УИД №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е«29» марта 2022 года <адрес>
Судья Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым Липовская И.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности –ФИО1,
рассмотрев дело об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, -
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, он составлен в отношении ФИО1 по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что он ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ, находился в общественном месте на остановке общественного транспорта, по адресу: <адрес>, не используя средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские и немедицинские маски, респираторы), чем нарушил пункт 24.1 Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым».
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении указанного правонарушения не признал, обращал внимание суда, что он не находился в общественном месте на остановке общественного транспорта, по адресу: <адрес>., а находился возле кафе, где пил кофе. Пояснял, что на видеозаписи, приобщенной к материалам дела об административном правонарушении, также не усматривается, что он находился на остановке, поскольку он там не был. Просил дело прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель начальника управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – заведующий отделом экологического надзора <адрес> и <адрес> ФИО3 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщены.
Выслушав ФИО1, огласив протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Федеральным законом от 01 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" названный Кодекс дополнен статьей 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения", в соответствии с частью 1 которой невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 указанного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г., в числе иного, разъяснено, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В силу статьи 10 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2021 года №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 49, ст. 4916), коронавирусная инфекция (2019- nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно п.п. в, г п.4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2002 года №417, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. «а.2» п. «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2020 года №417, в соответствии с пп. «б» п.3, пп. «в», «г» п.4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп.«б» п.6 ст.4.1, пп. «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» п. «а» статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пункта 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года №63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым», на основании п.1 которого с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Крым введен режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Крым с 00 часов 00 минут 17 марта 2020 года и до особого распоряжения.
Также согласно пункта 24.1 данного Указа до особого распоряжения, граждан обязали использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские и немедицинские маски, респираторы) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли (оказания услуг), деятельность которых не ограничена настоящим Указом, а также при нахождении в общественных местах (местах ожидания общественного транспорта, на открытых площадях аэропортов, железнодорожных и автобусных вокзалов и пр.).
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, он составлен в отношении ФИО1 по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что он ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, находился в общественном месте на остановке общественного транспорта, по адресу: <адрес>, не используя средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские и немедицинские маски, респираторы), чем нарушил пункт 24.1 Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым».
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в нем имеется акт выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в результате проведения выездного обследования остановки общественного транспорта «Железнодорожный вокзал», расположенная по адресу: <адрес> на предмет соблюдения требований Указа Главы Республики Крым № 63-У от 17 марта 2020 «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» установлен факт нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации в части неиспользования средств индивидуальной защиты органов дыхания гр. ФИО1 (л.д.1-2).
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - заведующим отдела экологического надзора <адрес> и <адрес> – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № в отношении ФИО1, за совершения административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то что, он ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 32 минуты, находился в общественном месте на остановке общественного транспорта, по адресу: <адрес>, не используя средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские и немедицинские маски, респираторы), чем нарушил пункта 24.1 Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» (л.д. 3-5).
Согласно, вышеуказанного протокола об административном правонарушении, в графе объяснение физического лица - ФИО1 пояснил, что вышел из кафе и снял маску (л.д. 5).
Должностным лицом к протоколу об административном правонарушении приобщена видеозапись (л.д. 9), на которой зафиксирован факт составления протокола об административном правонарушении и пояснения ФИО1, который пояснял, что он правонарушения не совершал, в общественном месте на остановке общественного транспорта, по адресу: <адрес> не находился. На видеозаписи не зафиксирован факт нахождения ФИО1 в общественном месте, не используя средства индивидуальной защиты органов дыхания, в нарушение пункта 24.1 Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым».
Кроме того, материалы дела не содержат сведений, подтверждающих факт нахождения ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в общественном месте на остановке общественного транспорта, по адресу: <адрес>, не используя средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские и немедицинские маски, респираторы), для чего в судебное заседание было вызвано должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, однако, заместитель начальника управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – заведующий отделом экологического надзора <адрес> и <адрес> ФИО3 в судебное заседание не явился, причин не явки суду не сообщил, пояснения по указанным выше обстоятельствам не дал.
В соответствии с частью 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенные обстоятельства, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ находился в общественном месте на остановке общественного транспорта, по адресу: <адрес>, где не используя средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские и немедицинские маски, респираторы), мог нарушить пункт 24.1 Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2021 №63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 24.5, 29.10 – 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья –
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушениив отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым.
Судья И.В. Липовская