Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-312/2019 от 23.07.2019

Дело № 2-312/2019

64RS0027-01-2018-000274-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2019 года город Петровск

Петровский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Коваля А.В., при секретаре судебного заседания – Кошелевой А.А., с участием представителя истца Министерства здравоохранения Саратовской области – Россошанской О.Ю., действующей на основании доверенности от 18 октября 2018 года, ответчика Писаревой Д.А. и ее представителя – Храмова С.В., действующего на основании доверенности от 11 июня 2019 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства здравоохранения Саратовской области к Писаревой Дарье Александровне о взыскании компенсационных выплат,

установил:

Министерство здравоохранения Саратовской области обратилось в суд с иском к Писаревой Д.А. о взыскании компенсационных выплат в размере 136 000 рублей. В обоснование иска указано, что 24 сентября 2013 года между истцом и ответчиком - интерном федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава РФ (далее - университет) - был заключен договор о предоставлении дополнительной социальной поддержки в рамках долгосрочной областной целевой программы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области» на 2013 - 2015 годы (далее - договор от 24 сентября 2013 года). Предметом данного договора являлось предоставление Писаревой Д.А. дополнительной социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 3 000 рублей на время ее обучения в качестве интерна в университете по целевому направлению от государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Петровская районная больница» (далее – ГУЗ СО «Петровская районная больница»). По указанному договору Писаревой Д.А. были получены 36 000 рублей.

17 ноября 2014 года Писарева Д.А. была принята на работу в ГУЗ СО «Петровская районная больница» и с ней был заключен трудовой договор.

19 ноября 2014 года между Министерством здравоохранения Саратовской области и Писаревой Д.А. был заключен договор о предоставлении молодому специалисту-врачу, прибывшему на работу в областную государственную либо муниципальную медицинскую организацию, дополнительной социальной поддержки в рамках подпрограммы 6 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной подпрограммы Саратовской области «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года» (далее - договор от 19 ноября 2014 года). Предметом данного договора являлось предоставление молодому специалисту Писаревой Д.А. дополнительной социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в размере 100 000 рублей, которые были перечислены Писаревой Д.А. 05 декабря 2014 года.

По условиям договоров от 24 сентября 2013 года и от 19 ноября 2014 года Писарева Д.А. обязалась отработать в ГУЗ СО «Петровская районная больница» в течение не менее 5 лет.

Пунктом 2.1.4 договора от 24 сентября 2013 года и п. 2.1.3 договора от 19 ноября 2014 года предусмотрена обязанность Писаревой Д.А. возвратить на счет Министерства здравоохранения Саратовской области полученные суммы дополнительной социальной поддержки в случае прекращения трудового договора с ГУЗ СО «Петровская районная больница» до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 81, п.п. 1, 2, 5, 6, 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) в течение 20 рабочих дней со дня прекращения трудового договора.

На основании приказа ГУЗ СО «Петровская районная больница» от 02 февраля 2017 года Писарева Д.А. была уволена с работы по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ - по инициативе работника.

Требование Министерства здравоохранения Саратовской области о возврате денежных средств в размере 136 000 рублей, полученных в качестве дополнительной социальной поддержки (ежемесячные денежные выплаты в размере 36 000 рублей и единовременная денежная выплата в размере 100 000 рублей), Писаревой Д.А. не выполнено.

Поскольку в нарушение условий заключенных договоров Писарева Д.А. не отработала в ГУЗ СО «Петровская районная больница» требуемые 5 лет и денежные средства, полученные в качестве дополнительной социальной поддержки, не возвратила, истец обратился в суд с указанным иском.

В судебном заседании представитель истца – Россошанская О.Ю., заявленные исковые требования подержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Ответчик Писарева Д.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. В письменном возражении на исковое заявление указала, что проработала в ГУЗ СО «Петровская районная больница» менее 5 лет и не выполнила обязательства по договору, заключенному с Министерством здравоохранения <адрес> по причине непредвиденных обстоятельств, в связи с тем, что ее ребенок - ФИО6 стал инвалидом и она вынуждена постоянно находиться с ним, так как воспитывает его одна и больше никто не может с ним проходить реабилитацию. Сыну была необходима, начиная с марта 2016 года, социально-психологическая реабилитация или абилитация, социально-средовая реабилитация или абилитация, психологическая помощь, оказываемая в образовательной организации. В связи с тем, что в г. Петровске Саратовской области отсутствовало учреждение такого типа, она вынуждена была переехать с ребенком в г. Саратов. Поскольку на момент заключения договора она никак не могла предвидеть наступление инвалидности у ребенка и такого осложнения его здоровья, никакого умысла у нее на неисполнение договора, заключенного с Министерством здравоохранения Саратовской области не было (т. 1 л.д. 79).

Представитель ответчика - Храмов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что действительно Писарева Д.А. получила компенсационные выплаты в сумме 136 000 рублей, намеревалась работать в ГУЗ СО «Петровская районная больница» и умысла на несоблюдение условий заключенных договоров у нее не было. Однако, она вынуждена была уволиться с работы, поскольку ей необходимо было заниматься реабилитацией своего ребенка, который получил инвалидность. Ребенок очень привязан к матери и, по состоянию своего здоровья, должен постоянно находиться с ней, в ее отсутствии чувствовал себя плохо. После проведенной реабилитации в 2019 году состояние здоровья ребенка улучшилось и он на общих основаниях пошел в школу.

Представитель третьего лица – Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление, в котором, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав представителя истца, ответчика и ее представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании заявления Писаревой Д.А. от 13 сентября 2013 года между Министерством здравоохранения Саратовской области и Писаревой Д.А. - интерном федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава РФ 24 сентября 2013 года был заключен договор о предоставлении ей как интерну университета дополнительной социальной поддержки в рамках долгосрочной целевой программы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области» на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 года № 800-П.

20 мая 2014 года между Министерством здравоохранения Саратовской области и Писаревой Д.А. было заключено дополнительное соглашение к договору от 24 сентября 2013 года.

Предметом договора от 24 сентября 2013 года и дополнительного соглашения к нему от 20 мая 2014 года согласно п.п. 1.1 и 1.2 являлось предоставление Писаревой Д.А. как интерну Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского Минздрава России дополнительной социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 3 000 рублей, предусмотренной долгосрочной целевой программой «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области» на 2013 - 2015 годы, и подпрограммой 6 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Саратовской области «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года № 545-П, при условии принятия обязательства Писаревой Д.А. трудоустроиться и фактически отработать в течение не менее 5 лет в ГУЗ СО «Петровская районная больница» после окончания послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры).

В соответствии с п. 2.1.4 договора от 24 сентября 2013 года и дополнительного соглашения к нему от 20 мая 2014 года на Писареву Д.А. возложена обязанность возвратить Министерству здравоохранения Саратовской области в полном объеме денежные средства, полученные ею в качестве ежемесячной денежной выплаты, в случае расторжения ею договора на целевую подготовку с ГУЗ СО «Петровская районная больница», отказа от заключения трудового договора или расторжения трудового договора с этой больницей до истечения 5 лет (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 81, п.п. 1, 2, 5, 6, 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Платежными поручениями от 2 июня 2014 года, от 11 августа 2014 года, от 29 октября 2014 года и от 12 ноября 2014 года Министерством здравоохранения Саратовской области были перечислены Писаревой Д.А. денежные выплаты, предусмотренные договором от 24 сентября 2013 года, в общей сумме 36 000 рублей.

17 ноября 2014 года Писарева Д.А. по трудовому договору была принята на работу врачом-хирургом в хирургическое отделение ГУЗ СО «Петровская районная больница».

На основании заявления Писаревой Д.А. от 17 ноября 2014 года между Министерством здравоохранения Саратовской области и молодым специалистом - врачом-хирургом хирургического отделения ГУЗ СО «Петровская районная больница» Писаревой Д.А. 19 ноября 2014 года был заключен договор о предоставлении молодому специалисту - врачу, прибывшему на работу в областную государственную либо муниципальную медицинскую организацию, дополнительной социальной поддержки в рамках подпрограммы 6 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Саратовской области «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года».

Предметом данного договора согласно п.п 1.1, 2.1.1, 2.1.2 являлось предоставление молодому специалисту Писаревой Д.А. дополнительной социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в размере 100 000 рублей в течение 30 календарных дней со дня издания Министерством здравоохранения Саратовской области приказа о назначении единовременной денежной выплаты при условии принятия молодым специалистом обязательства отработать в течение не менее 5 лет в ГУЗ СО «Петровская районная больница».

В соответствии с п. 2.1.3 договора от 19 ноября 2014 года Писарева Д.А. обязана возвратить на счет Министерства здравоохранения Саратовской области единовременную денежную выплату в полном объеме в случае прекращения трудового договора с ГУЗ СО «Петровская районная больница» до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 81, п.п. ?, 2, 5, 6, 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) в течение 20 рабочих дней со дня прекращения трудового договора.

Платежным поручением от 05 декабря 2014 года Министерством здравоохранения Саратовской области была перечислена Писаревой Д.А. единовременная денежная выплата в размере 100 000 рублей.

10 марта 2012 года у Писаревой Д.А. родился сын ФИО6, который с ДД.ММ.ГГГГ признан инвалидом по категории «ребенок-инвалид», инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Брак между Писаревой Д.А. и отцом ребенка ФИО8 прекращен ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заявления Писаревой Д.А. от 15 августа 2016 года об изменении режима рабочего времени в связи с необходимостью сопровождать ребенка-инвалида в реабилитационный центр приказом ГУЗ СО «Петровская районная больница» от 15 августа 2016 года Писаревой Д.А. с 16 августа 2016 года было установлено рабочее время с 8 часов 00 минут до 15 часов 12 минут.

Приказом ГУЗ СО «Петровская районная больница» от 2 февраля 2017 года Писарева Д.А. уволена с работы 2 февраля 2017 года по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника.

19 января 2018 года Министерством здравоохранения Саратовской области в адрес Писаревой Д.А. направлено требование о возвращении на счет министерства полученных в качестве дополнительной социальной поддержки сумм ежемесячных денежных выплат в размере 36 000 рублей и единовременной денежной выплаты в размере 100 000 рублей в полном объеме.

Указанное требование Писаревой Д.А. не исполнено, денежные средства Министерству здравоохранения Саратовской области не возвращены.

В рамках реализации п/п «г» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и распоряжения Правительством РФ от 15 апреля 2013 года № 614-р, постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 года № 800-П была утверждена долгосрочная областная целевая программа «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области» на 2013 - 2015 годы, действовавшая в период заключения между Министерством здравоохранения Саратовской области и Писаревой Д.А. договора от 24 сентября 2013 года.

Целями данной Программы являлись совершенствование и перспективное развитие обеспеченности областной системы здравоохранения медицинскими кадрами, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также кадрового дисбаланса, обеспечение притока в медицинские организации области врачей и среднего медицинского персонала; планирование подготовки и трудоустройства медицинских работников с использованием современных технологий кадрового менеджмента, эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские организации квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению; решение социальных вопросов медицинских работников в целях повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи, повышение престижа профессии медицинского работника.

В задачи Программы входило в том числе обеспечение социальной защиты, повышения качества жизни медицинских работников на основе приведения оплаты труда в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи.

В разделе 3 Программы «Система (перечень) программных мероприятий» были запланированы мероприятия по оказанию дополнительной социальной поддержки интернам Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского Минздрава России, заключившим договоры на целевую подготовку с медицинскими организациями области в рамках соответствующего государственного задания на последипломную подготовку специалистов. В числе таких мероприятий - предоставление интернам дополнительной социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат в размере 3 000 рублей при условии отработки выпускниками в медицинских организациях области, направивших их на целевую подготовку в интернатуре, 5 лет после окончания послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры).

Постановлением Правительства Саратовской области от 29 июля 2013 года № 372-П «О предоставлении дополнительной социальной поддержки студентам и интернам государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» утверждено Положение о порядке назначения и предоставления дополнительной социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат интернам государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России, действовавшее в период заключения Министерством здравоохранения Саратовской области с Писаревой Д.А. договора от 24 сентября 2013 года.

Согласно п. 3 данного Положения ежемесячная денежная выплата назначается интерну Министерством здравоохранения Саратовской области на период обучения в размере 3 000 рублей на основании заявления интерна.

В случае принятия решения о назначении ежемесячной денежной выплаты между интерном и Министерством здравоохранения Саратовской области заключается договор, предусматривающий, в том числе, обязанность интерна в течение не менее 5 лет отработать в областной государственной либо муниципальной медицинской организации, с которой заключен договор о целевой подготовке специалиста в интернатуре, после окончания послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры).

В соответствии с п. 18 указанного Положения, интерн, расторгнувший договор о целевой подготовке, отказавшийся от заключения трудового договора с областной государственной либо муниципальной медицинской организацией либо расторгнувший после трудоустройства трудовой договор с областной государственной либо муниципальной медицинской организацией до истечения 5 лет (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 81, п.п. 1, 2, 5, 6, 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ), возвращает Министерству выплаченные ему по договору денежные средства в полном объеме в течение 20 рабочих дней со дня расторжения договора, трудового договора, отказа от заключения трудового договора.

Постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года № 545-П утверждена государственная программа Саратовской области «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года», в рамках которой принята подпрограмма 6 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Саратовской области «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года» (далее - подпрограмма 6), цели и задачи которой аналогичны целям и задачам, долгосрочной областной целевой программе «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области» на 2013 - 2015 годы.

Постановлением Правительства Саратовской области от 7 мая 2014 года № 269-П в целях реализации подпрограммы 6 утверждены Положение о порядке назначения и предоставления дополнительной социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат интернам Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России и Положение о порядке назначения и предоставления дополнительной социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам, прибывшим на работу в областные государственные либо муниципальные медицинские организации.

Согласно п. 3 Положения о порядке назначения единовременной денежной выплаты, единовременная денежная выплата молодым специалистам назначается и выплачивается Министерством здравоохранения Саратовской области в размере 100 000 рублей в рамках подпрограммы 6 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» на основании заявления молодого специалиста.

В соответствии с п/п «а» п. 13 Положения о порядке назначения единовременной денежной выплаты в случае принятия решения о назначении единовременной денежной выплаты между молодым специалистом и Министерством здравоохранения Саратовской области заключается договор, предусматривающий обязанность молодого специалиста в течение не менее 5 лет отработать по основному месту работы в областной государственной либо муниципальной медицинской организации.

Пунктом 17 Положения о порядке назначения единовременной денежной выплаты установлено, что молодой специалист, расторгнувший трудовой договор с областной государственной либо муниципальной медицинской организацией до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 81, п.п. 1, 2, 5, 6, 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ), возвращает в полном объеме средства, выплаченные ему в рамках Программы, на расчетный счет Министерства здравоохранения Саратовской области в течение 20 рабочих дней со дня прекращения трудового договора.

В числе названных в п. 17 указанного Положения исключений - отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ); ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ); сокращение численности или штата работников организации, индивидуальным предпринимателем (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), смена собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ); призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ); восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ); признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ); смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ); наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствовавших продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ (п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Из приведенных нормативных положений следует, что одним из направлений государственной политики в сфере здравоохранения является обеспечение системы здравоохранения РФ медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, работающих в сельской местности, обеспечение социальной защищенности и повышение качества жизни медицинских работников. Названная цель реализуется в том числе путем предоставления медицинским работникам различных мер социальной поддержки, определяемых как законодательными актами РФ, так и законодательными актами субъектов РФ. В частности, нормативными правовыми актами субъекта РФ - Саратовской области - предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в форме ежемесячных денежных выплат интернам медицинских университетов на период прохождения ими послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры) и единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам, прибывшим на работу в областные государственные либо муниципальные медицинские организации.

Одним из условий предоставления названных выплат в Саратовской области является работа гражданина (интерна, молодого специалиста-врача) в областной государственной либо муниципальной медицинской организации не менее 5 лет после окончания послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры). Предусмотрены последствия невыполнения интерном или молодым специалистом-врачом этого условия, а именно обязанность возвратить уполномоченному органу, в данном случае Министерству здравоохранения Саратовской области, полученные социальные выплаты (ежемесячную денежную выплату интернам и единовременную денежную выплату молодым специалистам-врачам), за исключением случаев расторжения трудового договора по обстоятельствам, вызванным уважительными причинами, в том числе не зависящим от работника, либо по обстоятельствам, не зависящим от воли обеих сторон трудового договора.

Таким образом, с учетом целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан РФ, на обеспечение системы здравоохранения РФ медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, работающих в сельской местности, обеспечение социальной защищенности и повышение качества жизни медицинских работников путем предоставления им различных социальных выплат, само по себе досрочное расторжение трудового договора, в том числе по инициативе медицинского работника - получателя социальных выплат в форме ежемесячных денежных выплат и единовременной денежной выплаты, без учета конкретных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, не может служить безусловным основанием для истребования у него этих выплат.

В случае досрочного прекращения трудовых отношений медицинским работником-получателем социальных выплат при наличии уважительных причин, явившихся поводом для досрочного расторжения трудового договора по инициативе молодого специалиста-врача, молодой специалист не может быть лишен права на социальные выплаты.

Статьей 80 ТК РФ, определяющей порядок расторжения трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) предусмотрен перечень причин, обусловливающих невозможность продолжения работником работы и необходимость работодателя расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника, по его инициативе. К таким причинам, в частности, относится зачисление работника в образовательное учреждение, выход на пенсию, установленное нарушение работодателем законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора. Данный перечень не является исчерпывающим.

Следовательно, вопрос об уважительности причин увольнения молодого специалиста-врача до истечения срока, которым было обусловлено предоставление мер социальной поддержки (ежемесячных денежных выплат интернам за период их обучения в интернатуре и единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам), в данном случае 5 лет отработать в государственной либо муниципальной медицинской организации, при рассмотрении требований уполномоченного органа о взыскании этих выплат суду следует разрешать, в том числе, с учетом названных обстоятельств.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с заключением Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Саратовской области государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Саратова от 22 марта 2018 года ФИО6 - сын Писаревой Д.А. нуждается: в создании специальных условий для получения образования; в создании специальных условий для получения дополнительного образования для обучающихся с особенностями психофизического развития; в занятиях с логопедом по формированию всех компонентов речи; в занятиях с психологом по развитию познавательных процессов, по коррекции эмоциональной сферы; в занятиях с дефектологом по формированию пространственно-временных понятий, элементарных математических представлений, развитию представлений об окружающей действительности, развитию мелкой и общей моторики; в занятиях по адаптивной физической культуре.

С 01 апреля 2018 года Писарева Д.А. являлась получателем ежемесячной выплаты как неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом, предусмотренной Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».

Из ответа государственного автономного учреждения Саратовской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Петровского района» от 14 мая 2018 года следует, что ФИО6 проходил социально-психологическую реабилитацию как ребенок-инвалид с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В эмоционально-волевой сфере ФИО6 отмечается глубокая привязанность к матери - Писаревой Д.А., выражена потребность в заботе и уходе с ее стороны, данная потребность является ведущей в развитии ребенка.

Согласно сообщениям Управления образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 10 июня 2019 года и от 20 июня 2019 года на территории Петровского муниципального района в 2016 – 2018 годах детских дошкольных учреждений или специальных групп компенсирующего типа для детей с задержкой психо-речевого развития не имелось.

Из справок государственного учреждения здравоохранения «Областная клиническая психиатрическая больница Святой Софии» от 12 сентября 2019 года и от 18 сентября 2019 года следует, что ФИО6 имеет заболевание <данные изъяты>, с 2015 по 2019 год неоднократно осматривался психиатрами данного учреждения, по результатам осмотра ему проводилась коррекция лечения, давались необходимые рекомендации по лечению, которые матерью полностью выполнялись, в настоящее время имеется тенденция к положительной динамике.

В 2017 и 2019 годах ФИО6 проходил курсы логопедических занятий, что подтверждается справками центра развития и творчества «Диалог» г. Саратова от 13 сентября 2019 года и центра развития речи «Говорун» г. Саратова.

С 01 сентября 2019 года ФИО6 обучается в первом классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска Саратовской области».

При таких обстоятельствах, суд считает, что увольнение молодого специалиста Писаревой Д.А. по собственной инициативе до истечения пятилетнего срока с момента поступления на работу в ГУЗ СО «Петровская районная больница», которым было обусловлено предоставление мер социальной поддержки (ежемесячных денежных выплат интернам за период их обучения в интернатуре и единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам), в данном случае было вызвано уважительными причинами, а именно развитием у сына Писаревой Д.А. – ФИО9 заболевания и установлением в последующем ему инвалидности. Необходимостью лечения и ухода за ребенком-инвалидом, которого она воспитывает одна, который нуждался в социально-психологической и социально-средовой реабилитации в специальном учреждении, которое в г. Петровске Саратовской области в 2016 - 2018 года отсутствовало, и ведущей в развитии ребенка потребностью в заботе и уходе со стороны матери. Данные обстоятельства (заболевание ребенка) являлись для Писаревой Д.А. непредвиденными на момент заключения ею договоров с Министерством здравоохранения Саратовской области от 24 сентября 2013 года и от 19 ноября 2014 года.

Из материалов дела усматривается, что в результате лечения и выполнения Писаревой Д.А. рекомендаций по лечению, в настоящее время имеется тенденция к положительной динамике состояния здоровья ФИО6, он пошел в первый класс общеобразовательной школы.

Сам по себе факт расторжения трудового договора по инициативе медицинского работника - молодого специалиста-врача, проживающего и работающего в сельской местности до истечения пятилетнего срока с момента поступления на работу в медицинскую организацию, не является основанием для возврата полученных им социальных выплат - мер социальной поддержки (ежемесячных денежных выплат интернам медицинского университета на период прохождения ими послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры), единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам, прибывшим на работу в областные государственные либо муниципальные медицинские организации). Это противоречит сути и целям государственной политики в области здравоохранения и государственным программам по улучшению жизненных условий молодых специалистов-врачей, проживающих и работающих в сельской местности.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, применение положений ГК РФ, включая нормы главы 22 данного Кодекса «Исполнение обязательств», зависит от того, являются ли спорные имущественные отношения гражданско-правовыми, то есть основанными на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а если эти отношения таковыми не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям.

В данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты интернам на период их обучения в интернатуре, единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам). Эти отношения урегулированы нормами специального законодательства субъекта РФ - Саратовской области - постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 года № 800-П и постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года № 545-П, в которых предусмотрена возможность для интернов и молодых специалистов-врачей получения государственной поддержки в форме ежемесячных денежных выплат интернам медицинского университета на период прохождения ими послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры) и единовременной денежной выплаты молодым врачам-специалистам, прибывшим на работу в областные государственные либо муниципальные медицинские организации.

Решение о предоставлении названных мер социальной поддержки или об отказе в их предоставлении принимается Министерством здравоохранения Саратовской области, которое наделено в силу своего правового статуса полномочиями по осуществлению публично значимых функций, в частности полномочиями по рассмотрению заявлений кандидатов на предоставление ежемесячных денежных выплат и единовременной денежной выплаты, проверке представленных документов для получения социальных выплат.

Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки, регулируемые приведенными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Саратовской области, - не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В рамках этих отношений один из их участников, в данном случае Министерство здравоохранения Саратовской области, реализует публично-властные полномочия по исполнению и применению нормативных правовых актов по отношению к другому участнику - гражданину, реализующему предоставленное ему нормативными правовыми актами право на получение мер социальной поддержки. При этом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Саратовской области - применение положений ГК РФ к отношениям, связанным с предоставлением мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат интернам и единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам, не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, к спорным отношениям положения ст. 309 ГК РФ не могут быть применены.

Доводы представителя истца о неисполнении Писаревой Д.А. условий предоставления ей социальных выплат на то, что в соответствии с положениями ст.ст. 93, 262, 262.1, 263 ТК РФ для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, установлены более щадящие условия труда, которые предоставлялись Писаревой Д.А. и которыми последняя не воспользовалась, нельзя признать правомерными, поскольку к предмету настоящего спора о сохранении за Писаревой Д.А. права на меры социальной поддержки, данные обстоятельства, а именно дополнительные гарантии для лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, и предоставление этих гарантий работодателем в период трудовой деятельности такого работника, не относятся.

Также суд находит не состоятельными доводы представителя истца о том, что ФИО6 – сыну Писаревой Д.А., при имеющемся у него заболевании, могла быть оказана необходимая медицинская помощь в ГУЗ СО «Петровская районная больница» и Писарева Д.А. имела возможность проводить лечение и реабилитацию ребенка в данном медицинском учреждении и не увольняться с работы для этих целей, как указывается самой Писаревой Д.А., суд находит несостоятельными. Из представленной представителем истца информации ГУЗ СО «Петровская районная больница» от 13 июня 2019 года следует, что данная медицинская организация имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе по профилю заболевания, имеющегося у ФИО6, от 25 октября 2018 года. Сведений о наличии таковой лицензии на период 2016-2017 годов, и первой половины 2018 года – не представлено.

Кроме того, не относится к существу рассматриваемого спора представленная представителем истца служебная записка начальника отдела кадров ГУЗ СО «Петровская районная больница» о допущении Писаревой Д.А. в период работы в данном учреждении 19 прогулов и наличии 6 дисциплинарных взысканий, поскольку Писарева Д.А. была уволена из ГУЗ СО «Петровская районная больница» по собственной инициативе, а не по инициативе работодателя в связи с нарушением трудовой дисциплины.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что умысла по неисполнению взятых на себя обязательств по договорам с Министерством здравоохранения Саратовской области от 24 сентября 2013 года и от 19 ноября 2014 года Писарева Д.А. не имела, ее увольнение по собственной инициативе из ГУЗ СО «Петровская районная больница» ранее установленного указанными договорами пятилетнего срока вызвано непредвиденными обстоятельствами – заболеванием ребенка и необходимостью его лечения и реабилитации.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных исковых требований Министерству здравоохранения Саратовской области следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Саратовской области к Писаревой Дарье Александровне о взыскании компенсационных выплат, отказать.

Срок изготовления мотивированного решения – 27 сентября 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Петровский городской суд Саратовской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий (подпись) А.В. Коваль

Верно.

Судья Петровского городского суда

Саратовской области

«___»___________ 2019 г. А.В. Коваль

2-312/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство здравоохранения Саратовской области
Ответчики
Писарева Дарья Александровна
Другие
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области
Суд
Петровский городской суд Саратовской области
Судья
Коваль Александр Владимирович
Дело на странице суда
petrovsky--sar.sudrf.ru
23.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.07.2019Передача материалов судье
09.08.2019Подготовка дела (собеседование)
09.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2019Судебное заседание
16.09.2019Судебное заседание
23.09.2019Судебное заседание
27.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2020Дело оформлено
21.04.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее