Дело № 2-262/2021
24RS0057-01-2020-001758-95
К 2.209
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2021 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре Олейниковой И.А.,
с участием помощника Шарыповского межрайонного прокурора – Мартынова А.М. (по поручению прокурора),
представителя ответчика МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка» - Черепановой О.Г. (на основании Устава и приказа №13-кл от 10.09.2010), представителя ответчика Управления образованием Администрации г. Шарыпово Цыпленковой О.Ю. (по доверенности № 01/21 от 11.01.2021), представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Шарыпово – Гапанюк Ю.С. (по доверенности от 01.02.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц кМуниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида», Управлению образованием Администрации города Шарыпово о возложении обязанности по обеспечению безопасности объекта и прилегающей территории, -
Установил:
Шарыповская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка», Управлению образованием Администрации г. Шарыпово (с учетом уточнения исковых требований, поданного в порядке ст. 39 ГПК РФ), о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда, обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенностиобъектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, путем: обеспечения охраны здания Учреждения и прилегающей к нему территории, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования, на 1-м этаже в здании Учреждения, помещения для охраны с установленной в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средством передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ.
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проведения Шарыповской межрайонной прокуратурой проверки исполнения образовательными учреждениями законодательства о противодействии терроризму было установлено, что здание образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка», расположенное по адресу: <адрес>, не обеспечено физической охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны. Кроме того, на 1-м этаже в здании Учреждения, не оборудовано помещение для охраны с установленной в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средством передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (л.д. 4-7, 79-80).
В судебном заседании помощник прокурора – Мартынов А.М. поддержал уточненные исковые требования по тем же основаниям.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка» - Черепанова О.Г. (полномочия проверены, л.д. 81), в судебном заседании пояснила, что пояснила, что физическая охрана посредством специализированных организаций МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка» не осуществляется, ввиду отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования г. Шарыпово по причине дефицита бюджета города.На сегодняшний день денежные средства на указанные прокурором мероприятия по охране объекта не выделены. Представитель МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка» возражала относительно удовлетворения исковых требования по оборудованию на 1-м этаже в здании Учреждения, помещения для охраны с установленной в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средством передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ по доводам, изложенным в письменном пояснении о следующем (л.д. 82).Здание учреждения введено в эксплуатацию в 1985 году. Согласно технического паспорта в МБДОУ имеется 13 групповых помещений, включающих в себя: игровую комнату, спальню, приемную, туалетную комнату; музыкальный и спортивный залы, помещение пищеблока, прачечную, помещения для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог), кабинеты (заведующей, зам.зав. по АХР, делопроизводителя, кастелянши). На первом этаже МБДОУ расположены 6 групповых помещений, помещение пищеблока, прачечная, кабинет учителя-дефектолога, медицинский блок, кабинеты специалистов, подсобные помещения. На основании акта проверки фактического наличия и использования муниципального имущества МБДОУ № 4 «Росинка» от 25.08.2020 г. все помещения используются по назначению, свободных помещений нет. Пункт охраны организован в холле 1-го этаже на центральном входе в здание МБДОУ.
В судебном заседании представитель ответчика Управления образованием Администрации г. Шарыпово – Цыпленкова О.Ю. (полномочия проверены, л.д. 50) исковые требования признала частично, по доводам, изложенным в отзыве на иск (л.д. 103-104). В соответствии с п. 4.3. Стандарта безопасности в общеобразовательных учреждениях Красноярского края (утвержденного Губернатором Красноярского края 11.04.2013 и согласованного министром образования и науки Красноярского края, начальником Главного управления МВД России по Красноярскому краю, руководителем Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, начальником Главного управления МЧС России по Красноярскому краю), к основным требованиям по обеспечению антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений относится наличие физической охраны в образовательном учреждении, осуществляемой охранными организациями или иными лицами, состоящими в штате образовательной организации (вахтеры, сторожа).В ночное время охрана зданий муниципального общеобразовательного учреждения осуществляется сторожами - работниками МБДОУ № 4 «Росинка». В дневное время пропускной режим осуществляется вахтерами - также работниками МБДОУ № 4 «Росинка».
В муниципальных образовательных учреждениях города Шарыпово, подведомственных Администрации г. Шарыпово, физическая охрана посредством специализированных организаций не осуществляется, ввиду отсутствия денежных средств, в бюджете МО г. Шарыпово по причине дефицита бюджета города Шарыпово.МБДОУ № 4 «Росинка» ежегодно заключает договор об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагированию на тревожные сообщения с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю». Оплата указанных услуг осуществляется за счет средств бюджета г. Шарыпово.МБДОУ № 4 «Росинка» является муниципальнымучреждением и не осуществляет приносящей доход деятельности, не имеетсобственных средств, не имеет возможности осуществить выполнение мероприятий по введению в учреждении физической охраны, даже при наличии решения суда, ввиду отсутствия необходимых денежных средств.Управление образованием регулярно обращается к Главе г. Шарыпово повопросу выделения дополнительных денежных средств, и также не имеет возможности выделить денежные средства для МБДОУ № 4 «Росинка» на выполнение мероприятий по введению в учреждении физической охраны, так как в бюджете г. Шарыпово, денежные средства на указанные мероприятия не запланированы. Кроме того, требования прокурора содержат неполный перечень подразделений органов исполнительной власти, имеющих право обеспечивать охрану образовательных учреждений.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Шарыпово – Гапанюк Ю.С. (полномочия проверены, л.д. 73) доверенности от 01.02.2021) в судебном заседании суду пояснила, что действующим законодательством установлен срок, в течение которого правообладатель здания или сооружения обязаносуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом его категории. Данный срок составляет 2 финансовых года, следующим за текущим, с момента утверждения паспорта безопасности объекта (территории). В МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка» проведен ряд мероприятий, направленных на защиту обучающихся, работников образовательного учреждения от преступных посягательств. Утвержден 28.11.2019 паспорт безопасности и установлен срок, в течение которого учреждение обязано осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).Срок для исполнения требований истекает 28.11.2021 (л.д. 74-75).
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований.
С учетом изложенного, Шарыповским межрайонным прокурором правомочно подан иск в защиту нарушенных прав и свобод неопределенного круга лиц, поскольку в результате невыполнения мероприятий антитеррористической защищенности МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка», являющегося образовательным учреждением, создаются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровья работников и обучающихся, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность, создает угрозу нарушения основных принципов противодействия терроризму, а именно: приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон№ 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Как предусмотрено п. 2 ч. 6 ст.28ФедеральногоЗакона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст.41ФедеральногоЗакона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с пп.1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федерального закона № 35-ФЗ), одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ, Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно ч. 3.1 ст. 5 приведенного Федерального закона юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона № 35-ФЗ,постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», согласно п.1 которых устанавливаются обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования РФ, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, иных объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности указанного Министерства.
Для целей настоящих требований, под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), правообладателями которых являются Министерство науки и высшего образования РФ, его территориальные органы и подведомственные ему организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющиеполномочияв сфере научной деятельности, высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере научной деятельности, высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере науки, высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п.5).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих(эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности (п.6).
Как установлено п.п. 24-26 Требований к антитеррористической защищенности объектов, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных ко второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на объектах (территориях) и ликвидация угрозы их совершения достигается посредством организации круглосуточной охраны, ежедневная проверка (обход и осмотр) зданий (строений, сооружений), потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), стоянок автотранспорта, складских и подсобных помещений.
Из этого следует, что объекты (территории) третьей категории опасности должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечены непосредственной, а не дистанционной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательныхпрограммв соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пп. 12.1, 13 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно пп. 2, 3 п. 3 данной статьи, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемусяказенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств; по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Исходя из указанных норм, обстоятельством, имеющим юридическое значение для дела, является установление того, кто является главным распорядителем средств соответствующего бюджета.
Главный распорядитель средств соответствующего бюджета несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственных ему бюджетных учреждений и казенных предприятий (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из Устава (л.д.35-45), МБОУ «Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида» зарегистрировано Распоряжением Администрации г. Шарыпово от 12.12.1998 № 158-ГПР (п.1.1). Учредителем и собственником имущества учреждения согласно п.1.8 Устава является муниципальное образование «город Шарыпово Красноярского края», функции и полномочия которого, осуществляет орган местного самоуправления – Управление образованием Администрации города Шарыпово.
Согласно п. 1.11 Устава, МБОУ «Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида» является юридическим лицом, имеет муниципальное здание и план финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год и плановый период, обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления; может иметь самостоятельный баланс; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Из п. 1.32 Устава следует, что учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с режимом образовательной деятельности, за качество образования и его соответствие федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), за жизнь и здоровье воспитанников и работниковучреждения во время во время образовательного процесса, за нарушение прав и свобод воспитанников и работников учреждения, за иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно Паспорту безопасности МБОУ «Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида» относится ктретьей категории опасности объекта (территории); даны рекомендации, в том числе (л.д.14-34):
- в срок до 01.08.2020 оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны, с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- в срок до 01.08.2020 обеспечить охраной объект (территорию) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированнымии сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Следовательно, ответчик МБОУ «Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида»,в силу требований закона, обязан обеспечить безопасные условия в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, путем обеспечения охраны здания МБОУ «Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида», расположенного по адресу: <адрес>, и прилегающей территории сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны.
Как следует из справки от 20.05.2020, в ходе прокурорской проверки было установлено, что МБДОУ № 4 «Росинка» не обеспечено физической охраной сотрудниками частных охранных подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, не оснащено системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией и не оборудовано помещением для охраны с установленном в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средством передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (л.д.9).
21.12.2020г. МБДОУ № 4 «Росинка» заключен гражданско-правовой договор ВНЦ27-20 на установку системы видеонаблюдения (л.д.57-60), работы оплачены, выполнены и приняты по акту 23.12.2020 г. (л.д.61-65).
Как видно на фотографии (л.д.51) пункт охраны организован в холле 1-го этаже на центральном входе в здание МБДОУ, система видеонаблюдения выведена к месту наблюдения.
Возможности изыскать отдельное помещение для охраны учреждение не имеет, о чем свидетельствуют данные технического паспорта нежилого здания, 1984 года постройки (л.д.85-97).
На основании акта проверки фактического наличия и использования муниципального имущества МБДОУ № 4 «Росинка» от 25.08.2020, все помещения используются по назначению, свободных помещений нет (л.д. 83-84).
29.01.2021МБДОУ № 4 «Росинка» заключен гражданско-правовой договор № об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагировании на тревожные сообщения (GSM). Стоимость услуги за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 оплачена (л.д.69-71,72).
Из писем заведующей МБДОУ № 4 «Росинка» от 09.11.2020, 15.11.2020, 05.02.2021в адрес руководителя Управления образованием Администрации г. Шарыпово следует, что здание учреждения не передано под физическую охрану работникам охранного предприятия, осуществляющего охранную деятельность на профессиональной основе в соответствии с законодательством. В связи с чем, заведующая просит рассмотреть вопрос об обеспечении охраны (л.д.98-102).
Управление образованием Администрации города Шарыпово, как главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного ему бюджетного учреждения МБДОУ № 4 «Росинка».
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав в виде присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из системного толкования положений п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования, является необходимой мерой, направленной на антитеррористическую защищенность объекта МБДОУ № 4 «Росинка».
Таким образом, обязанность обеспечить охрану сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны здания МБДОУ № 4 «Росинка» и прилегающей к нему территории возлагается на МБДОУ № 4 «Росинка» и на Управление образованием Администрации г. Шарыпово.
Недостаточное финансирование из местного бюджета не является основанием для освобождения ответчиков от гражданско-правовой ответственности по исполнению требований к антитеррористической защищенности здания школы и прилегающей территории.
С учетом приведенных доводов, исследовав доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично.
Требованиями N 1006 предусмотрено, что для проведения категорирования, в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта, в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта. Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии. Комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) МБОУ «Детский сад № 4 «Росинка» утвержден руководителем данного Учреждения 20.09.2019 (л.д. 26-34).
Паспорт безопасности МБОУ «Детский сад № 4 «Росинка» также утвержден руководителем данного Учреждения 20.09.2019 (л.д. 14-25).
Таким образом, исходя из положений Требований, выполнение мероприятий планируется на следующие 2 финансовых года после года, в котором был принят акт обследования и категорирования объекта.
Предлагаемый процессуальным истцом срок для исполнения решения суда - в течение 6 месяцев с момента вступления в силу данного решения, отвечает критериям разумности, достаточности, поскольку такой срок соответствует Паспорту безопасности МБДОУ № 4 «Росинка»,соответствует положениям Требований, и обеспечивает соблюдение баланса интересов как неопределенного круга лиц, в интересах которых предъявлен иск, так и ответчиков по делу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Иск Шарыповского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида», Управление образованием Администрации города Шарыпово Красноярского края, обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, путем обеспечения охраны здания МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка», расположенного по адресу: <адрес>, и прилегающей к нему территории, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, в течение шести месяцев, с момента вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении исковых требований в части оборудования, на 1-м этаже в здании МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка», помещения для охраны с установленной в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средством передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2021 года.
Председательствующий: подпись. М.Ю. Бриткова