Дело №2а-1099/2023
63RS0028-01-2023-001285-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 декабря 2023 года с.Сергиевск
Сергиевский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего Носковой О.В.
при секретаре Стрельцовой М.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения Верхняя Орлянка муниципального района Сергиевский Самарской области о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенное нарушение,
с участием ст.помощника прокурора Сергиевского района Меримерин Л.А.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сергиевского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации сельского поселения Верхняя Орлянка муниципального района Сергиевский, в котором просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения и обязать ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора по координатам 53.711891, 51.145313.
В обосновании административных исковых требований указано, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды, на территории сельского поселения Верхняя Орлянка по координатам 53.711891, 51.145313 обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора, которая оказывает негативное воздействие на почву и атмосферный воздух. Согласно п.18, п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Администрация сельского поселения Верхняя Орлянка муниципального района Сергиевский не исполняет требования законодательства, сбор и вывоз бытового мусора с территории несанкционированной свалки не осуществляет, мер по пресечению несанкционированного складирования мусора гражданами не принимает, то есть бездействие администрацию сельского поселения нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную среду обитания.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокуратуры Сергиевского района Меримерин Л.А. поддержал заявленные требования по доводам, указанным в административном иске и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Верхняя Орлянка муниципального района Сергиевский в судебное заседание не явился, в отзыве просят рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, требования прокурора признают.
Выслушав представителя прокуратуры, изучив материалы и доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст.42 ЗК РФ).
В целях охраны земель, на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (п.п.2 п.3 ст.13 ЗК РФ).
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения.
В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) являются несанкционированными свалками отходов.
Исходя из требований законодательства, размещение отходов возможно только на объектах размещения отходов, к которым относятся специальные сооружения, оборудованные в соответствии с действующими экологическими, санитарными и иными требованиями, которые должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов и отвечать требованиям проектно-разрешительной документации и регламента эксплуатации такого объекта. Выброс и складирование отходов непосредственно на почву запрещается.
Судом установлено, что прокуратурой Сергиевского района проведена проверка исполнения на территории муниципального района Сергиевский требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проведённой проверки выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора в 600 м. северо-западнее <адрес> по координатам 53.711891, 51.145313, что подтверждается актом осмотра территории и фотографией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-8).
Доказательств, указывающих на то, что администрацией сельского поселения Верхняя Орлянка приняты все необходимые меры по ликвидации свалки, по организации вывоза отходов и мусора на специализированные площадки, суду не представлено.
Поскольку несанкционированная свалка, на которой осуществляется хранение отходов и мусора в нарушение санитарных норм и правил, с учётом её расположения вблизи населённого пункта ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого круга лиц, создаёт опасность причинения вреда окружающей среде, она подлежит ликвидации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Сергиевского района в полном объёме.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения Верхняя Орлянка муниципального района Сергиевский Самарской области о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенное нарушение – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Верхняя Орлянка муниципального района Сергиевский Самарской области по непринятию мер к эффективной системе очистки территории сельского поселения.
Обязать администрацию сельского поселения Верхняя Орлянка муниципального района Сергиевский Самарской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора по координатам 53.711891, 51.145313.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 7 декабря 2023 года.
Председательствующий: О.В. Носкова