РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2015 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Шишкина А.Г.
с участием:
помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Некрасова К.А.
при секретаре Ельцовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1807/15 по заявлению прокурора Ставропольского района Самарской области об оспаривании действий Администрация сельского поселения Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным заявлением.
Просит:
признать бездействие администрации сельского поселения Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский по размещению информации о своей деятельности на официальном сайте сети Интернет в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» незаконной;
обязать администрацию сельского поселения Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления путем размещения на официальном сайте сети Интернет администрации Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский информации о деятельности администрации, Собрания представителей сельского поселения Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправлении, в том числе с размещением нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов.
В судебном заседании помощник прокурора Ставропольского района Самарской области заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – администрации сельского поселения Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, просит о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по заявленным требованиям не представил.
Суд, выслушав помощника прокурора Ставропольского района, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 247 ГПК РФ, суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
Согласно ст. 254 ГПК РФ, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов госвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ, граждане, организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по её мнению, были нарушены права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Заявление об оспаривании решения должностного лица, его действия (бездействие) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса.
Положениями ст. 45 ГПК РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судом установлено, что прокуратурой Ставропольского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции и законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в администрации сельского поселения Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский Самарской области, в ходе которой выявлены нарушения закона.
Согласно п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 24 Конституции РФ гарантируется право граждан на ознакомление с документами и материалами органов государственной власти и органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 №8-ФЗ размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет является одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 10 указанного закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
В соответствии со ст. 13 вышеназванного закона информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит:
1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:
а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;
г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);
е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);
2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
в) информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;
3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;
б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;
е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети "Интернет" иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ одними из основных требований при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
- соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности органов местного самоуправления;
- создание органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также создание муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией;
- учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов.
Проверкой установлено, что в нарушение требований закона администрацией сельского поселения Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский информация о своей деятельности на официальном сайте сети Интернет в полном объеме, а именно с учетом требований ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ, не размещается.
Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте сельских поселений муниципального района Ставропольский Самарской области – http://ставропольский-район.рф/ в разделе сельского поселения Новая Бинарадка информация о нормотворческой деятельности сельского поселения Новая Бинарадка, а именно нормативные правовые акты администрации, Собрания представителей сельского поселения Новая Бинарадка и их проекты как до 2015, так и после 2015 размещены не в полном объеме.
Нормативные правовые акты, принятые в 2015 разнятся с выложенными нормативными правовыми актами и их проектами на сайте, например, не размещены: постановление администрации сельского поселения Новая Бинарадка от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной программы сельского поселения Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский Самарской области «Социально-экономическое развитие сельского поселения Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский Самарской области на 2015-2017 годы», распоряжение администрации сельского поселения Новая Бинарадка «Об усилении мер пожарной безопасности на территории сельского поселения Новая Бинарадка на весеннее - летний период 2015 года» и другие.
Таким образом, информация о своей деятельности, предусмотренная ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ, администрацией сельского поселения Новая Бинарадка до настоящего времени не размещена в полном объеме, тогда как Федеральный закон от 09.02.2009 №8-Ф вступил в силу с 01.01.2010 года.
Администрацией сельского поселения Новая Бинарадка не принято мер по размещению полной информации о своей деятельности в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ.
Невыполнение указанных выше требований законодательства нарушает права граждан на обеспечение доступа к полноценной, достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, на ознакомление с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы граждан.
Сложившаяся ситуация нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного выше суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Ставропольского района Самарской области об оспаривании бездействия администрации сельского поселения Новая Бинарадка являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации сельского поселения Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский по размещению информации о своей деятельности на официальном сайте сети Интернет в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» незаконной.
Обязать администрацию сельского поселения Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления путем размещения на официальном сайте сети Интернет администрации Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский информации о деятельности администрации, Собрания представителей сельского поселения Новая Бинарадка муниципального района Ставропольский в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправлении, в том числе с размещением нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья А.Г. Шишкин