Дело № 2а-7/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 января 2019 года Чертановский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Трушечкиной Е.А., при секретаре Симачевой М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Станкевича В.А. о признании незаконным бездействие ОВК по Чертановскому району ЮАО Москвы, выразившегося в ненадлежащем уведомлении о необходимости явки в военный комиссариат о прохождении военной службы; признании незаконным и отмене решения призывной комиссии муниципального образования района Чертаново Центральное ЮАО г. Москвы от ………….. о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и выдаче ему справки взамен военного билета; обязании выдать военный билет,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Станкевич В.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействие ОВК по Чертановскому району ЮАО Москвы, выразившегося в ненадлежащем уведомлении о необходимости явки в военный комиссариат о прохождении военной службы; признании незаконным и отмене решения призывной комиссии муниципального образования района Чертаново Центральное ЮАО г. Москвы от ………. о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и выдаче ему справки взамен военного билета; обязании выдать военный билет. В обоснование своих требований указал, что ……….. призывной комиссией муниципального образования района «Чертаново Центральное» ЮАО г. Москвы в отношении Станкевич В.А. было вынесено решение (заключение) о зачислении в запас на основании п.1.1, ст.28 и п.1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и выдаче справки взамен военного билета в соответствии с заключением призывной комиссии по достижению 27-летнего возраста, оформленным протоколом № 1. С указанным решением не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене. ………… года он встал на учет в ОВК по Чертановскому району ЮАО Москвы. В период с 2008 по 2013 год проходил обучение в МГУ им. Ломоносова, в связи и чем мне была предоставлена отсрочка. По окончании университета он поступил в очную аспирантуру Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, справку и иные документы необходимые для предоставления отсрочки в связи с обучением в аспирантуре были им переданы в ОВК по Чертановскому району ЮАО Москвы. С ………… (дата постановки на воинский учет) по настоящее время проживает по известному отделу ОВК по Чертановскому району ЮАО Москвы адресу, номер телефона не менял, действий по уклонению от призыва на военную службу не совершал. Просит признать незаконным бездействие отдела ОВК по Чертановскому району ЮАО Москвы выразившееся в не уведомлении Станкевича В.А. надлежащим образом о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы; решение (заключение) призывной комиссии муниципального образования района «Чертаново Центральное» ЮАО г. Москвы от …………, оформленного протоколом № 1 о признании Станкевича В.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и выдаче ему справки взамен военного билета признать незаконным и отменить; обязать отдел ОВК по Чертановскому району ЮАО Москвы выдать Станкевичу В.А., ……….. года рождения, военный билет (л.д. 26-29).
Административный истец Станкевич В.А. в суд явился, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске, поскольку в его адрес никаких уведомлений из военкомата не приходило. Никто им не интересовался. Он не знал, что ему не представили отсрочку по обучению в аспирантуре. О зачислении в запас он узнал только ……….. г.
Представитель административных ответчиков Призывной комиссии района Чертаново Центральное г. Москвы и Военного комиссариата (объединённый, Чертановского района ЮАО г. Москвы) – структурное подразделение ФКУ «Военный комиссариат г. Москвы» Маврина Л.А. в суд явилась, административный иск не признала, представила письменные возражения (л.д. 45-50), а также указала, что повестки призывникам передавались через Управу Чертаново Центральное г. Москвы, иногда их отпускали в почтовый ящик. По адресу Станкевича В.А. направлялись уведомления, но они не были вручены. Просила в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон о воинской
обязанности и военной службе) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возраст е от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно пункту 1 статьи 51. 2 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов создаются запас Вооруженных Сил Российской Федерации, запас Службы внешней разведки Российской Федерации, запас Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые предназначены для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время.
Согласно пункту 1 статьи 52 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:
уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
успешно завершивших обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших указанные образовательные организации;
не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах; прошедших альтернативную гражданскую службу;
женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
Согласно пп.1.1 п.1 ст.28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Согласно п.34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением правительства РФ от 11.11.2006 № 663, При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Как усматривается из материалов личного дела призывника, Станкевич В. А., …………… года рождения, был принят на первоначальный воинский учет в военном комиссариате (объединенном, Чертановского района ЮАО г. Москвы) ………. г. Ему было выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу серия МА № …….. от ……….. (л.д. 53-58)
По достижении 27-летнего возраста Станкевич В.А. был зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п.1.1, ст.28 53-ФЗ от 28.03.1998) на основании заключения призывной комиссии муниципального образования района Чертаново Центральное ЮАО г.Москвы (протокол № 1 от 28.04.2018).
…………….. года административному истцу выдана справка взамен военного билета.
Данное заключение призывной комиссии было вынесено на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате, т.е. материалов личного дела призывника (п. 34 раздел III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663)
Как видно из материалов личного дела призывника, Станкевич В.А. решением призывной комиссии от ……….. был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями - категория годности «………..» и ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с получением высшего образования по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности), имеющему государственную аккредитацию, сроком до 2013 года.
По завершении обучения копия диплома о высшем профессиональном образовании, выданного ……………… года, была предоставлена Станкевичем В.А. в военный комиссариат Чертановского района ЮАО г. Москвы.
Согласно справки от 20.12.2013 ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», Станкевич В.А. поступил на 1 курс аспирантуры по очной форме обучения. В связи с отсутствием сведений о наличии государственной аккредитации по направлению подготовки (специальности), по которому обучался Станкевич В.А., отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в аспирантуре ему не предоставлялась.
Согласно и. 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ № 663 от 11.11.2006 призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
После истечения срока отсрочки от призыва, начиная с осени 2013 года Станкевич В.А. неоднократно оповещался повестками военного комиссариата о необходимости явки в военный комиссариат на призывные мероприятия по адресу, указанному в личном деле призывника: ………….. Данное здание является общежитием ЗИЛ АМО.
По материалам личного дела призывника видно, что с ……….. года по 29.03.2018 года (т.е. до достижения 27-летнего возраста) Станкевич В.А. по повесткам военного комиссариата на призывные мероприятия не являлся, документов о наличии уважительной причины неявки (ст.7 ч.2 53-ФЗ от 28.03.1998) не представлял.
При этом в период с ……….г по ……………. года (т.е. до достижения 27-летнего возраста) Станкевич В.А. не пользовался отсрочкой от призыва на военную службу по решению призывной комиссии и не был освобожден от призыва на военную службу по решению призывной комиссии (по основаниям, предусмотренным п.п.1 и 2, пп «в» п.З, п.4 ст.24 и ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Следовательно, истец, зная, что подлежит призыву на военную службу, не являлся по повесткам военкомата на призывные мероприятия с целью уклонения от призыва.
Кроме того, Станкевич В.А. не выполнил свои обязанности по воинскому учету (ст.10 53-ФЗ от 28.03.1998) и не сообщил в двухнедельный срок после завершения образования в военный комиссариат об изменении образования, т.е. не предоставил диплом об окончании аспирантуры, что является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ.
«Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей».
При таких обстоятельствах, призывная комиссия муниципального образования района Чертаново Центральное ЮАО г. Москвы ………… пришла к единогласному заключению о том, что Станкевич В.А. не прошел военную службу по призыву не имея на то законных оснований и подлежит зачислению в запас по ст. п.1.1 ст.28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе.
Таким образом, заключение призывной комиссии района Чертаново Центральное от ……………… о зачислении Станкевича В.А. в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, является законным и обоснованным, принятым в соответствии со статьями 5.1, 25, 26, 27, 28 Федерального закона о воинской обязанности и пунктами 13, 14, 15, 17, 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
Доводы административного истца о том, военный комиссариат (объединенный, Чертановского района ЮАО г. Москвы) допустил бездействие, выразившееся в не уведомлении его о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы, являются необоснованными.
Согласно п.3 ст.26 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Согласно п.1 ст.31 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Согласно п.34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны № 400 от 2.10.2007, оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Также п.34 указанной Инструкции допускается вручение повесток должностными лицами органов местного самоуправления.
Кроме того, перед началом каждого призыва на военную службу Распоряжением Префектуры Южного административного округа г. Москвы «Об организации выполнения нормы призыва граждан на военную службу» поручается главам управ районов оповещение граждан по месту жительства персональными повестками военного комиссариата.
Так, на протяжении 2013 - 2018 годов Станкевич В.А. оповещался о явке на призывные мероприятия повестками военного комиссариата.
Согласно материалам личного дела Станкевич В.А. оповещался о явке на призывные мероприятия, назначенные на: ………………, а также на заседание призывной комиссии по зачислению в запас на …………….. (л.д. 72, 74-85)
Главе управы района Чертаново Центральное ЮАО г. Москвы направлялись повестки для вручения Станкевичу В.А. сопроводительными письмами от ………., ………….
По поручению военного комиссариата работниками управы района повестки Станкевичу В.А. о явке на призывные мероприятия ……… и ………., а также на заседание призывной комиссии по зачислению в запас, назначенное на ………….., опускались в почтовый ящик, о чем делалась отметка в корешке повестки.
Повестку на ………….. года Станкевичу В.А. не удалось вручить ввиду не проживания, о чем сделала отметку на корешке повестки дежурная по общежитию ЗИЛ.
………..г Станкевич В.А. был оповещен о явке на призывные мероприятия …………г под роспись, вручила повестку Пустынникова. ……….г Станкевич В.А. был оповещен под роспись в корешке повестке о явке ………г на призывные мероприятия.
Все оповещение Станкевича В.А. производилось по адресу: ……………….(л.д. 73).
Также Станкевич В.А. оповещался о явке в военный комиссариат повестками по Почте России, например, о явке …….. почтовым отправлением от ………...
Однако ни по одной из повесток Станкевич В.А. не явился в назначенное время и место на призывные мероприятия.
Таким образом, военный комиссариат не допустил бездействие по уведомлению административного истца о необходимости явки на призывные мероприятия.
Требование административного истца о признании незаконным заключения призывной комиссии района Чертаново Центральное от ………….. о выдаче ему справки взамен военного билета является беспредметным, поскольку призывная комиссия не принимала такого заключения, которое не входит в ее компетенцию согласно ст.28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования Станкевича В.А. не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░░ ………….. ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░,- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: