№ 2-5075/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2019 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Саркисовой Е.В.
при секретаре Кулевой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамлеева Ильдара Исхаковича к ГУ-Главное Управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, обязании включить периоды в специальный и страховой стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Мамлеев И.И. обратился в суд с исковым заявлением к ПФ РФ о признании незаконным решения, обязании включить периоды в специальный и страховой стаж, обязщании назначить досрочную страховую пенсию с момента первоначального обращения- с 09.12.2018 года.
Свои требования мотивировал тем, что 09.12.2018 года обратился в ГУ - Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, однако получил отказ. Не согласившись с этим, истец вынужден обратиться в суд.
Истец Мамлеев И.И. в судебное заседание не явился, направив своего представителя, который в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области в судебном заседании с иском не согласился, полагая его необоснованным по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав доводы участников процесса, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу ст. 19, 39 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту и равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
09.12.2018 года Мамлеев И.И. обратился в ГУ - Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года.
Комиссия по назначению пенсий после проверки предоставленных документов для назначения досрочной страховой пенсии по старости отказано в ее назначении, о чем было вынесено решение №№ от 28.02.2019 года, поскольку отсутствует стаж, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ.
Так, как из специального, так и страхового стажа истца исключены следующие периоды работ:
с 03.11.1992г. по 30.12.1993г. (1г 1м 28д), поскольку организация приема на работу не соответствует организации при увольнении.
с 03.01.1994г. по 04.07.1994г.(6 м 1д), поскольку дата приказа о зачислении не соответствует дате приема на работу.
с 05.10.1994г. по 01.01.1997г. (2г 2 м 27 д), поскольку отсутствует документальное подтверждение регистрации организации и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ
с 18.09.2000г по 22.01.2001г.(4м 5д), поскольку данный период работы отсутствует в выписке из лицевого счета Мамлеева И.И. (зарегистрирован в системе 11.05.1999г.)
Из подсчета специального стажа исключён период с 01.04.2016г. по 30.06.2016г.(3 м), из подсчета страхового стажа периоды работы в АДРЕС: с 01.12.2001г. по 31.12.2001 г.(1г); с 01.01.2002г. по 01.05.2005г.(3г 4м 1д); с 27.03.2010г. по 04.01.2012г.(1 г 9 м 8д ); с 04.01.2012г. по 10.08.2012г.(7 м 7д ), поскольку отсутствует подтверждение уплаты страховых взносов на обязательное обеспечение или социальное страхование в АДРЕС.
Согласно п.6 ч. 1 ст.32 ФЗ-400 от 28.12.2013г «О страховых пенсиях» право за работу на Крайнем севере предоставляется мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
П. 2 ч. 1 ст. 30 закона «О страховых пенсиях» Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
П. 2 ст. 33 закона «О страховых пенсиях» регламентировано, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Основным условием для досрочного назначения пенсии является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах в профессиях и должностях, предусмотренных Списком.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ № 400. в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 13 ФЗ № 400 исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.
Согласно статье 22 ФЗ № 400 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительство на территорию Российской Федерации из государств — участников СНГ, в том числе из АДРЕС, осуществляется в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.
Так, согласно ст. 11 Соглашения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников СНГ, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.
П. 15 указания Минсоцзащиты от 18.01.1996 года № 1-1-У установлено, что документы о стаже работы и о заработке из бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено в РФ. При этом форма документов может быть произвольной.
Согласно п. 4.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР такие документы должны быть подписаны руководителями предприятий, организаций и заверены печатью.
На основании Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 года N 190, трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями. К таким документам относится трудовая книжка, а при ее отсутствии, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. В соответствии с пунктами 4, 6, 28 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства N 555 от 24.07.2002 года, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Кроме того, периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, пожаром и тому подобными причинами) а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух и более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
Согласно п.4 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» утвержденный Постановлением РФ от 02.10.2014г. № 1015, периоды работы, а так же особые условия работы (код) после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе государственного пенсионного страхования» № 167 от 15.12.2001г.
Из представленных в материалы дела документов, усматривается, что в периоды работы истца с 05.10.1994г. по 01.01.1997г; с 18.09.2000г по 22.01.2001г; с 01.04.2016г. по 30.06.2016г., с 01.12.2001г. по 31.12.2001 г.; с 01.01.2002г. по 01.05.2005г; с 27.03.2010г. по 04.01.2012г.; с 04.01.2012г. по 10.08.2012г. работодателем не уплачены страховые взносы.
Указанное обстоятельство истцом по ходу разбирательства дела не оспаривалось.
Поскольку за оспариваемые периоды работодателем страховые отчисления за Мамлеева И.И. не произведены, а из представленных в дело документов: справок с мест работы истца, невозможно сделать вывод о характере и условиях работы истца, о профиле организации, суд не усматривает правовых оснований для включении оспариваемых периодов работ в специальный и страховой стаж Мамлеева И.И.
При этом довод стороны истца о том, что данное обстоятельство вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, в частности с ее статьей 55 (часть 2), поскольку допускают распространение на застрахованных лиц неблагоприятных последствий ненадлежащего исполнения работодателем (страхователем) своих обязанностей по проведению специальной оценки условий труда и уплате дополнительных страховых взносов за работников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, суд находит несостоятельным.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с работой с тяжелыми условиями труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно (подпункт 2 пункта 1 и пункт 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Что касается испрашиваемых периодов работы истца: с 20.02.1997 года по 01.03.2000 года в должности оператора по цементу скважин, с 01.03.2000 года по 07.08.2000 года, с 01.05.2005 года по 12.01.2007 года в должности оператора оборудования, с 215.09.2008 года по 30.06.2009 года в должности сервисный супервайзер, с 01.08.2013 года по 31.03.2016 года в должности замруководителя отдела ПНП, с 25.04.2017 года по 23.05.2019 года в должности начальника с цеха, они предметом рассмотрения Пенсионного фонда не являлись, в их включении в необходимый стаж истцу отказано не было, в связи с чем суд лишен возможности давать оценку заявленным периодам в целях реализации права на пенсионное обеспечение.
Вместе с тем, суд обращает внимание, что за указанные периоды Мамлеевым И.И. не подтверждена постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда, а также как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях.
Учитывая изложенное, на день обращения Мамлеева И.И. за назначением досрочной страховой пенсии в соответствии с п.6 ч. 1 ст.32 ФЗ №400- ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г., его стаж работы составил 09 лет 07 месяцев 09 дней, при требуемом стаже — 15 лет, страховой стаж составил -15 лет 00 месяцев 27 дней, при требуемом - 25 лет, в связи с чем оспариваемый отказ ПФ РФ правомерен, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Мамлеева Ильдара Исхаковича к ГУ-Главное Управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, обязании включить периоды в специальный и страховой стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: Е.В.Саркисова