов боевых действий определены в статье 21 вышеуказанного Федерального закона, а статьей 15 определены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны.

С 1 января 2005 года согласно Федеральному Закону от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним членов семей военнослужащих, была преобразована в систему мер социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставляющихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой.

Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 04.04.2007г. №331-0-П, по смыслу ежемесячная денежная выплата, установленная в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ), представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей и направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот. В связи с чем Конституционным судом определено, что нормы ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995года не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии со статьей 7 Закона СССР от 1 августа 1989г. №313-1 и Федеральным Законом от 12 января 1995г. №5-ФЗ.

Учитывая, что сын истца погиб при исполнении служебных обязанностей во время прохождения срочной военной службы ДД.ММ.ГГГГ, на истца не распространялись льготы, установленные в соответствии со статьей 7 Закона СССР от 1 августа 1989г. №313-1 и, соответственно, ежемесячная денежная выплата не может быть установлена в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны.

По причине того, что особый правовой статус был установлен истцу военным комиссариатом на основании Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ, то объем предоставляемых льгот определен статьей 21 указанного Федерального закона.

Кроме того, с 1 января 2005 года истец является получателем ежемесячной денежной выплаты согласно ст.23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ, как член семьи погибшего военнослужащего срочной службы, размер которой с учетом индексации с 1 апреля 2013 года составит 1214,45 рублей, включая стоимость набора социальных услуг 839 рублей 65 копеек.

Исходя из положения Определения Конституционного суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1125-О-О, следует, что возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения (статья 7), Конституция Российской Федерации вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель, осуществляющий правовое регулирование в данной области, располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности, при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей. Однако, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан – получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-О).

Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе «О ветеранах» определил круг лиц, относящихся к ветеранам, и установил меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, предусмотрев различный объем мер социальной защиты, в том числе для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц (военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

При этом законодатель предусмотрел, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены (пункт 3 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах»).

На основании указанных законоположений члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими в соответствии с предписаниями статьи 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» правового статуса, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, тогда как для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы и не приобретших статуса участников войны на основании ранее действовавшего законодательства, был предусмотрен иной объем мер социальной защиты.

Такое правовое регулирование было направлено на сохранение ранее предоставлявшихся членам семей, в том числе родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, объема мер социальной защиты, что согласовывалось с предписаниями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации и не нарушало конституционный принцип равенства.

По смыслу статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах», ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-О).

Следовательно, положение подпункта 4 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах», предусматривающее установление ежемесячной денежной выплаты родителям и вдовам погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих с учетом ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, в размере отличном от размера такой выплаты участникам войны, не может рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

Учитывая, что Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ был принят и вступил в законную силу после вступления в силу Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1, то с учетом положений Постановления Конституционного суда РФ от 25.06.2001 года № 9-П согласно общему правилу, при возникновении спорной ситуации применению подлежит норма изданная позднее. Таким образом, нормы Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» в настоящее время фактически не применяются, поскольку они утратили свою актуальность с момента вступления в действие Закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов и членов их семей в Российской Федерации.

Кроме того, учитывая дату смерти ФИО1, льготы по закону СССР фактически не могли предоставляться, в связи с распадом СССР и образованием нового независимого государства – Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, правовых оснований для применения норм, содержащихся в статье 7 Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 не имеется, кроме того льготное удостоверение выдавалось со ссылкой на законодательство РФ, соответственно льготы по статье 21 №5-ФЗ от 12.01.1995 года предоставлялись Коваленко в полном объеме согласно российской законодательству, в том числе сумма установленной ЕДВ полностью соответствовала требованиям статьи 23.1 названного закона. На основании изложенного считают требования истца незаконными и необоснованными и просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Тихорецком районе в судебном заседании пояснила, что Коваленко Валентина Петровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована и проживает одна по адресу: <адрес>. Коваленко В.П. в базе данных управления зарегистрирована с 01 марта 2002 года как нетрудоспособный член семьи погибшего инвалида войны, участника ВОВ, ветерана боевых действий, состоявшая на его иждивении и получающая пенсию по случаю потери кормильца (имеющая право на её получение); член семьи военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, в том числе прохождении военной службы по призыву (действительной срочной службы).

Удостоверение о праве на меры социальной поддержки для родителей и жен погибших военнослужащих выдано 24 июня 1996 года Тихорецким горвоенкоматом. На основании указанного удостоверения в соответствии со статьей 21 Закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» Коваленко В.П. имеет право на оплату в размере 50 процентов за жилое помещение и коммунальные услуги (отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, сетевой газ, электроэнергия и вывоз мусора), которая заменена с 1 января 2007 года на компенсацию расходов на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг в соответствии с Законом Краснодарского края от 28.06.2006 года № 1070-КЗ «О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Льготной категории граждан, состоящих на учете в УСЗН в Тихорецком районе на 01 января 2007 года, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг была назначена на основании баз данных организаций - поставщиков коммунальных услуг и документов граждан обратившихся в УСЗН с 2003 года по 31 декабря 2006 года. Поэтому Коваленко В.П. вышеуказанная компенсация была назначена без истребования заявления с 01 января 2007 года по настоящее время.

Также, Коваленко В.П. на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выплачивается ежемесячное пособие родителям в соответствии с Законом Краснодарского края от 07.06.2004 года № 719-КЗ «О ежемесячном пособии родителям военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и сотрудников органов федеральной службы безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)».

На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Коваленко В.П. с 01 января 2012 года по настоящее время выплачивается ежемесячная денежная компенсация членам семей умершего (погибшего) вследствие военной травмы, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления, окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с частью 9, 10, 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащим и представлении им отдельных выплат» (распечатка о выплаченных суммах прилагается).

С учетом изложенного, считает данный иск не подлежащим удовлетворению, так как не основан на нормах действующего законодательства Российской Федерации.

Представитель военного комиссариата по городу Тихорецк и Тихорецкому району в Краснодарском крае просил рассмотреть данный иск на усмотрение суда в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит, что требования истца удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном истца Коваленко Валентины Петровны, что подтверждается свидетельством о рождении II-АГ , выданным Отделом ЗАГС города Тихорецка управления ЗАГС Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 погиб, выполняя боевое задание, верный боевой присяге, проявив стойкость и мужество, что подтверждается извещением Военного комиссариата города Тихорецка и Тихорецкого района З от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о смерти, выданным отделом ЗАГС администрации города Тихорецка Краснодарского края I-АГ от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец является получателем ежемесячной денежной выплаты на основании статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», как член семьи погибшего военнослужащего срочной службы и пользуется льготами в соответствии со статьей 21 указанного закона, что не оспаривается сторонами.

Возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения (статья 7), Конституция Российской Федерации вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель, осуществляющий правовое регулирование в данной области, располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности, при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей.

Как следует из материалов дела, истец, являясь членом семьи погибшего при исполнении служебных обязанностей во время прохождения срочной службы, имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 3 статьи 21 и статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах», поскольку особый правовой статус установлен ей военным комиссариатом на основании Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, что подтверждается удостоверением серии ЖР от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3 статьи 21 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 23.1 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ежемесячная денежная выплата членам семей погибших (умерших) устанавливается в размере отличном от размера такой выплаты участникам войны по следующим основаниям.

Нормами пункта 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что с 1 января по 31 декабря 2005 года ежемесячная денежная выплата членам семей погибших (умерших) выплачивается в размере 150 рублей.

Таким образом, Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, начиная с 1 января 2005 года определены ежемесячные денежные выплаты и категории граждан, получающие ВДВ. При этом статус «участника Великой Отечественной войны» и статус «родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, при исполнении иных обязанностей военной службы» стали различны, что отразилось и на размере ежемесячных денежных выплат.

При этом следует отметить, что нормы Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" в настоящее время фактически не применяются, поскольку они утратили свою актуальность с момента вступления в действие Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов и членов их семей в Российской Федерации.

Учитывая, что Федеральные законы от 12.01.1995 N 5-ФЗ и от 22.08.2004 N 122-ФЗ были приняты и вступили в законную силу после вступления в силу Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1, то с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П, согласно общему правилу, при возникновении спорной ситуации применению подлежит норма, изданная позднее.

Таким образом, правовых оснований для применения норм, содержащихся в статье 7 Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1, не имеется.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, изменив систему социальной защиты, предусмотрел гарантии сохранения ранее достигнутого уровня социальной защищенности граждан. Так, в соответствии с целями данного Федерального закона, указанными в его преамбуле, статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено право на ежемесячную денежную выплату. Данная норма направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года N 536-О-О).

Льготы, предусмотренные данным Федеральным законом для отдельных категорий граждан, предоставляются дифференцированно. Поэтому, разрешение вопроса о предоставлении членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как лицам, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", является прерогативой законодателя.

Истцу Коваленко В.П. с учетом изложенного и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 04 апреля 2007 года № 331-О-П, установлена в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах» и в настоящее время выплачивается ежемесячная денежная выплата, в размере, предусмотренном для данной категории граждан.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца, как не приобретшего права на получение ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

На основании статей 21 и 23.1 Федерального Закона №5-ФЗ от 12 января 1995 года “О ветеранах”, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Отказать Коваленко Валентине Петровне в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и признании права на ежемесячную денежную выплату, как члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

2-671/2013 ~ М-790/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коваленко Валентина Петровна
Ответчики
Управление пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район
Другие
Министерству обороны РФ Отделу военного комиссариата Краснодарского края по городу Тихорецку и Тихорецкому району
Управление социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Тихорецком районе (УСЗН в Тихорецком районе)
Суд
Тихорецкий городской суд Краснодарского края
Судья
- Паластрова Галина Владимировна
Дело на странице суда
tixoreck-gor--krd.sudrf.ru
31.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2013Передача материалов судье
07.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.06.2013Предварительное судебное заседание
24.06.2013Предварительное судебное заседание
02.07.2013Судебное заседание
08.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2017Дело оформлено
08.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее