Мотивированное решение по делу
УИД: 52RS0022-01-2020-000512-41
изготовлено 26.01.2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Бутурлино 20 января 2021 года
Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой Е.Е.,
при секретаре Шмелевой А.С.,
с участием представителя истца заместителя прокурора Бутурлинского района Назаркина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-29\2021 по исковому заявлению прокурора Бутурлинского района Нижегородской области, поданного в интересах Мельниковой Ксении Сергеевны к администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л :
Прокурор Бутурлинского района Нижегородской области обратился в суд в соответствии со ст. 45 ГПК РФ с иском в интересах Мельниковой Ксении Сергеевны к администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, в котором просит обязать администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области предоставить Мельниковой Ксении Сергеевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 30 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуру Бутурлинского района поступило обращение Мельниковой К.С. о необеспечении её администрацией Бутурлинского муниципального района жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Мельникова К.С. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Бутурлинского муниципального района <адрес> под номером №, ДД.ММ.ГГГГ Мельникова К.С. достигла возраста совершеннолетия, но в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» Мельникова К.С. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не обеспечена.
В соответствии с п.4 ст. 15.6-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 123-З «О жилищной политике в <адрес>», жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для проживания детей-сирот и лиц из их числа предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п.2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О жилищной политике в <адрес>», норма предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда <адрес>, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере не менее 30 кв. метров - для одиноко проживающих граждан.
Таким образом, предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроеным и иметь общую площадь не менее 30 кв.м.
Обязанность по обеспечению Мельниковой К.С. жилым помещением возложена в соотвествтии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О наделении органов местного самоуправления муницпальных районов и городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» на администрацию Бутурлинского муниципального района <адрес>.
В судебном заседании заместитель прокурора Бутурлинского района Назаркин А.Н. исковые требования поддержал, привел доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.
Истец Мельникова К.С. в судебное заседание не явилась, была уведомлена о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка о вручении судебной повестки. Мельникова К.С. подала в суд заявление, в котром просит рассмотреть дело в её отсутствии, указала, что исковые требования поддерживает, жильем не обеспечена.
Представитель ответчика администрации Бутурлинского муниципального района в судебное заседание не явился, были уведомлены о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, о чем имеется расписка о вручении судебной повестки. От представителя по доверенности Шевыровой Т.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствиии представителя Администрации, в ходатайстве указано, что исковые требования администрация признает, возражений относительно удовлерения исквых требований не имеет. Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика админситрации Бутурлинского муниципального района <адрес>.
Представитель третьего лица министерства социальной политики <адрес> в судебное заседание не явился, были уведомлены о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление о вручении судебной повестки. До начала судебного заседания от представителя третьего лица каких-либо заявлений, ходатайств не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя министерства социальной политики <адрес>.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Судом установлено, что Мельникова К.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ и достигла возраста 18 лет.
Мельникова К.С. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с отсутствием у нее жилого помещения, пригодного для проживания, решением комиссии администрации Бутурлинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Мельникова К.С. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.п. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ и п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории <адрес>».
Постановлением администрации Бутурлинского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Мельникова К.С. была включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.
Из ответа администрации Бутурлинского муниципального района следует, что на дату ДД.ММ.ГГГГ Мельникова К.С. значится в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечением жилыми помещениями специализированного жилищного фонда под номером №.
В ответ на обращение Мельниковой К.С. администрация Бутурлинского муниципального района сообщила о невозможности предоставления ей жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в связи с отсутствием жилого фонда и отсутствием финансирования.
Жилым помещением Мельникова К.С. до настоящего времени не обеспечена.
Представление прокурора в адрес ответчика осталось без удовлетворения.
В соответствии с п.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 123-З "О жилищной политике в <адрес>", однократно предоставляются по месту выявления и первичного устройства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета» жилые помещения предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список детей-сирот), по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.5 Положения о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с п.4 ст. 15.6-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 123-З «О жилищной политике в <адрес>», жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для проживания детей-сирот и лиц из их числа предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п.2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О жилищной политике в <адрес>», норма предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда <адрес>, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере не менее 30 кв. метров - для одиноко проживающих граждан.
Таким образом, предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным и иметь общую площадь не менее 30 кв.м.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных правоотношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Проанализировав совокупности изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению Мельниковой К.С. жилым помещением по договору специализированного найма, возложена на администрацию Бутурлинского муниципального района <адрес> жилого помещения должна быть не менее 30 кв.м.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Мельникова К.С. имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированого жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лицо из числа детей-сирот, но до настоящего времени благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой предоставления ей не предоставлено, что является основанием для удовлетворения иска и возложения на ответчика обязанности предоставить жилое помещение.
Возражений относительно удовлетворения исковых требований ответчик не высказал, напротив представитель в ходатайстве указал на признание исковых требований.
Поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, то судом срок исполнения решения суда не устанавливается, решение подлежит исполнению по вступлении в законную силу. Об исполнении решения суда должно быть сообщено истцу и в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области предоставить Мельниковой Ксении Сергеевне ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не менее 30 кв.м.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд, через Бутурлинский районный суд.
Судья - Е.Е. Зимина