Дело № 12-38/18
Р Е Ш Е Н И Е
05 марта 2018 года город Петрозаводск
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Т.В.Баранова, при секретаре М.Б.Рыжих, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Знаменского С.А. на постановление по делу об административном правонарушении,
установила:
хх.хх.хх г. заместителем начальника ОНДиПР Прионежского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Карелия вынесено постановление, в соответствии с которым Знаменский С.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). На основании этого постановления ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей.
Знаменский С.А. (заявитель) обратился в суд с жалобой на указанное выше постановление, просил его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя свои требования тем, что он не согласен с постановлением и с назначенным наказанием, указал в жалобе, что не был надлежащим образом уведомлен о рассмотрении дела об административном правонарушении, загромождение проезда по ... в ... не допускал.
Знаменский С.А. и его представитель Сарычева Ю.А., действующая по доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержали в части отсутствия вины заявителя в совершении правонарушения, указали, что гравий был привезен ФИО1 для устройства пожарного водоема.
Заместитель начальника ОНДиПР Прионежского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Карелия ФИО2 в судебном заседании считал жалобу не подлежащей удовлетворению.
Заслушав участников процесса, показания свидетелей, изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующему.
В силу статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п.1 ст. 90 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Пунктом 8.6 Свода правил 4.13130.2013 г. «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 3,5 м. при высоте зданий или сооружений до 13м. включительно.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных Правил гражданами, должностными лицами, юридическими лицами квалифицируется по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 20.4. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.
Объектом данного административного правонарушения является пожарная безопасность, составная часть общественной безопасности, совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем. Субъектами правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, могут быть граждане.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении гражданином правил пожарной безопасности.
С субъективной стороны данное правонарушение может выражаться в форме умысла и неосторожности.
Статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» определяет нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору....
В соответствии с протоколом № от хх.хх.хх г. Знаменский С.А. нарушил требования пожарной безопасности, а именно допустил загромождение проезда по ..., в результате чего не обеспечена возможность проезда пожарной техники.
Протокол составлен в отсутствии Знаменского С.А. Сведений о том, что он был уведомлен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении материалы административного дела не содержат.
На основании вышеуказанного протокола Знаменский С.А. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4. КоАП РФ.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с п.4.1. ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течении трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении этого лица и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административном правонарушение.
Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в связи с чем, были нарушены права заявителя как лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ, в том числе, право знакомиться с протоколом об административном правонарушении и представлять объяснения и замечания по его содержанию.
При проверке законности действий должностных лиц административного органа и соблюдения порядка привлечения заявителя к административной ответственности, административным органом требования статьи 29.1 КоАП РФ не выполнены, вопрос о наличии всей совокупности условий, необходимых для привлечения лица к административной ответственности не выяснен.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и т.д. При этом, доказательства, полученные с нарушением норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются недопустимыми.
Отмеченные нарушения закона являются существенными и возможность их устранения на данной стадии процесса утрачена, поскольку возможность возврата протокола должностному лицу, его составившему, как было отмечено выше, предусмотрена пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ лишь на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ существенное нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является основанием к отмене постановления.
Принимая во внимание, что должностным лицом не были созданы процессуальные условия для реализации права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а обжалуемое постановление вынесено с существенным нарушением процессуальных норм КоАП РФ, исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, оспариваемое постановление является незаконным.
При таких обстоятельствах, поскольку вина Знаменского С.А. в совершении административного правонарушения установлена на основании недопустимого доказательства, полученного с нарушениями закона (протокола об административном правонарушении), то обжалуемое постановление от хх.хх.хх г., вынесенное в отношении Знаменского С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.
Руководствуясь ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
жалобу Знаменского С.А. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника ОНДиПР Прионежского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Карелия от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Знаменского С.А. отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня получения его копии через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья Т.В.Баранова