№ 2-1669/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2014 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Гольцовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Степанова И.Ю. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, УМВД России по Орловской области, ИВС МО МВД России «Кромской» о компенсации морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания,
установил:
Степанов И.Ю. обратился в суд с иском к ИВС МО МВД России «Кромской» о компенсации морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания. <данные изъяты>, истец просил суд взыскать с ИВС МО МВД России «Кромской» денежную компенсацию в размере <данные изъяты>
Определением суда от ДД.ММ.ГГ в качестве соответчиков к участию в деле привлечены РФ в лице Министерства финансов РФ, УМВД России по Орловской области.
В судебное заседание истец Степанов И.Ю. не явился, <данные изъяты>.
Представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду заявление, в котором так же указал, что иск не признает, поскольку истцом пропущен срок обращения в суд с иском, а так же не предоставлено никаких доказательств, обосновывающих исковые требования.
Представители ответчиков - ИВС МО МВД России «Кромской», УМВД России по Орловской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом взависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
<данные изъяты>
Федеральный закон «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ст. 4 названного Закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержание под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу ст. 22 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
В соответствии со ст.ст. 23, 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Истец, заявляя свои требования, указал суду, что отсутствовали бытовые условия, не выдавалось постельное белье, присутствовала сырость и влага, плохое освещение, отсутствовала питьевая вода, водопроводный кран не работал, санузел был в нерабочем состоянии, питание производилось один раз в день, не предоставлялись прогулки.
Согласно ст. 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Такие Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел утверждены Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950.
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
В соответствии с п. 2 вышеуказанного приказа допускается отсутствие камерного санузла, в этом случае дежурному инспектору предусмотрено мытье бачка для питьевой воды, а также выносить, мыть и дезинфицировать бычок для отправления естественных надобностей.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, согласно письменным пояснениям начальника МО МВД РФ «Кромской», за период содержания степанова И.Ю. в камерах были созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, норм санитарной площади в камере на одного человека установлена в размере 4-х кв.м. Содержащиеся в ИВС в ДД.ММ.ГГ ежедневно обеспечивались трехразовым питанием по нормам, определяемым Правительством РФ, камерные помещения были оборудованы спальным местом индивидуальным, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственных программ, системой водопровода, канализацией, предоставлялась прогулка ежедневно не менее 1 часа в день. Предметы личной гигиены выдавались по установленным нормам, а именно: постельные принадлежности, мыло хозяйственное, бумага для гигиенических целей, зубная паста, зубная щетка, матрацы, чашки, ложки, кружки, уборочный инвентарь, уборка проводилась не менее двух раз в месяц с применением 10% хлорной извести. Имелась в камерах естественная вентиляция, была вытяжная вентиляция, искусственное освещение соответствовало требованиям СанПин. Руководством ежедневно осуществлялся обход камер, жалобы от истца не поступали. В 2007 году в ИВС ОВД по <...> проведен капитальный ремонт.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются договором №*** от ДД.ММ.ГГ на поставку продуктов питания, журналом регистрации выходов подозреваемых и обвиняемых из камер ИВС, книгой учета лиц, содержащихся в ИВС, журналом медицинских осмотров, журналом санитарного состояния ИВС, фотографиями камер.
В связи с чем, суд полагает, что поскольку истцом не представлены доказательства, на которых основаны его требования, в удовлетворении исковых требований Степанову И.Ю. следует отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Степанова И.Ю. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, УМВД России по Орловской области, ИВС МО МВД России «Кромской» о компенсации морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГ.
Председательствующий: И.С. Щербина