Судья Т.С.Мащенко Дело № 33-6265\2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИв составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Архаровой Л.В., Кореневой И.В.,
при секретаре Коданевой И.Н.
рассмотрев в судебном заседании 24 ноября 2011 года
дело по кассационным жалобам представителей МВД по Республике Коми и Отдела МВД РФ по г. Воркуте
на решение Воркутинского городского суда от 8 сентября 2011 года, по которому
отменено решение администрации МО ГО «Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ за № и решение Министерства внутренних дел по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Страйста Д.Ф. признан нуждающимся в жилом помещении, включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы.
В удовлетворении требования о выделении социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) для приобретения жилья в ДД.ММ.ГГГГ году отказано,
заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя МВД по Республике Коми Лобанова Э.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Страйста предъявил в суде иск к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству внутренних дел по Республике Коми о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении; признании нуждающимся в жилом помещении; возложении на ответчиков обязанности включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», имеющих право получения государственного жилищного сертификата. К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Отдел МВД РФ по ... и соответчиком Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики коми.
Требования истец мотивировал неправомерностью отказов в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ссылаясь Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», и Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, указывая, что при прохождении службы перед увольнением проживал в служебном жилом помещении.
Ответчики исковые требования не признали. Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационных жалобах представители ответчиков просят об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований и закона и фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационных жалоб, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для признания доводов обоснованными.
Как следует из материалов дела Страйста проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ, уволен по п. «...» ст. ... Закона Российской Федерации «О милиции» (...) ДД.ММ.ГГГГ. На основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ истцом была приобретена в собственность ... квартира, находящаяся по адресу: .... Согласно договору дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, Страйста передал указанную квартиру муниципальному образованию городского округа «Воркута».
Приказом МВД Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ Страйста назначен на должность ... с освобождением его от должности .... В связи с изменением места несения службы ДД.ММ.ГГГГ начальник УВД г.Воркуты обратился к главе МО ГО «Воркута» с ходатайством о выделении служебного жилого помещения Страйста на состав семьи ... человека с обязательством о передаче администрации МО ГО «Воркута» занимаемого жилого помещения.
На основании заявления Страйста о выделении служебной квартиры, администрацией МО ГО «Воркута» ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование жилищно-бытовых условий заявителя, дано заключение комиссии о выделении ему трехкомнатной квартиры в ... с учетом нового места работы. Согласно уведомлению отдела по учету и распределению жилья администрации МО ГО «Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ, Страйста включен в очередь нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях за номером .... Распоряжением руководителя администрации МО ГО «Воркута № от ДД.ММ.ГГГГ ... ... введена в разряд служебных для администрации МО ГО «Воркута» и предоставлена Страйста. В указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства Страйста, его ... ФИО8, ... ФИО9, ... ФИО10
Согласно решению жилищно-бытовой комиссии УВД по ... от ДД.ММ.ГГГГ Страйста на основании рапорта включен в очередь УВД по ... на получение жилищного сертификата для приобретения социального жилья по линии МВД РФ как нуждающийся в улучшении жилищных условий под номером №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Министерство внутренних дел по Республике Коми о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждан, уволенных со службы в ОВД по состоянию здоровья, содержащихся за счет средств федерального бюджета». ДД.ММ.ГГГГ Министром внутренних дел по Республике Коми Страйста отказано в удовлетворении заявления в связи с признанием необоснованной постановки на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Признавая отказ незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что истец относиться к категории лиц, подлежащих включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку уволен из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет более 10 лет, нуждающийся в получении жилого помещения.
Выводы суд соответствуют требования закона и фактическим обстоятельствам. Судом первой инстанции правомерно учтено, что Страйста проходил службу в органах внутренних Российской Федерации на должностях среднего и старшего начальствующего состава, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Уволен из органов внутренних дел по основанию предусмотренному ... Закона Российской Федерации «О милиции», .... Выслуга лет в календарном исчислении составляет ..., прослужил в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет в календарном исчислении, уволен из указанных районов с назначением пенсии.
Квартира, переданная истцом по договору дарения администрации муниципального образования городского округа «Воркута», приобреталась им по возмездной сделке. Страйста предоставлено служебное жилое помещение по договору найма. При этом безвозмездная передача принадлежащей Страйста квартиры являлась условием обеспечения его служебным жильем вблизи от места несения службы.
Постановлением Правительства РФ № 1054 от 6 сентября 1998 года утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению со службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно разделу 2 ст. 6 п.п. «г» нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии. Согласно пункту 7 указанных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание на служебной жилой площади.
29 сентября 1999 года Правительством РФ принято Постановление « № 1095 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений», которым установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации признанные в установленном порядке, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. В п. 2 вышеуказанных Правил указано на обязательность их исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи ГЖС военнослужащим и приравненным гражданам, уволенным со службы.
Постановлением Правительства РФ № 865 от 31 декабря 2005 года утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В пункте 1 абзаца восьмого раздела II Подпрограммы определены как категория граждан, имеющих право на получение субсидий, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях).
Аналогичная норма воспроизведена в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Выдача государственных жилищных сертификатов сотрудникам органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 г.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил право на участие в Подпрограмме имеют сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а в частности сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Пунктом 8 указанных Правил установлено, что основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Поскольку проживание сотрудника органа внутренних дел и членов его семьи на служебной жилой площади является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении, суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ ответчика о признании за ним права на получение сертификата и включении его в состав участников подпрограммы.
Доводы кассационных жалоб о том, что признание нуждающимся в улучшении жилищных условий может осуществляться только с учетом норм Жилищного кодекса РФ, а приведенные судом в обосновании выводов ссылки на постановления Правительства не правомерны в силу противоречий указанных постановлений требованиям закона, не могут быть основанием для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Утвержденная Правительством РФ в пределах полномочий, предоставленных в соответствии со ст. 110 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», программа и входящая в ее состав подпрограмма предусматривают категории граждан, которые признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с окончанием прохождения службы, и имеющими право на получение жилища в установленном порядке.
Доводы жалоб о том, что обязанность по включению истца в состав участников подпрограммы лежит на МО ГО «Воркута» не правомерны и не могут быть основанием для отмены и изменения решения суда.
Как следует из материалов дела истец выбрал местом для постоянного проживания в связи с окончанием службы в органах внутренних дел ..., где не имеет жилого помещения по договору социального найма и по праву собственности, Включение сотрудников органов внутренних дел в число участников подпрограммы для обеспечения жилым помещения осуществляется органом муниципальной власти по избранному месту жительства. Вместе с тем из материалов дела следует, что истец относиться к категории лиц, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с увольнением из органов внутренних дел.
Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Воркутинского городского суда от 8 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителей Министерства внутренних дел по Республике Коми и Отдела Министерства внутренних дел России по городу Воркуте – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –